«Мы все в одной лодке»: правила помощи Питера Сингера


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Спасти тонущего ребенка или пройти мимо? Помочь исполнить последнее желание умирающего от рака или спасти детей Африки от малярии? Эмоционально или рационально нужно подходить к благотворительности? Один из основоположников движения эффективного альтруизма, австралийский философ и автор книги «Жизнь, которую вы можете спасти» Питер Сингер посетил Москву. Встреча с представителями НКО и КСО была организована фондами «Нужна помощь» и «Абсолют-Помощь». Питер Сингер рассказал, кто такие эффективные альтруисты и что мешает людям помогать.

Питер Сингер, фото «Нужна помощь»

Тонущий в озере ребенок

Почему я, как философ, заинтересовался проблемами и вопросами благотворительной деятельности? Меня тревожил вопрос глобальной бедности. Я живу в развитой благополучной стране на достаточно комфортном уровне. Я не богач, но у меня есть доступ к большему количеству ресурсов, чем мне нужно для того, чтобы покрыть свои базовые потребности – одеться, обуться, иметь крышу над головой.

Когда я учился в аспирантуре в Оксфорде, случился политический кризис в Бангладеше, на тот момент это был восточный Пакистан. Эта часть страны стремилась к большей автономии, хотела отделиться от Пакистана. Протесты жестоко подавлялись армией, 9 млн человек оказались беженцами. Они бежали через границу с Индией от преследования, а Индия на тот момент сама была очень бедной страной. Индия обратилась к мировому сообществу за помощью, чтобы прокормить и пригреть беженцев, но то, что они могли получить, было недостаточно.

Я задумался, что же я могу сделать, есть ли у меня какое-то моральное обязательство помогать этим людям. Я решил, что да, есть, и написал статью, в которой провел аналогию с ситуацией спасения ребенка, тонущего в озере.

Например, вы увидели, как тонет девочка в озере, вокруг вас никого нет, вы единственный человек, кто может спасти эту девочку. Однако, спасая ребенка, вы промокли бы, а грязная вода испачкала бы ваш замечательный костюм, в котором вы идете на важную встречу и у вас нет возможности переодеться. Будет ли неправильным проигнорировать этого тонущего ребенка? Конечно, но вы можете решить, что хотите пройти мимо. Большинство людей, наверное, полагает, что такое поведение считается аморальным. Если вы тоже так думаете, то тогда что-то похожее мы делаем, игнорируя потребности других, даже если они не находятся сейчас перед нами.

Эта статья была опубликована в философском журнале в 70-х годах. На тот момент я еще не обращался к широкой публике, говоря о том, что у нас есть моральное обязательство помогать людям, оказавшимся за чертой бедности или в критической ситуации. Однако эту статью много перепечатывали, включали в сборники, которые использовались для преподавания в университетах. Статью читали студенты, обсуждали то, о чем я говорил. Тем не менее, я не обращался к написанию новых материалов достаточно долгое время.

А потом я задумался, что интерес к этой теме растет, и в начале XXI века проблема всеобщей бедности стала более актуальной, а филантропия стала более релевантной, чем в семидесятые годы. И тогда я написал книгу «Жизнь, которую вы можете спасти». Теперь она наконец вышла на русском языке.

Экономика помощи: глава из книги Питера Сингера «Жизнь, которую вы можете спасти»

Эмоционально и рационально

В это же время стало зарождаться новое движение, которое получило название «Эффективный альтруизм». Его основатели согласились с моими гипотезами, что мы должны делать больше, чтобы помогать нуждающимся, двигаться в сторону альтруизма, не думать только о себе и о своих близких. Мы должны стремиться менять мир к лучшему и действовать максимально эффективно.

Эффективные альтруисты говорят о том, что необходимо выяснить, каким образом можно максимизировать результативность своих вложений.

Например, когда вы покупаете новый смартфон, компьютер, вы хотите потратить свои деньги с максимальной пользой для себя. А эффективный альтруизм говорит о том, что когда вы перечисляете деньги на благотворительность, вы должны подходить к этому так же рационально, иначе часть ваших денег и энергии идет насмарку.

Просто перечислять деньги на благотворительность – это не на 100% правильно. Необходимо убедиться в том, что ваши деньги будут использоваться максимально эффективно теми благотворительными фондами, которые вы поддерживаете. И сейчас люди начинают подходить к этому более серьезно, они начинают оценивать благотворительные фонды, которые они поддерживают, смотрят на тот эффект, который фонды оказывают на жизнь людей.

Я основал организацию The Life You Can Save («Жизнь, которую вы можете спасти»), которая взяла свое название из книги. Теперь мы занимаемся тем, что проводим независимую оценку работы благотворительных фондов. К благотворительности нужно подходить не только эмоционально, действуя сердцем, но и рационально.

Эффективная помощь

Конечно, необходимо сохранять элемент эмоциональности и не надо доводить до крайности рациональный подход, поскольку человек – не рациональное существо, мы не компьютеры и не роботы. Но мне кажется, нужно задумываться о выборе.

В США есть благотворительная организация Make-A-Wish Foundation («Загадай желание»), помогающая исполнять желания смертельно больным детям. Например, ребенок хочет быть Бэтменом, нарядиться в костюм супергероя, прокатиться в бэт-мобиле. Организация воплотила мечту мальчика. Не говорится о конкретном уровне затрат. Допустим, это стоило 7500 долларов, ребенок провел замечательный день, но скоро он умрет. А есть организации, которые выдают противомоскитные сетки для детских кроваток. И таким образом спасают детей от малярии, которая является причиной детской смертности в Африке. Возможно, вы задумаетесь, чтобы половину денег передать организации, которая реализует мечту умирающего ребенка и другую половину средств — на спасение детей от малярии. Даже небольшие деньги могут спасти огромное количество людей. Можно восстанавливать зрение у пожилых, которые столкнулись с проблемой катаракты. В странах, где есть доступ к медицинской помощи, люди не слепнут из-за катаракты. Это простая недорогая операция, которая стоит около 25-50 долларов. После нее люди могут вернуться к работе. Это очень дешевый способ помощи, который может привести к ощутимым результатам.

Привычка к благотворительности 

У меня студенты часто спрашивают: «А что мы можем сделать? У нас вообще нет денег. Мы получаем на жизнь от своих родителей». Я отвечаю, что они могут инвестировать свое время, рассказать своим однокурсникам, как можно помогать тем людям, которые живут за чертой бедности, жертвовать маленькие суммы, например, не купить лишнюю чашку кофе.

Важно начать делать что-то на ежемесячной основе, это формирует привычку. Мне кажется, нужно прививать эти привычки в семье.

Когда вы разговариваете с родителями о благотворительности, призывайте их рассказывать об этом детям, чтобы дети выросли с привычкой помощи другим. Когда дети вырастут и у них будут деньги, они продолжат заниматься благотворительностью по своей инициативе.

Что мешает помогать

Благотворительным организациям легче привлекать средства на тех, кого можно показать. И вы должны задаться вопросом, каким образом потенциальному донору показать результат его помощи. Мы можем исправить условия, в которых живут люди и семьи. Например, если мы говорим о москитных сетках, мы можем провести интервью с семьями, которые потеряли ребенка. Можно распространить видео, которое бы рассказывало о вашей деятельности.

Еще одна причина в том, что люди не знают об участии в благотворительности других людей. Мы не хотим выделяться, большинство из нас не стремится быть лидерами. Если мы думаем, что все другие не жертвуют, мы тоже не будем жертвовать. Нужно поощрять людей рассказывать о том, кому и как они помогают.

Многие люди считают, что необходимо быть более скромными, не упоминать о том, что они жертвуют деньги. На самом деле это важно и позволит привлечь большее количество людей в сферу благотворительности. Когда люди обсуждают, как помогают, это становится частью повседневной жизни.

Люди должны ощущать, что несут на себе часть ответственности и обязаны решать эти проблемы. Из исследований в области социальной психологии мы знаем, если люди уверены, что есть другие, кто может помогать и не помогает, — это тоже дополнительный барьер. Мы все вместе в одной лодке, мы все разделяем эту ответственность, мы должны быть сообществом благотворителей.

Вместе можем больше

Очень важно, чтобы люди верили, что их усилия не тщетны. Например, наблюдается позитивная динамика в решении проблемы бедности за последние 10 лет. Количество людей в мире, которые живут за чертой бедности, уменьшается. Необходимо донести этот «месседж» до общества, что можно изменить негативные тренды и что люди могут помочь в решении этой проблемы.

С каждым годом все меньше детей в бедных странах умирает от малярии и дезинтерии, но СМИ об этом не пишут, потому что когда что-то идет хорошо, это не новости.

Миллионы лет назад люди жили небольшими группами. Их выживание зависело от взаимопомощи. В этом смысле помощь другим – это часть нашей естественной эволюции. Теперь мы формируем гораздо большие группы, нации, страны. Сейчас мы более глобально подходим к этим задачам. Может быть, нет никакого селективного преимущества в том, чтобы помогать незнакомым людям, которые находятся на другом краю Земли, особенно тем, кто никогда не сможет вам помочь в ответ. Помогая другим людям, мы идем против природы человека, потому что стремление к выживанию небольшой группой – часть эволюции. Эмоционально вы должны помогать своим детям, близким. С моей точки зрения, это очень сильное чувство, которое невозможно преодолеть. Мы можем расширять эту базовую эволюционную потребность, которая первоначально заключалась в помощи близкому. Мне кажется, это непростой процесс, но он срабатывает в прогрессивных обществах, где базовые потребности уже закрыты.

Есть люди, которые настроены скептически по отношению к настоящим альтруистам, но я часто привожу в пример людей, которые абсолютно бесспорно являются альтруистами. Например, житель Филадельфии, который понял, что можно жить с одной почкой, что риск для жизни в этом случае невелик. Он решил отдать свою почку нуждающемуся пациенту, который находился на диализе. Несколько сотен людей уже последовали его примеру. Это пример не для всех, конечно. Но даже если мы не можем быть такими же хорошими, как эти люди, такими высокоморальными, мы все равно можем что-то сделать. Мне кажется, в этом и есть залог успеха.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий