«Гражданское общество создается дважды — в мечтах и в реальности»: главные мысли о будущем филантропии


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

«Благотворительность в провинциальной России: сила места» – под таким названием в центре «Благосфера» состоялась конференция, на которой лидеры некоммерческого сектора из Москвы и регионов обсудили дальнейшее развитие местной филантропии на территориях.  

В рамках конференции разгорелась жаркая дискуссия о настоящем и мечтах о будущем в мире филантропии. Главные тезисы этой дискуссии — в материале «Филантропа». 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Культура благотворительности в регионах будет развиваться

Модератор дискуссии, директор Архангельского центра социальных технологий «Гарант» Марина Михайлова поделилась результатами опроса жителей, проведенного в Архангельской области. В основном, они считают, что основной объект благотворительности –  это «дети и болезни». Действительно, на любом, не только федеральном, но и на региональном телеканале проводится сбор денег именно на эти категории, причем в пользу федеральных фондов. По словам эксперта, это никак не помогает развивать благотворительность в регионах. 

А вот респонденты другого опроса в Нижегородской области ответили несколько иначе.  Люди 45 лет и старше на вопрос «Почему вы участвуете в благотворительности?» ответили: «Потому что мне это нужно», а более молодые респонденты в возрасте 25 и старше: «Потому что меня так научили».

«Видимо, долгие годы вспахивания этой почвы дают определенные всходы, благотворительность становится чем-то большим, чем просто подать нищему монетку, – потребностью души и обязательным элементом жизни», – уверена Алла Балашова, директор НРОО «Служение НЭКСТ». 

Принятие благотворительности и количество пожертвований в последнее время растет, однако культура благотворительности в регионах пока еще стоит на низком уровне. Частные жертвователи зачастую готовы отдать свои средства, например, фондам Константина Хабенского и Чулпан Хаматовой, просто потому, что их возглавляют известные люди. Но многие даже не слышали названия ведущих фондов, работающих в городе. Так же обстоит дело и с малым и средним бизнесом. Для большинства жертвователей понятие благотворительности все-таки ближе к помощи нищим в церкви, чем к модели инвестиций. Работники компаний ограничиваются адресной помощью, не готовы работать с НКО на системном уровне, а если и работают, то главный мотиватор – это доверие. Им проще перечислить деньги на карточку знакомым, работающим в фонде, чем на счет самого фонда. Те компании (в основном представители круцного сетевого бизнеса, например, банков), которые взаимодействуют с местными НКО, не спешат делиться технологиями. Участники дискуссии пришли к мнению, что в регионах нужны переговорные площадки, где могли бы встречаться представители бизнеса и НКО, обсуждать насущные проблемы. 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Будет больше нестандартных фандрайзинговых форматов

Как считает директор Агентства Социальной информации Елена Тополева-Солдунова, «если сравнить сегодняшнюю новостную ленту АСИ с лентой 10-летней давности, то мы увидим дистанцию огромного размера. Такого количества различных акций, праздников, фестивалей тогда не было. Сейчас наблюдается череда масштабных общероссийских событий, в которые вовлекаются регионы, – это и «Том Сойер фест», и «Щедрый Вторник», и «Дети вместо цветов». С одной стороны, это здорово, потому что крупные акции объединяют сектор. Но с другой стороны, если повнимательнее посмотреть, к нам поступает несколько десятков отчетов об одинаковых мероприятиях из регионов, а это просто скучно читать». 

По мнению Елены, у каждого города, малого и большого, есть своя интересная история, своя уникальность, он приобретает неповторимое лицо. Хотелось бы также, чтобы у каждого города или поселка появился уникальный благотворительный бренд с региональной спецификой. А еще – чтобы появилось больше новых лиц. Узнавание о добрых делах через лица людей привлекает, цепляет и журналистов, и читателей. «Как член Общественной палаты я бываю в регионах и вижу, что истинно народной благотворительности все же не так много, как хотелось бы, нет пока массовости, – говорит Елена. –  В каждом месте должна быть хотя бы одна ярко горящая «звездочка» – продуктивно работающая благотворительная организация. И не бойтесь творчески мыслить. Когда-то мэр одного американского города согласился сесть в тюрьму, специально, чтобы жители собирали средства на его выкуп. Эти деньги потом пошли на благотворительные цели. Я, конечно, не призываю вас садиться в тюрьму, но собирать пожертвования тоже можно нестандартно!» 

Первый круг благотворителей в Москве собрал 310 050 рублей

НКО станут заказчиками услуг, а не только просителями

Тема работы с сообществом перестала быть исключительно прерогативой третьего сектора, она стала интересной разным сферам. С сообществами работают бизнесы, школы, учреждения культуры и спорта. «Мы пока не умеем создавать межсекторные партнерства и делиться технологиями от одного сектора к другому, – сказала Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного Фонда В. Потанина. –  Раньше фандрайзинговые истории создавались только внутри НКО, сегодня они стали и историями музеев, библиотек, университетов. Нужно перестать работать самим по себе, давайте вступать в партнерства, выходящие за рамки сектора, ведь вместе можно сделать гораздо больше. Мы попробовали создать такие партнерства с культурой и образованием, и они состоялись». 

Оксана высказала идею, что третий сектор должен выступать не как потребитель и проситель, но и как заказчик. Вуз должен рассматривать НКО как нормальный рынок труда, которому требуются определенного качества специалисты, а НКО могут быть заказчиками образовательных программ. У вузов также есть большой запрос на создание проектного обучения в партнерстве с НКО, студентам полезно учиться на реальных кейсах. Причем не только в области социальных услуг, к которым все привыкли, но и в сфере регионального законодательства в области благотворительности и меценатства, которое нуждается в изменении. Через партнерские схемы надо показывать примеры межсекторного взаимодействия и предлагать услуги высокого качества. 

С ней согласна и директор Центра «Благосфера» Наталья Каминарская: «Благотворительность не будет прерогативой нашего сектора, появятся и другие силы, молодые активные люди. Важно не оставаться одинокими в своем сообществе, а иметь идеи и форматы для воспитания лидеров рядом с нами, вдохновлять их, чтобы у них появилось чувство ответственности за территорию, на которой живем». 

Нужен ли нам рейтинг благотворительных организаций?

Люди сами будут создавать гражданское общество 

«Гражданское общество создается дважды – в мечтах и в реальности, поэтому первый шаг к будущему – представить себе его, и второй – стать лидером и повести за собой людей», – сказал Барри Найт, консультант GFCF из Великобритании. Он привел два примера из жизни британской глубинки. Жили-были два маленьких городка, Халл и Престон. В одном веками ловили рыбу, в другом – перерабатывали хлопок. Но вот пришел кризис, сократилось производство, началась безработица. Местная экономика была разрушена. Но жители собрались и решили взять власть в свои руки.  В Халле члены местного совета обсудили вместе с жителями, каким они хотят видеть будущее своего города, разработали план развития, новую стратегию жизни. А в Престоне жители решили покупать товары и услуги только в местных магазинах и у местного бизнеса. Так началась регенерация экономики в обоих городках. 

«Мы провели исследование и выяснили, что люди видят пять основных принципов для развития местного сообщества: достойный уровень жизни, безопасность, свобода творчества, уважительные взаимоотношения, и устойчивое будущее для следующего поколения, – перечисляет Барри Найт. – Чтобы достичь этого, не чините сломанное, стройте новое. Если вы будете работать по-старому, вы никогда ничего не измените. Думайте позитивно, не используйте негативных слов в своей речи. А еще – люди намного важнее, чем деньги. Самый важный ресурс – это ваши лидеры. Большая сумма денег не сделает вас счастливее. Чтобы сделать сообщество таким, каким мы хотим его видеть, нужно понять, что люди определяют все. Каждый член сообщества должен стать одновременно и донором, и получателем». 

Режим осознанности: как отчёт благотворительного фонда помогает в работе

и сами принимать решения 

«Если кто-то у нас говорит «Мы придем и решим, как должно быть», то это МЫ, как правило, включает мало людей, – сказала директор фонда «КАФ» Мария Черток. – Не должно быть одного и или даже 15 человек, которые решат, «как должно быть». Важно, чтобы широкие массы имели возможность принимать участие в обсуждении и строительстве будущего. Удаленность от центра, где принимают решения, сильно ощущается в регионах, и важно самим стать этим центром.

Люди – это главная сила благотворительности в регионах, и они способны сами изменить стратегию малых дел и дел побольше, сами решать, каким будет выглядеть их город».  

Мария Черток отметила: в последние годы стали громче слышны жалобы на то, что деньги дают на затыкание дыр, а на хорошее – не дают. «Но мы работаем не для того, чтобы помогать тем, кому плохо, а для того, чтобы поддерживать тех, кто знает, как сделать лучше, – убеждена она. – Можно бесконечно кидать деньги в проблему, как в черную дыру, но она не уменьшится. Если мы будем вкладывать в рост, в развитие, в позитив, у нас изменятся и самоощущение, и результат. Благотворительность – это про то, как люди помогают людям и приподнимают свою ситуацию». 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий