«Не надо бояться оценки, здесь нет двоечников»: почему оценка для НКО и компаний – это инструмент работы 


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

С 19 июля идет прием заявок на премию «За содействие развитию культуры оценки социальных программ в России». Эта премия – выражение общественного признания организациям, которые вносят вклад в развитие культуры оценки социальных программ в нашей стране. Ее учредители – Форум Доноров и Ассоциация специалистов по оценке программ и политик (АСОПП). Премия вручается с 2016 года. Ее партнерами в 2019 году являются Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко и Национальный совет по корпоративному волонтерству. Об особенностях премии этого года и о том, почему некоммерческим организациям и компаниям не надо бояться проводить оценку, мы поговорили с членами жюри премии.

Оценка: terra incognita? 

Тема оценки обсуждается в российском некоммерческом и донорском сообществе не первый год. Разные аспекты оценки поднимаются в рамках конференций, на специальных площадках и встречах. 2015 год был объявлен Международным годом оценки, и Форум Доноров выбрал темой своей ежегодной конференции искусство оценки в благотворительности. Оценка становится частью профессионализации сектора и инструментом управления социальными программами, отмечают эксперты. А значит пришло время отметить и поддержать тех, кто внедряет и использует результаты оценки на практике, стимулирует развитие культуры оценки социальных программ и проектов. В 2016 году Форум Доноров и Ассоциация специалистов по оценке программ и политик (АСОПП) учредили специальную премию в области оценки «За содействие развитию культуры оценки социальных программ в России». 

«Развитие культуры оценки в донорских организациях позволяет не только говорить о роли доноров, о пользе, которую приносят благотворительные программы и проекты, их результатах и эффективности, но также понимать, что именно нужно, каковы потребности благополучателей, как оптимизировать внутреннюю работу, процессы. Среди целей Форума Доноров – рост профессионализма благотворительности, и оценка тут играет очень важную роль», — отмечает Александра Болдырева, исполнительный директор Форума Доноров.

По ее словам, тема оценки уже не кажется такой далёкой и непонятной, как несколько лет назад. С ней согласна член правления АСОПП, руководитель направления Корпоративное гражданство IBM Россия и СНГ Ирина Ефремова-Гарт. 

«Мы продвинулись вперед достаточно серьезно, даже если сравнивать с 2015 годом, который стал международным годом оценки.

Однако, если сравнивать нас с зарубежными коллегами, то здесь есть куда расти и чему учиться. На западе культура оценки, независимо от того, говорим мы про частные или корпоративные фонды, фактически инкорпорировалась в жизнь организаций, она стала чем-то абсолютно неотъемлемым. У нас, несмотря на то, что мы продолжаем это называть культурой, это Ad hoc activities (в переводе «специальные мероприятия»), — говорит Ирина Ефремова-Гарт.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Искусство оценивать

Что понимается под «культурой оценки»? По мнению Ирины Ефремовой-Гарт, это набор ценностей, отношений и договоренностей внутри организации, которые поддерживают все процессы сбора и анализа информации, касающейся совершенствования социальных программ. 

«Это не просто какие-то руководства, заданные в политике или в стандартах, это то, что пронизывает организацию сверху донизу – от ее учредителей до сотрудников. Это понимание того, что программы все время развиваются и должны отвечать на нужды сообщества. Деятельность по выдаче грантов, поддержка маленьких некоммерческих организаций и инициативных групп, появление большого количества партнерских программ – все это требует сонастройки инструментов управления. Если это есть, то мы можем говорить о том, что в организации есть культура оценки», — говорит эксперт.

Для Фонда Тимченко оценка – это управленческий инструмент, которым фонд сам активно пользуется и учит пользоваться своих грантополучателей – региональные НКО. 

«Оценка так же необходима, как и все другие элементы управления, такие как планирование, контроль. Мониторинг, который является частью оценочной деятельности, зачастую воспринимается исключительно как инструмент контроля для наказания. Мы пытаемся разъяснять своим грантополучателям, что это полезно для них самих, потому что дает прочные данные об их результатах. Иногда нужны сухие цифры и факты, и желательно, чтобы эти данные были максимально объективными. Если на первых порах некоммерческие организации сопротивляются и говорят, что это занимает много сил и времени, то когда втягиваются в этот процесс, начинают использовать данные для того чтобы сообщить о своих результатах, понимают, зачем это нужно», — говорит Елена Коновалова, руководитель программы «Культура» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

По ее словам, «культура оценки» — это использование инструментов оценочной деятельности в работе организации для улучшения своих программ. 

«Внедрение оценки в текущую деятельность организации, обсуждение и использование результатов оценки для корректировки своих действий, вовлечение в оценку представителей заинтересованных сторон для получения объективной и полезной, в том числе, для них информации — это и есть признак культуры оценки в организации», — говорит Елена Коновалова. 

Миссия, стратегия, нетворкинг: чему учат в Московской школе профессиональной филантропии

Регионы и две столицы 

В России культура оценки начала внедряться и развиваться в конце 90-х – начале 2000-х годов благодаря международным организациям. Все, кто получал иностранное финансирование, в той или иной степени занимались оценкой. После сокращения иностранного финансирования и ухода международных организаций, новая потребность в оценке возникла не сразу.

Сейчас уровень развития культуры оценки в регионах и Москве с Санкт-Петербургом не особо отличается, отмечают эксперты. Все зависит от того, есть ли в регионе драйвер. Так, в Новосибирске это Сибирский центр поддержки общественных инициатив, а в Архангельске – центр социальных технологий «Гарант». Сибирский центр поддержки общественных инициатив с 1997 года проводит мониторинг и оценку своих грантовых программ, а в 2000-м первым в России провел программу подготовки оценщиков проектов и конференцию по оценке. Центр регулярно проводит школы оценки и обучающие мероприятия по этой теме. В 2017 году Сибирский центр поддержки общественных инициатив стал победителем премии «За содействие развитию культуры оценки социальных программ в России». 

«Развитию оценки в регионах способствовали конкурсы Минэкономразвития РФ по предоставлению субсидий из федерального бюджета СО НКО. Система отчетности организаций за государственные деньги заставляла НКО проводить мониторинг. Поддержкой и развитием оценочной деятельности, связанной с социальными изменениями, у своих грантополучателей занимаются Фонд Тимченко и Фонд В. Потанина. А крупные региональные организации, если занимались оценкой ранее, то и сейчас это делают. Например, в Новосибирске есть ресурсный центр «Гуманитарный проект», который в плане обучения оценке может дать фору крупным организациям», — говорит президент Сибирского центра поддержки общественных инициатив Елена Малицкая.

Среди донорских организаций тоже есть те, кого можно назвать драйверами темы. Например, в ОМК занимаются внедрением системы оценки своих программ и деятельности своих грантополучателей, «Сахалин Энерджи» и «ЭксонМобил» Россия постоянно проводят оценку с привлечением независимых экспертов.

Cфокусированным развитием культуры и практик оценки в Москве и в регионах среди НКО занимается также АНО «Эволюция и Филантропия». Организация реализовала проект «ПИОН-Регион», участники которого получили сопровождение куратора, консультации экспертов в сфере оценки, серию вебинаров, информационный дайджест с лучшим международным опытом по оценке, кейсы-примеры внедрения системы измерения и оценки в организациях сферы детства, возможность публичного представления результатов работы. Сейчас у «Эволюции и Филантропии» новый проект «Слушай с пользой!». Его участники получают информационную, методическую, консультационную поддержку по вопросам вовлечения благополучателей.

Эксперты отмечают, что органы государственной власти даже могут поучиться у третьего сектора оценочной деятельности: тому, как правильно разрабатывать и ставить измеряемые цели и задачи, настраивать систему мониторинга, планомерно идти к тем результатам, которые они хотят видеть, отмечают эксперты.

«Органы государственной власти больше занимаются мониторинговыми действиями, когда вы не принимаете управленческие решения, а больше смотрите на то, что запланировали и что достигли. К сожалению, у нас не хватает подхода к оценке потребностей и оценке воздействия. У органов власти система оценки индикаторная. А проблема индикаторов такова, что их разработать хорошо очень сложно и очень трудно интерпретировать потом. У нас почти нет эмпирической оценки, когда применяются немного другие методы, выясняется, почему это произошло», — говорит Елена Малицкая.

«Вложив один рубль, мы получили три рубля в виде созданных ценностей»: как компания ОМК провела оценку благотворительных проектов

Интерес к оценке

Потребность организаций понимать, какое социальное воздействие они оказывают, как оно происходит, спровоцировал интерес к оценке. Кроме того, Фонд президентских грантов открыто заявил, что выстраивает свою систему оценки. Хорошим знаком эксперты называют и тот факт, что НКО включают в свои бюджеты проведение независимой оценки. Вместе с тем оценки по-прежнему бояться, хотя это не аудит. 

«Да, у оценки есть функция контроля, но здесь главное просто понять ситуацию, почему так произошло, принять правильное управленческое решение, как можно менять программу или как развивать организацию», — говорит Елена Малицкая.

«Слово «оценка» в нашем языке – это условный перевод, конечно. У многих организаций воспринимается как оценка в школе, хорошо или плохо сделано. Но когда мы рассказываем организациям, что все это для того, чтобы понять ценность тех вещей, которые они делают, увидеть суть предмета, то отношение к оценке меняется», — отмечает Елена Коновалова.

Поле оценки довольно широкое, организациям не нужно ее бояться. Любые стремления организаций сделать какую-то систему оценочных действий приветствуется экспертами, потому что позволяют сделать социальные практики устойчивее.

Однако, если в организации нет осознания, какие задачи вы собираетесь решить благодаря проведенной оценке, значит, вам пока рано ее проводить. 

«Назову две ошибки, с которыми сталкиваются как НКО, так и бизнес, инициирующий свои благотворительные проекты. Первая совершается на этапе проектирования программы – это невнимание к такому типу оценки, как оценка потребностей. Неверная гипотеза в самом начале может оказаться очень ощутимой в будущем. И вторая ошибка – это отсутствия реального ответа на вопрос, что мы будем делать с результатами оценки. В этой ситуации велика вероятность того, что результаты оценки окажутся невостребованными. Главные вопросы, которые должна задать себе организация, которая хочет заняться оценкой: зачем мы проводим оценку, что хотим узнать и что будем делать с полученными знаниями. Когда есть ответы на эти три вопроса – дело идёт значительно быстрее», — отмечает Александра Болдырева.

Организациям стоит помнить, что оценка – это траектория роста. 

«Часто бывает, что результаты оценки хотят подкорректировать и использовать исключительно для того чтобы показать, какие они молодцы, не обсуждая внутри организации ту часть, которая необходима для корректировки и улучшений. Есть некая легкость отношения к получаемым данным», — говорит Елена Коновалова.

Поставить пять: удачные примеры использования оценки в благотворительности

Не наказать, а поощрить 

Премия «За содействие развитию культуры оценки социальных программ в России» призвана продемонстрировать, что функция оценки – создание и получение новых знаний, достаточных для улучшения качества программ, а не функция исключительного контроля. Кроме того, премия – это еще престижность и профессиональность, а также определение неких ориентиров качества оценки. Дело в том, что профанация в сфере оценки очень опасна и не все, что называется оценкой, ею является. Возросший интерес к оценке повлиял на то, что появились псевдоспециалисты и компании, которые говорят, что занимаются оценкой, но на деле могут нанести большой вред. Премия призвана повысить статус культуры оценки.

Организаторы ждут на премию заявок разного уровня – и тех, кто только начинает заниматься оценкой, и тех, кто продолжает ее внедрять в своей работе. 

В этом году учредители премии решили сделать несколько номинаций. 

В номинации «За достижения в развитии культуры оценки в донорских организациях» партнером выступает Форум Доноров. 

«В фокусе нашей номинации – доноры, их программы, рефлексия, анализ того, что получилось, а что не получилось. И, конечно, их вклад в развитие культуры оценки среди благополучателей», — говорит Александра Болдырева.

В номинации «За практическое использование результатов оценки в деятельности некоммерческой организации» партнером выступает Ассоциация специалистов по оценке программ и политик. 

«Эта номинация для некоммерческих организаций, которые могут не просто продемонстрировать, что они провели ту или иную оценку, а именно показать, как они смогли воспользоваться результатами этой оценки для улучшения дизайна своих программ, помощи своим благополучателям, стейкхолдерам, партнерам в осознании своей роли в программах и проектах. Нам очень важно, чтобы оценка проводилась не для галочки, а имела какую-то пользу для разных бенефициаров», — отмечает Ирина Ефремова-Гарт.

Национальный совет по корпоративному волонтерству стал партнером третьей номинации – «За подход к оценке программ корпоративного волонтерства». Участники номинации: коммерческие компании, реализующие программы корпоративного волонтерства.

«Национальный совет по корпоративному волонтерству ставит своей целью системное развитие корпоративного волонтерства в стране. Для меня это значит, в конечном счете, переход компаний к разработке долгосрочных программ по развитию корпоративного волонтерства, интегрированных в стратегию компании, ее программы социальных инвестиций и стратегию устойчивого развития. Это проектный подход, четкие и понятные критерии и параметры оценки эффективности программ. Очень важно, чтобы каждая программа имела осязаемые результаты, ведущие к позитивным изменениям. Оценка как раз помогает по новому взглянуть на свои программы в области корпоративного волонтерства и перейти от разовых проектов к системной деятельности», — говорит директор департамента коммуникационных и социальных проектов ОК РУСАЛ, председатель Национального совета по корпоративному волонтерству Рустам Закиев.

На участие в премии организаторы ожидают несколько десятков организаций. Самые главные пожелания к участникам – не оставлять подачу заявки на последний день, внимательно читать требования к заявке и описать в анкете, как вы используете результаты оценки.

«Мы не питаем надежды, что придут тысячи участников. Если сравнивать с западными коллегами, там тоже нет огромного числа участников в подобных премиях. Но нам кажется, что развитие самой премии, появление новых партнеров – все будет способствовать тому, что тема будет не просто продолжать жить, а будет развиваться, и люди будут осознавать важность того, зачем нужна оценка не просто в теории, а на конкретных примерах организаций», — говорит Ирина Ефремова-Гарт.

Прием заявок на премию открыт до 20 сентября 2019 года (до 18:00 по московскому времени). Более подробная информация о премии – здесь: https://eval.ru/attach_files/file_menu_189.pdf

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий