Цель и средства: как создать свой эндаумент-фонд
Первые эндаументы в России начали появляться всего 12 лет назад (первый эндаумент фонд— Фонд развития МГИМО был зарегистрирован в августе 2007 года), что в сравнении с мировой практикой срок небольшой. «В нашей стране этот инструмент финансирования находится на стадии формирования, поэтому для многих организаций необходимость и процесс создания эндаумент-фонда остаются неоднозначными», — отмечает Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Формирование фонда целевого капитала – процесс трудоемкий. Для этого нужно разбираться в специфике эндаументов, изучить законодательство в этой области, ознакомиться с успешными примерами создания. При этом важно также учесть, что каждый эндаумент – это всегда сугубо индивидуальный кейс. Любая организация имеет свои особенные задачи, а целевая аудитория, будь то выпускники вуза, театралы или городские жители, – свое собственное видение благотворительных инициатив.
С чего же стоит начать?
Первый этап: убедиться, что вашей организации необходим эндаумент
Целевой капитал – инструмент не на все случаи жизни. Для быстрого решения конкретной задачи эндаумент не всегда подойдет. Однако формирование целевого капитала станет целесообразным для организаций, разрабатывающих долгосрочные проекты, а также имеющих опыт сбора пожертвований или получения грантов.
Понять, нужен ли эндаумент именно вашей организации, могут помочь образовательные инициативы центров знаний. Центр знаний – это инновационная площадка для обучения, консультации и профессионального общения в сфере целевых капиталов. Сейчас таких центров в России пять, это победители конкурса на создание Центров знаний по целевым капиталам Фонда Потанина.
Такие центры создаются для решения нескольких задач:
- Повышения осведомленности общественности об этом финансовом инструменте.
- Укрепления связей внутри профессионального сообщества по теме развития эндаументов.
- Повышения компетенций сотрудников некоммерческих организаций, непосредственно работающих с целевым капиталом или рассматривающих идею его создания.
Как правило, центры знаний функционируют на базе учреждений, имеющих практический опыт реализации эндаументов и готовых поделиться своей экспертизой с широкой аудиторией. Сейчас в России работают несколько центров: среди них, например, «Дом Эндаумента» на базе Пермского университета, Эндаумент-фонд музея им. М.А. Врубеля, а также центры знаний на базах ассоциации «Юристы за гражданское общество», Пензенского общественного благотворительного фонда «Гражданский Союз» и Томского государственного университета.
Из программ центров знаний можно узнать о нюансах создания эндаумент-фондов, ознакомиться с успешными инициативами и сделать вывод о том, точно ли вашей организации необходим эндаумент.
Второй этап: что нужно сделать для создания эндаумента
- Учесть непростой фандрайзинг и выстроить стратегию привлечения доноров
В глазах донора эндаумент-фонд – не всегда полностью понятный метод инвестирования, поэтому вам предстоит проделать большую работу по поиску благотворителей. Основным акцентом в ней должна стать не финансовая составляющая, а построение долгосрочных отношений, при которых человек реализует свои ценности и стремление вносить вклад в развитие организации.
- Оценить необходимость создания спецпроектов внутри целевого капитала
Еще одна особенность менталитета благотворителя, особенно российского, – желание быть единоличным жертвователем и четко понимать, на поддержку какой инициативы идут его средства. В случае с эндаументами этот момент не всегда очевиден, поэтому одно из решений может заключаться в создании внутри целевых капиталов подпрограмм, каждая из которых будет привязана к конкретной задаче.
- Рассчитать дополнительные расходы на обслуживание эндаумент-фонда
Любой целевой капитал – это достаточно трудоемкий в организационном плане инструмент, который потребует дополнительных ресурсов на отдельное ведение бухгалтерского учета, аудита, а также ряда дополнительных компетенций от сотрудников как в стратегических, так и финансовых вопросах.
- Выбрать управляющую компанию
Управляющая компания играет ключевую роль в формировании эффективной политики расходования средств, полученных от инвестиций, а ее выбор зачастую – длительный процесс, при котором приходится учитывать огромное количество параметров.
- Создать эффективную организационную структуру
Идеальным вариантом будет организация многоступенчатой коллегиальной системы принятия решений, а не построение структуры под какого-то одного участника процесса или текущую ситуацию.
- Выстроить систему распределения дохода от управления целевым капиталом
Система должна быть согласована с благотворителем и основываться на стандартах, разработанных Институтом CFA и сформулированных в Кодексе управления эндаументами, главные принципы которого — следование миссии, целям и задачам, ради которых был создан фонд.
На этом список не заканчивается. При создании эндаумента приходится учитывать огромное количество деталей, и для многих организаций в России — это шаг в неизвестность, поэтому в обществе возникает запрос на широкую экспертизу и практические сведения о технологиях работы с целевыми капиталами.
Поддержка эндаументов в России
Масштабную деятельность по развитию эндаументов и распространению знаний об этом финансовом инструменте ведет Благотворительный фонд Владимира Потанина. Фонд реализует образовательные курсы и различные просветительские мероприятия, а в прошлом году запустил новую инициативу по поддержке центров знаний по целевым капиталам в рамках программы «Эффективная филантропия». На конференции «Белые ночи фандрайзинга» в июне 2019 года была специальная программа для целевых капиталов: интерактивная выставка «Искусство объяснять», сессии российских и зарубежных экспертов, дискуссии.
+ There are no comments
Add yours