Проверка минюста: как избежать ошибок
Каждый год Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы в плановом порядке проверяют деятельность некоммерческих организаций на соответствие закону и их учредительным документам. Юрист Благотворительного фонда развития филантропии «КАФ» Константин Воробьёв изучил результаты всех проверок некоммерческих организаций Главным управлением Министерства юстиции РФ по Москве за 2019 год, нашёл наиболее частые нарушения и способы их исправить.
Как узнать о проверке
Особенность плановых проверок — возможность к ним заранее подготовиться, так как календарный план проверок НКО публикуется в ноябре-декабре предыдущего года. Посмотреть, не запланирована ли проверка вашей организации в 2020 году, можно как на сайте соответствующего управления Минюста России, так и во ФГИС «Единый реестр проверок» — https://proverki.gov.ru/.
Перечень запрашиваемых для проверки документов легко найти, и в нём редко бывают сюрпризы. Обычно помимо учредительных документов запрашивают все документы, так или иначе связанные с управлением организацией (протоколы органов управления, приказы директора), программной деятельностью, распоряжением денежными средствами (договоры, акты, отчёты, выписки со счетов), финансовой и бухгалтерской отчётностью — есть время привести дела в порядок.
Нарушения, обнаруженные у московских некоммерческих организаций в 2019 году, рассмотрены в следующем виде: сперва те, что содержатся в учредительных документах, затем — в протоколах и решениях органов управления и, наконец, выявленные в текущей деятельности НКО.
Как новые законодательные нормы повлияют на работу НКО в 2020 году
1. Ошибки в уставе организации
Казалось бы, при регистрации НКО, внесении изменений в устав Минюст России и так чрезвычайно тщательно проверяет каждую формулировку на соответствие требованиям законодательства, к чему проверять повторно?
Однако законодательство часто меняется, а в положениях основного документа организации остаются устаревшие нормы, которые могут прямо противоречить новым законам, поэтому задача проверяющего органа — напомнить НКО о необходимости приведения их в соответствие всем требованиям.
- Определение НКО
Если устав был зарегистрирован до 2014 года, есть большая вероятность, что в нём будет даже некорректное определение организационно-правовой формы некоммерческой организации. Так, в результате реформы корпоративного законодательства в определении фонда и автономной некоммерческой организации появилось указание на то, что это «унитарная» организация. Если в уставе фонда/АНО это не найдёт отражения, Минюст России непременно заметит несоответствие положений устава статье 123.17/123.24 ГК РФ.
Что нужно сделать: проверить, что определение организационно-правовой формы и её признаки в уставе актуальны (Глава 4 ГК РФ).
- Компетенции органов управления НКО
Самая частая ошибка — неверно указана исключительная компетенция органов управления НКО. Важно обратить внимание, что в уставе должен быть полный перечень всех вопросов, решение которых относится к компетенции высшего органа управления.
Неоднократно ГУ Минюста России по Москве выявляло, что к компетенции высшего органа управления не были отнесены следующие вопросы:
- утверждение годового отчёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности;
- принятие решений о создании организацией других юридических лиц, об участии организации в других юридических лицах;
- принятие решений о создании филиалов и об открытии представительств организации;
- принятие решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
- утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора организации;
- одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом;
- принятие решений о размере и порядке уплаты участниками (членами) общественной организации/ассоциации членских и иных имущественных взносов.
В учредительном документе также обязательно должно быть отражено, что по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления решения принимаются либо единогласно, либо квалифицированным большинством голосов путём проведения очного голосования.
Вместе с тем проверяющий орган обращал внимание, что в уставе должны быть не только верно определены порядок формирования и срок полномочий органов управления, но и корректно указаны их названия. Так, в частности, высший орган управления не может быть назван «правлением» в фонде, «советом/правлением/президиумом» — в ассоциации, общественной организации, так как в соответствии с главой 4 ГК РФ эти названия предусмотрены для коллегиального исполнительного органа некоммерческой организации.
Что нужно сделать: проверить, чтобы формулировки устава об органах управления НКО в точности соответствовали статьям 28 и 29 ФЗ «О некоммерческих организациях», а также нормам главы 4 ГК РФ статьи 10 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» и положениям ФЗ «Об общественных объединениях».
Новый закон о социальном предпринимательстве: профессиональный разбор
- Преобразование и ликвидация НКО
Нормы закона о преобразовании и ликвидации некоммерческих организаций также подверглись значительным изменениям за последнее время. Как следует из замечаний, вынесенных Минюстом России, в уставе должны быть чётко зафиксированы все организационно-правовые формы, в которые может быть преобразована некоммерческая организация, либо указано, что реорганизация не допускается. Что касается ликвидации, несмотря на то что положения, посвящённые данной процедуре, тщательно определены в законе, Минюст России требует подробного описания порядка ликвидации в уставе некоммерческой организации.
Что нужно сделать: проверить, все ли отражённые в уставе организационно-правовые формы преобразования НКО актуальны, установлен ли порядок ликвидации и соответствует ли он статье 63 ГК РФ, а также статье 19 ФЗ «О некоммерческих организациях».
- Символика в уставе
Среди наиболее часто встречающихся нарушений — отсутствие описания символики в уставе. Исходя из информации на официальном сайте НКО, в представленных документах, письмах Минюст России делает вывод о наличии символики организации, главным образом — эмблемы (под эмблемой в большинстве случаев понимается изображение животного, явления природы или иного символа рядом с названием организации). В том случае, если символика есть, но она не описана в уставе, это будет считаться нарушением требований пункта 5 статьи 3 ФЗ «О некоммерческих организациях».
Что нужно сделать: проверить используется ли на фирменном бланке, официальном сайте организации эмблема, содержится ли её описание в уставе.
- Другие ошибки
Следует отметить, что хоть и совсем в редких, однако достойных упоминания случаях Минюст России обнаружил следующие ошибки:
- перечень учредителей в уставе организации не соответствует сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ;
- устав содержит сведения о фирменном наименовании (допустимо только для коммерческих организаций), праве организовывать лотереи (допустимо только для специальных государственных органов), открытом перечне видов деятельности, которые может осуществлять организация (НКО имеет не общую, а специальную правоспособность);
- к источникам формирования имущества в соответствии с уставом отнесены регулярные поступления от учредителя, однако не установлен сам порядок их поступления.
Из приведённых примеров нарушений можно сделать вывод, что законодательство о некоммерческих организациях на настоящем этапе развития не отличается стабильностью, поэтому отслеживание соответствия устава как основного документа организации таким изменениям является безусловной задачей каждой НКО.
-
Ошибки в оформлении деятельности органов управления
Анализ выявленных нарушений показывает, что серьёзное затруднение у некоммерческих организаций вызывает оформление решений или протоколов заседаний органов управления.
Чаще всего Минюст России указывает, что в представленных документах отсутствуют следующие сведения:
- о времени проведения заседания;
- об общем количестве членов (участников, учредителей) органа управления НКО на дату проведения заседания;
- о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей) органа управления и определении правомочности (кворума) заседания;
- о лицах, проводивших подсчёт голосов.
Кроме этого, было выявлено, что нередко нарушается периодичность проведения заседаний органов управления, закреплённая в уставе организации, а также исключительная компетенция высшего органа управления, вопросы которой не могут быть переданы на рассмотрение иным органам управления организации.
Что нужно сделать: проверить регулярность проведения заседаний органов управления НКО, а также правильность оформления протоколов и решений указанных органов на соответствие уставу и требованиям, установленным статьёй 181.2 ГК РФ, пункты 4, 5 статьи 29 ФЗ «О некоммерческих организациях».
-
Ошибки в текущей деятельности
Тип ошибок, рассмотренных в этой главе, возникает в результате повседневной деятельности некоммерческой организации, поэтому чаще всего представлен в виде нарушения сроков совершения либо не совершения вовсе действий, предусмотренных законом.
- Местонахождение, адрес
Исходя из представленных договоров, отчётов Минюст России проверяет информацию о местонахождении постоянно действующего руководящего органа НКО — директора/правления. В некоторых случаях должностное лицо, указанное в распоряжении о проведении проверки, может лично убедиться в достоверности путём выезда по адресу организации, указанному в ЕГРЮЛ.
В случае, если проверяющий орган установит, что НКО не находится по данному адресу, это будет признано нарушением пункта 7 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым организация должна в течение трёх дней со дня наступления изменений уведомить об этом.
- Отчёты о деятельности
Минюст России самостоятельно занимается поиском и рассмотрением сведений о сдачи НКО отчётов, предусмотренных, в частности, пунктом 3 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученного от иностранных источников.
Кроме того, проверке подлежит выполнение требований пункта 3.1 и пункта 3.2 статьи 32 приведённого выше закона о размещении организацией в Интернете или предоставлении средствам массовой информации для опубликования отчёта о своей деятельности либо сообщения о продолжении своей деятельности.
Соблюдение положений данного раздела должно быть наиболее значимым для НКО, поскольку неоднократное непредставление указанных сведений является основанием для обращения Минюста России в суд с заявлением о ликвидации данной организации.
Цифровизация, вопросы этики, диалог: важные итоги 2019 года в некоммерческом секторе
- Информация о филиалах или представительствах
Заметно реже проверяющий орган выявляет, что НКО ведёт деятельность вне места своего нахождения (арендует помещение, нанимает сотрудников, рассказывает об этом на сайте и т.п.), а информация о филиалах или представительствах организации не содержится в ЕГРЮЛ, что является нарушением требований статьи 55 ГК РФ и пункта 7 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», поскольку НКО в трёхдневный срок не уведомила об указанных изменениях.
- Конфликт интересов
Отдельное внимание следует обратить на отсутствие одобрения высшего или надзорного органа в случае заключения сделки при конфликте интересов. К примеру, если Минюст России обнаружит возмездный договор НКО с другим юридическим лицом, в котором директором/учредителем является руководитель некоммерческой организации, а решение об одобрении указанной сделки не приложено — будет зафиксировано нарушение статьи 27 ФЗ «О некоммерческих организациях».
Что нужно сделать: проверить, все ли сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются актуальными, удостовериться в полной сдаче отчётов, а также на регулярной основе осуществлять ревизию деятельности и документов организации.
-
Нарушение требований к запрашиваемым документам
Важно не только вести деятельность в соответствии с законом и учредительными документами, но и не совершить ошибок при подготовке документов, требуемых для проверки Минюстом России.
Так, в одном случае проверяющий орган указал, что непредставление в полном объёме документов, указанных в распоряжении о проведении проверки, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, поскольку представляет собой неповиновение законному распоряжению должностного лица организации, уполномоченной на осуществление государственного контроля.
Помимо этого, необходимо представлять документы в надлежаще оформленном виде, а именно — копии должны быть сшиты, пронумерованы и подписаны уполномоченным лицом. Несоблюдение данного требования также может быть признано Минюстом России в качестве отдельного нарушения, поэтому особенно важно чрезвычайно внимательно относиться к сбору и подготовке документов и начинать этот процесс заранее.
+ There are no comments
Add yours