CRM для НКО: главные вопросы и ответы
Профессионализация некоммерческого сектора – серьезный непрерывный процесс, в котором важны, безусловно, воля руководителей и сотрудников. А также использование успешных бизнес-практик, которые продемонстрировали свою эффективность. Одна из них — внедрение CRM-систем (Customer Relationship Management System, то есть «управление отношениями с клиентами»), специализированного программного обеспечения для автоматизации взаимоотношений с донорами. О том, чем удобна эта система, какими бывают CRM и как могут изменить работу организации, — рассказывает Светлана Горбачева, директор по развитию инфраструктурной платформы для НКО PHILIN.
Зачем нужно CRM?
Чтобы объяснить, в чем польза CRM, я всегда использую простую аналогию: представьте, что у вас более 1000 сторонников, к которым вы регулярно обращаетесь с просьбой о помощи, отчитываетесь, поздравляете с днем рождения и делитесь новостями. Вы ведете табличку в экселе, но не успеваете вовремя вводить все данные, а еще иногда забываете поздравить с праздниками. А еще сотрудница, которая вела ряд разрозненных табличек …ушла в декрет.
Когда организации действительно нужна CRМ? Практически с самого начала. Считается, что если ваша база насчитывает более 50 контактов, то смысл заводить CRM уже есть.
Внедрение CRM убережет НКО от 3 основных рисков в работе с данными:
— использования разрозненных источников (таблицы, почта, данные платежных операторов) и потери данных;
— незнания своей аудитории (часто НКО имеет большую донорскую базу, но не знает интересов своих пользователей, не анализирует их пожелания по контенту, стимулирующему сделать пожертвование и т. д.)
— несвоевременной отчетности.
Надежда на работу: платформа Hopework помогает людям с инвалидностью в трудоустройстве
Что делать после того, как принято решение внедрить CRM?
Принять решение о необходимости внедрения CRM довольно просто, но для того, чтобы интегрировать ее в рабочие процессы организации необходимо пройти несколько важных подготовительных этапов:
- Принять взвешенное решение о необходимости CRM на уровне руководства.
- Понять и зафиксировать, какие именно внутренние процессы вы хотите автоматизировать (например, настроить автоматические рассылки по не прошедшим платежам или собрать данные об источниках пожертвований по всем внешним онлайн ресурсам)
- Выбрать ответственного за работу продукта в организации. «Драйверами перемен» (так мы в PHILIN называем сотрудников, отвечающих за CRM в НКО) лучше назначать фандрайзеров или менеджеров проектов — тех, кто кровно заинтересован в успехе внедрения CRM.
- Осознать, что CRM потребует от организации финансовых вложений. Наша практика общения с организациями показывает, что основная ошибка фондов – сначала прицениваться к продуктам, а потом принимать решение о необходимости внедрения CRM. В PHILIN мы советуем начинать знакомство с CRM с постановки задач и поиска драйверов процесса – если вы прошли эти две стадии, то деньги обязательно найдутся, например, этот расход можно заложить в грантовую заявку.
Какую выбрать CRM-систему и что такое CRM-коробки?
Новичку рынок CRM часто напоминает кота в мешке – не всегда понятно, что внутри CRM-коробки.
Готовые решения
Самые популярные среди НКО — бесплатные и довольно простые в эксплуатации — готовые коробочные решения. Но в этой коробке можно обнаружить пустоту – необходимый для НКО функционал в таких решениях часто отсутствует, а за «подгон» системы под персональные нужды нужно будет доплачивать отдельно. Такие решения оптимальны для организаций, имеющих в штате сильных специалистов или надежного подрядчика.
Самописные CRM-системы
Самописные решения — это выбор крупных фондов, способных заплатить за разработку собственной системы крупную сумму и всегда имеющих в штате собственного IT- специалиста. Главный плюс этого решения — возможность автоматизировать именно то, что вам нужно. Но есть и важный минус – не только дорого, но и ставит фонд в ситуацию постоянной зависимости от разработчика.
Адаптированная коробка от крупной IT-компании
Еще один тип CRM — решения для НКО на базе крупных платформ, разработанные секторными экспертами. Здесь готовый продукт адаптируется под нужды организации, то есть “коробка” будет уже содержать 80-90% необходимого для НКО функционала и интеграций. Такого уровня решение будет можно во многом адаптировать под себя, так как высокий профессиональный уровень продукта подразумевает гибкость настроек и большую линейку возможностей.
Принимая решение о внедрении, важно просчитать годовую стоимость продукта для организации: внедрение (перенос данных), стоимость лицензий, в зависимости от количества пользователей, стоимость дополнительных интеграций и настройки необходимого функционала. Также важно проанализировать собственный потенциал и определить сможете ли вы поддерживать продукт сами, и будет ли он устойчив в этом случае?
На что обратить внимание, выбирая CRM?
Какую бы CRM вы ни выбрали, она должна отвечать базовым критериям:
— иметь лицензию оператора персональных данных;
— хранить данные на территории России;
— быть облачным сервисом, чтобы иметь возможность доступа к данным в любой момент времени – из командировки, отпуска или дачного участка, от куда угодно, где есть интернет;
– гарантировать оперативность технической поддержки.
«11 смелых организаций»: в Москве наградили победителей премии в области оценки среди НКО
А когда продукт начнет окупаться?
Это самый частый вопрос от НКО, которые планируют внедрять CRM.
Я советую относиться к внедрению CRM как к инвестиции в будущее вашей организации. Это стоит денег, но автоматизация процессов фонда и системная работа данных – это свободное время сотрудников, четкая аналитика и качественные изменения в суммах пожертвований, а высвободившийся ресурс можно направить на разработку новых инструментов взаимодействия с благополучателями.
Самый простой пример того, как CRM сразу же начинает себя окупать — это недополученные платежи.
В CRM-аналитике вы будете видеть причины не прошедшего платежа и сможете настроить автоматические ответы жертвователям в зависимости от причины сбоя. Таким образом можно ежемесячно возвращать большую часть недополученных платежей.
Разумеется, есть и много других CRM-лайфхаков, которые позволят увеличивать объем пожертвований. Например, апгрейд донора до более высокого уровня или до реккурента. Данные о том, когда лучше предложить такой апгрейд, можно найти в аналитике. Информация позволяет анализировать поведение сторонников и строить гипотезы, затем подтверждая их в рамках фандрайзинговой коммуникации.
+ There are no comments
Add yours