Злой айтишник, Кандинский, облака и пуши: о чём говорили и мечтали на конференции Форума доноров


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Для начала — сайт, собирающий пожертвования через все-все существующие в мире платёжные системы. Потом — CRM, да такая, чтобы и с донорами, и с подопечными можно было в ней работать, и чтобы всё со всем синхронизировалось. И наконец — качественная бесплатная пожизненная техподдержка того и другого. Вот три самых заветных диджитал-желания почти всех российских НКО. О чём ещё можно мечтать? Это обсуждали в Москве на конференции Форума доноров — 2019. Там побывала спецкор «Филантропа» Евгения Корытина.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Не надо пытаться начинать использовать новенькие сияющие айтишные штуки, если у НКО плохое управление и инфраструктура», — заявил со сцены сэр Стивен Бабб, директор Оксфордского института благотворительности. В зале одобрительно закивали. Конференция Форума доноров — 2019 посвящена цифровой трансформации, но вот уже несколько спикеров начинали выступления со слов: «но я не буду говорить про диджитал». И правда, не говорили. Ограничивались общими фразами, всем известными трендами и цитатами из книг (вспомнили даже Евангелие).

Я представлю себе пирамиду потребностей среднего российского некоммерческого проекта, и мне кажется, что цифровизация там ближе к вершине. Ну какая «цифра», когда сбор не закрыт, на зарплаты не хватает и входящих сообщений столько, что не успеваешь поспать. Тут не до Agile-манифеста.

Цифровизацию себе могут позволить богатые или как минимум финансово стабильные НКО. Между бедными и богатыми социальными проектами — цифровая пропасть. Первым нужен сайт. Просто работающий сайт, подключённый к платёжным системам, оптимизированный под поиск, рекламу. Простой в управлении и со стабильной технической поддержкой. CRM — мечта. На большее не хватает денег, рук, внимания и знаний. Богатым хочется и приложение, и фишечки, и фичеры, и спецпроекты. Но и богатым, и бедным нужен драйвер. Есть в команде кто-то, мечтающий, чтобы всё работало по клику, — он вытянет, нафандрайзит, убедит и неизбежно внедрит. 

Фандрайзинг в цифре

Цифровые решения в НКО я бы разделила на три типа:

1) для фандрайзинга;

2) для внутреннего пользования и решения задач самой организации; 

3) для решения проблем благополучателей.

Основное внимание сосредоточено на фандрайзинговых технологиях — здесь и больше кейсов, и выше спрос.

«Произошла радикальная трансформация — закончилась монополия крупных институциональных доноров. Сейчас каждый может стать донором. Объём пожертвований через цифровые платформы в России за четыре года вырос в 15 раз: с 23,4 млн рублей в 2013 году до 348,5 млн рублей в 2017-м», — подчеркнула Мария Черток, директор фонда «КАФ». В её презентации было много отсылок к идеям Генри Тимса и его книге «Новая власть»: иерархическая власть больше не работает, важны горизонтальные связи и «свобода в солидарности». Именно Генри Тимс придумал проект #ЩедрыйВторник, координатором которого в России является благотворительный фонд «КАФ». 

«Нам было очень сложно перестать ставить на видное место логотип своей организации, — признаётся Мария — но к логотипу не хочется присоединяться, людям нравится объединяться между собой, а не под чьим-то флагом».

Сейчас #ЩедрыйВторник — онлайн-платформа, где можно создать своё событие в чью-то пользу, стать участником флешмоба «Неделя признаний», посмотреть обучающие вебинары. В прошлом году в день, когда проходил #ЩедрыйВторник, сумма сборов через основные платформы онлайн-пожертвований в среднем выросла в два раза по сравнению с обычным днём и составила 2,6 млн рублей.

Благотворительность в России: рост по горизонтали

Злой айтишник, Amazon и Американский союз защиты гражданских свобод

Мэтт Хэворс, автор книги The Digital Fundraising Book, сооснователь британского агентства цифровых инноваций Reason Digital, привёл в пример кейс Amazon и Американского союза защиты гражданских свобод (ACLU). Хотя, по правде говоря, Amazon имеет к этой истории лишь опосредованное отношение. Дело в том, что у компании в США есть специальный гаджет — Dash Button — для моментального заказа товара. Устройство представляет собой кнопку и кусок двойного скотча, с помощью которого эту кнопку можно прикрепить куда угодно. Например, к стиральной машине: закончился порошок — нажал кнопку и заказал новую пачку с доставкой. Кнопка подключается к Wi-Fi и настраивается через приложение. 

Так вот, жил-был американец по имени Натан Прайор, которого сильно бесили твиты президента Дональда Трампа. Но он не хотел впадать в ярость и искал конструктивное решение. Тогда он взломал код этой кнопки и настроил её так, чтобы при каждом нажатии перечислялось 5 долларов в пользу ACLU. Он приклеил её к своему рабочему столу и теперь жмёт на кнопку всякий раз, когда наполняется гневом от очередного поступка Трампа, «чтобы в противовес поддержать достойных порядочных людей». Правда, неясно, взял ли на вооружение эту интонацию сам союз ACLU. 

Visa для прихожан 

Другой пример использования технологий для фандрайзинга — специальный терминал для сбора пожертвований от Visa для Church of England. Исследования показали, что 35% прихожан хотят оставлять пожертвования безналом. Visa сделала специальный переносной терминал для бесконтактных платежей. Через четыре месяца произвели контрольный замер — в церквях, использующих эту технологию, объём пожертвований удвоился. Сейчас такие устройства есть более чем в 16 000 англиканских церквей в Великобритании, рассказал Мэтт Хэворс. 

Сбербанк будет пушить пожертвования 

Российскую технологию представил Кирилл Буданаев, руководитель компании «Сбербанк-Вместе». В компании создали модель, позволяющую оценить склонность человека к благотворительности. По словам Кирилла, «вот-вот, со дня на день» заработает новый сервис. Работать он будет примерно так: клиент Сбербанка расплачивается за покупки картой банка, далее информация анализируется и человеку приходит push-уведомление или письмо на email с предложением совершить благотворительное пожертвование. «Например, вы расплачиваетесь в зоомагазине, и вам предлагают поддержать фонд, помогающий бездомным животным», — объяснил Кирилл Буданаев. По его словам, проведённые тесты и пилотные проекты показали, что push-уведомления увеличивают сумму пожертвования на 17%, а напоминалки в почту — на 40%. 

CRM: соберите золото

«Размер российского филантропического сектора оценивается в 460 млрд рублей, я даже слышала оценку в 600 млрд рублей. Это золото, которое лежит у нас под ногами, нужно только поднять», — говорила Светлана Горбачёва, директор по развитию инфраструктурной платформы для НКО PHILIN. По её словам, не анализируя информацию о донорах, организация просто теряет их. В CRM сохраняется история взаимоотношений с жертвователями, можно выстраивать график коммуникации, визуализировать отчётность и автоматизировать многие процессы. Ранее говорилось, что в базовый пакет CRM-решения от PHILIN включены интеграции с PayPal, Яндекс-кассой, Unisender, CloudPayments и с «1С».

«Благотворительность – это проявление не жалости, а солидарности»: Аша Курран о #ЩедромВторнике и социальных движениях

Тепличные решения

«Теплица социальных технологий» представила свои проекты на нескольких площадках конференции. Сила этих IT-решений в том, что они доступны некоммерческим организациям совершенно бесплатно. Наталья Баранова, главный редактор сайта «Теплицы социальных технологий», подчеркнула, что команда «Теплицы» видит нехватку ресурсов у НКО для оптимизации работы и цифровой трансформации. Вот три проекта «Теплицы», которые пригодятся всем, кто экономит ресурсы:

1) конструктор сайтов «Кандинский». Он работает на базе WordPress и имеет три типовых шаблона — благотворительного фонда, организации, собирающей средства для помощи нуждающимся, и шаблон градозащитной инициативы. Для каждого сценария разработана структура сайта, которая отвечает потребностям типовых НКО;

2) плагин для сбора пожертвований «Лейка», который работает не только с сайтами на WordPress. По словам Натальи Барановой, с начала 2019 года с помощью «Лейки» собрали пожертвований более чем на 91 млн рублей;

 

3) программа помощи НКО TeploDigital. Здесь можно со скидкой получить доступ к программному обеспечению и онлайн-сервисам, например к Zoom, Asana, Adobe, Google Ad Grants, Box.org, Tableau. Для этого нужно подать заявку на сайте программы и пройти верификацию.

Можно ли доверять IT-разработку волонтёрам

Если уж заговорили про нехватку ресурсов, то главное, на что не хватает для тотальной цифровизации, — это на услуги IT-разработчика. Но не хватает всем: не только НКО, но и бизнесу. Столичный рынок очень «перегрет», разработчики стоят дорого. «У нас в команде, например, тоже далеко не все позиции закрыты», — подчеркнул Алексей Бородкин, Product lead в Росбанке, глава Гильдии вольных проектировщиков, экс-координатор волонтёрской группы в НИИ нейрохирургии имени Бурденко в рамках движения «Даниловцы». 

Надежда на работу: платформа Hopework помогает людям с инвалидностью в трудоустройстве

Но у НКО есть преимущество перед бизнесом, уверен Алексей Сидоренко, руководитель «Теплицы социальных технологий». «Люди работают за деньги и за удовольствие. Если НКО не может обеспечить деньги, то нужно постараться обеспечить удовольствие», — сказал он. Это может быть удовольствие от интересного проекта, от причастности к важным изменениям и просто от приятного общения с интересными людьми. 

Есть несколько платформ, где можно найти разработчика «за удовольствие»: IT-волонтёр (проект «Теплицы») и ProCharity (проект фонда «Друзья»). Механизм примерно одинаковый: оставь задание и жди, кто отзовётся. 

Я сомневаюсь в эффективности привлечения IT-волонтёров. Мне кажется, что это довольно сложная работа, и многим просто может не хватить запала довести её до конца.

Не претендуя на серьёзную социологию, я спросила читателей телегам-канала #причини_добро (профильный канал о благотворительности и НКО), доверяют ли они разработку волонтёрам. Уверенно ответили «да» 21% опрошенных, «нет» — 11%. Готовы сотрудничать, но при условии, если это корпоративное probono, то есть всё серьёзно и с договором, — 27%, а большинство (41%) легко доверит волонтёрам какой-нибудь не очень сложный проект. 

Для решения чужих проблем

Меньше всего было представлено проектов, созданных непосредственно для благополучателей. Мне запомнились только два. Первый — «Позвони вовремя» благотворительной организации AGE UK. Это сервис «телефонной дружбы» для людей старше 60 лет. Человек регистрируется на платформе, оставляет свой номер телефона и короткий рассказ о себе, ему подбирают единомышленника и в назначенное время соединяют для разговора. 

Второй — платформа для онлайн-обучения для воспитанников детдомов из 8–11 классов от фонда «Арифметика добра» (программа «Шанс»). У каждого ученика есть куратор, который составляет для него индивидуальное расписание. Затем с ним регулярно занимается репетитор. Большинство учеников живут в удалённых регионах страны.

Интересно, что платформа решила сразу две задачи. Во-первых, позволила ученикам быстро связываться с учителем, облегчила коммуникацию, качество услуги выросло. Во-вторых, упростила жизнь сотрудникам фонда, потому что огромная работа проделывалась вручную, через Google документы и тому подобное. «Кураторы быстро выгорали, это была тяжёлая рутинная работа. Теперь то, что раньше занимало часы, можно сделать одним кликом», — рассказал Евгений Валуйский, руководитель IT-проектов БФ «Арифметика добра». 

Ещё одна технологическая особенность «Шанса» — записи всех уроков теперь хранятся в облачных сервисах Mail.Ru. Mail.Ru Cloud Solutions — это бесплатная IT-инфраструктура в облаке для благотворительных фондов и организаций, прошедших верификацию сервиса «Mail.Ru добро». 

Вместо заключения: Agile на пальцах и домашнее задание

Перед тем как идти на конференцию, я спросила своих читателей, знают ли они, что такое Agile. И 66% из полутора сотен опрошенных сказали «да, конечно», ещё 27% — «что-то такое слышал». То есть можно было бы опустить этот кусок повествования, но уж больно хороша картинка, которую показывал Мэтт Хэворс: Agile на примере производства автомобиля. Раньше важно было собрать целую машину и все этапы работы сводились к той далёкой цели. Теперь работа разбивается на короткие отрезки, но результат каждого этапа — самостоятельное транспортное средство. В этом и заключается вся суть Agile.

И в заключение домашнее задание от Алексея Бородкина. Вот список, он составлен от простого/базового к более сложному. Попробуйте разобраться в том, что это, и начинайте внедрять. Шаг за шагом — по пути к цифровой трансформации.

Agile-манифест 

Канбан

SCRUM

Design thinking

HADI

Data-Driven Design

HCD (Human-centered design).

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий