Вклад социальный: как волонтерство изменило семейную политику в Китае


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Татьяна Задирако, исполнительный директор БФ поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор», о волонтерстве, смене парадигмы внутрисемейных отношений и развитии благотворительности в Китае.

Что мы знаем и Китае и о том, как развивается в стране благотворительность? Довольно много и довольно общО.

Мы знаем, что в Китае благотворительность тесно связана с государством и контролируется им.

Мы знаем, что корпоративная благотворительность часто направлена на поддержку новых технологий с целью создания устойчивых моделей развития общества.

Мы знаем, что в Китае активно развивается система краудфандинга, связанная и использованием криптовалюты на внутреннем рынке.  

Мы знаем, что семья Чан, одна из богатейших в Гонконге, сделала в 2014 году 350-миллионное (в долларах США, разумеется) пожертвование в эндаумент Гарвардского университета, и с той поры этот факт не дает покоя некоммерческим организациям в США как ролевая модель и часть стратегии фандрайзинга в сегменте работы с крупными донорами.

А теперь настала пора поговорить о волонтерстве в свете того, что волонтерство становится у нас в стране частью государственной повестки. Эта тема тем более актуальна для нас, что волонтерство за последние четыре года переместилось с периферии государственных интересов в самый их центр, подтверждением чему стало участие Президента РФ в мероприятиях, приуроченных ко Дню волонтера.

Итак, Китай.

В современном Китае 77% молодежи занимается волонтерством, 67 млн волонтеров (из числа молодежи) работает в НКО регулярно, 164 млн молодых людей  участвует в волонтерских акциях.

Семья как социальный институт должна была как-то реагировать на эти вызовы. И реакция оказалась следующей: родители пошли за детьми.

Какие бренды нужны благотворительности

В классическом, доглобализированном Китае, существовала иерархическая структура взаимоотношений, при которой диалог поколений был невозможен, а мотивация детей что-либо делать в семье не поощрялась. Модель внутрисемейных отношений имела два основных вида: «ведущий» и «ведомый», эта модель и определяла стиль взаимоотношений внутри классической китайской семьи.

Волонтерство же поставило семью в ситуацию «встречи с незнакомым», при которой родители и дети имеют одинаковый опыт взаимодействия и, соответственно, они становятся равны. При этом у каждого поколения возникает свой собственный опыт, который позволяет уравнять шансы и делает возможной коммуникацию.

Это стало возможным благодаря тому факту, что государство изменило концепцию семейного воспитания.  Суть этой концепции заключается в развитии волонтерства в связке с семейным воспитанием. Таким образом, Правительство Китайской народной республики разработало пятилетний план семейного образования и продвижения идеи семейного волонтерства. Лозунг новой концепции: «Волонтерство — для семейного воспитания».

Этот план включает в себя элементы так называемого квазиоблигаторного планирования, создание и внедрение платформенных решений для привлечения, удержания и мотивации волонтеров, систему юридической защиты и поддержки. Планирование называется квазиоблигаторным потому, что принцип взаимности и социальной ответственности считаются важными условиями для успешного развития волонтерства.

Как результат, волонтерство трансформировало семейную политику в прагматическую деятельность.

Подобные изменения в структуре общества стали возможны благодаря следующим фактам: глобализации мировой экономики и связанных с ней процессов, миграционная политика страны и общая атомизация общества.

Как считают в самом Китае, его опыт – универсальный, но при этом контекст остается важным элементом создания системы. Поэтому это не готовый рецепт.

Может ли китайский опыт пригодиться нам в будущем, как в рамках развития волонтерства, так и с точки зрения решения задач семейной политики, покажет время. В конечном итоге мы все сейчас живем в условиях глобального мира, а раз это так, то нам лучше знать опыт соседей, особенно если он положительный.

Большую помощь при подготовке этого материала оказал г-н Лу Дэпин, профессор Пекинского университета языка и культуры, за что и хотелось бы выразить личную признательность и благодарность.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий