Правила игры: какой будет концепция развития благотворительности в 2019 году


В 2019 году будет принята новая Концепция развития благотворительной деятельности, обновленная концепция разрабатывается по поручению председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Департаменте стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития РФ при участии экспертов НКО. По словам Артема Шадрина, директора Департамента, «сегодня есть хорошая возможность сделать следующий шаг: не просто уточнить те или иные инструменты поддержки федерального уровня, чуть-чуть подвинуть налоговые льготы или расширить имущественную поддержку, а постараться рассмотреть вопрос более широко и говорить не столько о мерах господдержки, сколько о развитии сферы благотворительности».

Предыдущая концепция, в которой были указаны меры, направленные на содействие развитию благотворительной деятельности и добровольчества, была утверждена правительством в 2009 году.

«Благотворительность может позволить себе экспериментировать. Благотворительность может позволить себе поддержать что-то новое, не боясь спорного результата и неудач. Важно обеспечить минимальные барьеры для того, чтобы вовлекать в решение социальных задач что-то новое, важное и нужное», — подчеркнул Артем Шадрин.

По просьбе «Филантропа» Оксана Орачева, Мария Черток, Елена Тополева-Солдунова, Дмитрий Поликанов — участники обсуждений новой Концепции, рассказали, какие важные изменения должны появиться в проекте и как это повлияет на развитие сектора в будущем.

«Важно законодательно стимулировать появление новых инструментов и поощрять развитие инноваций»

Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина:

«Концепция развития благотворительности – это программный документ, который должен определять направление развития сектора. Очень важно, чтобы она задавала стратегическую рамку.

Определение «благотворительности»

Первый аспект – это смещение фокуса в определении самого термина «благотворительность». Что сейчас понимается, в основном, под благотворительностью в законодательстве? Адресная помощь конкретным людям и организациям в конкретной ситуации. Она оказывается здесь и сейчас и не предполагает, что в благотворительной организации происходит аккумулирование средств, работа с ними, реализуются долгосрочные инициативы. Все построено вокруг краткосрочных пожертвований, которые по умолчанию тратятся в течение года. Даже те законодательные акты, которые регулируют долгосрочные программы, вроде закона о целевых капиталах, недостаточно соотносятся с законом о благотворительности. Есть концептуальный разрыв, который важно устранить сейчас, когда появляется много организаций нового типа. Это не только целевые капиталы, но и, например, наследственные фонды, личные фонды. Законодательное поле должно не создавать сложности всем этим долгосрочным инициативам, а наоборот, стимулировать их, обеспечивая стабильность благотворительных организаций.

Новые инструменты

Второй аспект: концепция должна заложить стимулы к развитию и поиску новых инструментов. Должна появиться рамка, которая позволит внедрять – пусть в некоем пилотном режиме, пока не появились соответствующие регулирующие это поле законы, – новые инструменты.

Иначе мы всегда будем содержательно отставать, как сейчас это происходит с такой темой, как, например, социальные финансы (этическое инвестирование, impact-инвестирование, социальные бонды, займы и кредиты для НКО и многое другое).

Чтобы эти инструменты можно было применять в России, необходимо, чтобы в законодательстве не было запрета на их использование. Поддерживающие их законы – это уже следующий этап. Например, сейчас разрабатывается закон о социальном предпринимательстве.

Поддержка инфраструктуры

Третий аспект – поддержка людей, идей и инфраструктуры. Имеется в виду поддержка людей, которые работают в секторе благотворительности – в широком смысле слова, включая социальную сферу и НКО. Необходимо усовершенствовать налогообложение индивидуальных грантов – существующая сейчас система налоговых льгот является непрозрачной и действует плохо. Организации хотели бы его использовать достаточно часто, а инструмент освобождения от налога на доход физических лиц не мобилен. Можно связать его, например, с наличием статуса благотворительной организации. Необходимо законодательно предусмотреть такие формы индивидуальных грантов, как гранты на профессиональное развитие, то есть на стажировки, поездки на конференции. Профессиональная мобильность позволит поддержать сам сектор и более точечно помогать людям. Что касается идей, важно законодательно стимулировать появление новых инструментов и поощрять развитие инноваций. По аналогии с другими секторами экономики, можно взять за основу статус благотворительной организации. Поддержка инфраструктуры на законодательном уровне означает концептуальное изменение законодательной логики, которая сейчас строится на поддержке проектов. Проект всегда конечен. Но для появления новых хороших проектов необходимо обеспечить устойчивое развитие самих организаций. Пожертвования на уставную деятельность должны быть такой же нормой, как и гранты на конкретный проект.

Законодательство постоянно меняется, и еще один важный и необходимый шаг – снятие коллизий и расхождений внутри действующего законодательства с вновь принимаемыми законами».

«Пространство для развития и новых идей»

Мария Черток, директор CAF Россия: 

«Мне кажется важным, чтобы концепция формировала пространство для развития благотворительности, закладывала основу для реализации новых идей и механизмов и поддерживала растущие прогрессивные тенденции. Я вижу как минимум три больших темы, которые надо развивать:

Рост частных пожертвований

Речь идет в особенности об онлайн-пожертовованиях, в том числе сделанных через платформы, когда перечисление денег происходит не напрямую в организацию, а через сервис в интернете, где пользователь может сделать пожертвования сразу в несколько фондов, не боясь попасть на мошенников. Мы видим эту тенденцию по исследованиям КАФ. Чтобы поддержать этот рост, очень важно было бы наконец дать возможность гражданам передавать право на получение налогового вычета в те НКО, в которые они делают пожертвования Для НКО это означало бы увеличение притока средств от частных пожертвований на 13%. Это увеличение покрывало бы полностью расходы на фандрайзинг, например, и стало бы очень значимым стимулом для НКО.

Digital

Развитие всего, что связано с диджитал – не только онлайн пожертвований, но и самых разных других сервисов и типов коммуникации. Дело в том, что наше достаточно упорядоченное правовое поле, созданное в эпоху оффлайна, сразу превращается в минное, когда речь идет о переносе тех же самых процессов в цифровую среду. В случае онлайн-пожертвований, например, для получения налогового вычета налоговая служба все равно требует документы в бумажном виде с подписями и печатями для подтверждения платежа. Необходимо адаптировать этот и многие другие процессы к новой цифровой реальности, чтобы облегчить администрирование и открыть новые возможности для развития.

«Люди все чаще готовы брать свою судьбу в собственные руки»: Мария Черток

Долгосрочное планирование и налоговые льтоты

НКО нужны возможности получать другие виды дохода, а не только пожертвования и субсидии. Не секрет, что денег в секторе становится меньше, а зависимость от бюджетного финансирования увеличивается. Поэтому так важно открыть или упростить для НКО другие возможности для получения дохода и укрепления устойчивости, и стимулировать новые формы социального инвестирования.

Почему бы не освободить от уплаты налога на прибыль пассивный доход от размещения временно свободных средств на депозитных счетах?

Это будет стимулировать создание резервов, что является очень распространенной практикой в других странах, и позволит НКО планировать свою работу в долгосрочной перспективе. Хорошо бы как-то облегчить налогообложение коммерческой деятельности, хотя бы на размер региональной доли налогов. Сюда же попадают такие гибридные формы увеличения финансирования НКО как импакт-инвестирование – коммерчески успешное инвестирование в социально значимые проекты. С одной стороны, такие инвестиции являются ресурсом для социального предпринимательства, с другой — в этой же парадигме возможно развитие таких новых для нас форматов, как социальные облигации и пр. Ничего подобного сейчас нет и появиться не может ввиду отсутствия регулирования. Но если эти идеи заложить в концепцию, то после принятия документа появятся обязательства, на основе которых можно готовить соответствующее законодательство, консультируясь с заинтересованными участниками рынка, экспертами, изучая международный опыт и пр».

Платформы онлайн-пожертвований: 10 лет в России

Налоговые льготы, борьба с мошенниками и упрощенная отчетность

Елена Тополева-Солдунова, генеральный директор Агентства социальной информации:

Налоговые стимулы и льготы

Налоговый стимул для юридических лиц, жертвующих на благотворительность, — с одной стороны, тема для третьего сектора важная, с другой стороны — она вызывает много негатива со стороны власти, которой важно наполнение бюджета. Поэтому этот вопрос остается дискуссионным: включать этот пункт в будущую концепцию или нет?

Налоговый вычет. НКО могли бы получать налоговый вычет за тех граждан, которые жертвуют на благотворительные проекты и которым полагается возмещение из бюджета. Иначе говоря, я пожертвовала средства в адрес какой-либо НКО, мне полагается налоговый вычет с этой суммы. И я предоставляю организации право получить вычет вместо меня. Эта инициатива была проработана Минфином достаточно давно, но в данный момент застопорилась.

Россия выше в рейтинге, больше людей помогают незнакомцам и занимаются волонтерством: итоги нового Мирового рейтинга благотворительности

Борьба с мошенниками

Россия улучшает свое положение в рейтинге КАФ, посвященном числу частных пожертвований. Обратной стороной этого положения является активное распространение мошенничества, когда некие люди организуют от имени несуществующего фонда сбор средств на несуществующий проекта и присваивают деньги себе. Нужны меры по противодействию, и это нужно отразить в концепции развития благотворительности.

Правоохранительные органы, на мой взгляд, уделяют мало внимания проблеме подобного вида мошенничества. Это угроза благополучию общества.

Какие-то вещи должны решаться саморегулированием. Например, создание реестра добросовестных организаций. Список поможет людям избегать мошенников. И надо отметить, что НКО постепенно создают этот реестр. Но мошенничество развивается такими темпами, что нужно ускорить создание списка.

Отчетность

Еще важные моменты, которые нужно отразить в концепции, — создание единой и упрощенной формы отчетности, чтобы стандартный отчет после заполнения можно было бы отправить в Минюст, Росстат. А также совершенствование формы отчетности перед Минюстом. Зачастую она не отражает деятельность той организации, которая отчитывается. И люди, которые пытаются из отчетов Минюста понять, чем же занимается тот или иной фонд, не получают должной информации.

Кроме того, важна тема развития социальной рекламы, популяризация некоммерческого сектора. До сих пор нет понятных правил в сфере социальной рекламы в СМИ».

«Задать правила игры»

Дмитрий Поликанов, президент фонда «Со-единение»:

«В целом, анализ показывает, что концепция 2009 года в каких-то аспектах уже выполнена, а в каких-то является вполне себе «вечнозеленым» документом, потому что формулировки будут актуальны еще много лет.

Что было бы важно? На мой взгляд, чтобы это стало не концепцией развития благотворительности в целом, а именно концепцией государственной поддержки этого процесса. Таким образом, она задала бы некие правила игры, обозначила бы рамки участия органов власти и местного самоуправления.

Ведь, в конечном итоге, это документ, который будет принимать правительство, зачем ему пытаться отрегулировать все движение в секторе?

Однако скорее всего, за основу будет взят все-таки более широкий формат. И тогда в нем важно отметить, например, растущую роль оценки социального воздействия и необходимость развития и поощрения этих технологий, их внедрения в работу как государственных институтов, так и благотворительных организаций.

«Мы все обязаны мыслить глобально»: Генри Тиммс и Аша Курран о новой власти и филантропии

Правила конкуренции и лучшие практики

Нужно отразить тренд на рост конкуренции в благотворительном секторе и необходимость разработки правил для этой конкуренции опять же на условиях саморегулирования. Ведь эта конкуренция вызвана не только ограниченными ресурсами, но и ростом предложения со стороны благотворительных организаций, в том числе за счёт информационной открытости и доступности информации об их деятельности. В этом смысле дополнительным инструментом «перераспределения» могло бы стать некое «структурирование» корпоративной благотворительности, которая пока носит часто стихийный характер, особенно на уровне регионального, а также малого и среднего бизнеса. Речь в данном случае идет о передаче лучших практик от крупных коммерческих организаций, которые годами нарабатывали этот опыт, своим коллегам из бизнеса.

С точки зрения развития сектора, большую значимость приобретает разбор полетов по итогам провалов благотворительных организаций и сохранении некой летописи их успешных практик. Просто, чтобы хорошие наработки не исчезали вместе с организацией или проектом, а могли бы где-то накапливаться и затем распространяться, уменьшая количество «изобретений велосипеда».

Все вместе? Профессионалы НКО о взаимной поддержке, этике и конфликтах

Льготы

В целом, было бы здорово, если бы государство четко сформулировало набор льгот, которые оно готов предоставить в обмен на ужесточение системы финансового контроля. Это создало бы поле, когда НКО могли сами для себя принимать решение на соответствие тому или иному статусу, в зависимости от желания воспользоваться этими льготами или нет. Пока доминирует практика кнута, но совершенно точно, что нужны пряники, пусть и в увязке с кнутом.

Отчетность и регулирование

И в этом смысле возникает вопрос о том, насколько органичны для Министерства юстиции сегодня все эти функции, связанные с регулированием третьего сектора. Отчетность хромает, в ее развитие, как и развитие реестра НКО, ведомство особенно вкладываться не хочет, деятельность сводится к ограниченному набору жестких инструментов контроля (что нормально для «силового ведомства», но не очень полезно для сектора). Возможно, в рамках формирования Концепции стоило бы поднять и этот вопрос.

 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply