Не одни дома: как продолжать эффективно работать во время эпидемий


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В связи с коронавирусом COVID-19 сильно меняется современная реальность — люди начинают работать из дома, отменяются многие мероприятия по всему миру и в том числе в России. И если некоторые могут себе позволить работать меньше и уйти в вынужденный отпуск, то это точно не вариант для некоммерческих организаций, работа и помощь которых нужны ежедневно.

О том, как сохранять эффективность, защитить себя и своих подопечных — в советах экспертов, с которыми поговорил «Филантроп».

Переходить на удалённую работу

Алексей Сидоренко, руководитель проекта «Теплица социальных технологий»: «Я очень обеспокоен ситуацией с коронавирусом в мире и считаю, что все ответственные работодатели должны отправить людей на удалёнку на полторы недели или больше. Да, это потребует определённой перестройки в работе, но этому легко научиться. Если раньше была проблема с инструментами для удалённой работы, то сейчас их нет — удалённо можно делать почти всё: созваниваться, планировать, проводить встречи, записывать их. Основная проблема многих организаций сейчас — в отсутствии практики удалённой работы. Многие руководители боятся, что производительность резко упадёт, что дома люди будут заниматься своими делами. Но это тоже лишь вопрос привычки. Нужно создавать привычки для удалённой работы, организовать для сотрудников такую возможность — удостовериться, что дома у них есть хотя бы какое-то рабочее место, необходимая техника и онлайн-доступ ко всем документам».

Мария Черток, директор благотворительного фонда «КАФ»: «Нам уже пришлось отменить несколько поездок с иностранными партнёрами, кроме того, мы переносим конференцию «Молодые люди с низкими стартовыми возможностями в начале карьеры». Опыт других стран показывает, что самоизоляция — один из самых эффективных способов, чтобы остановить эпидемию».

Проявить ответственность

Светлана Корначёва, директор по маркетингу и коммуникациям благотворительного фонда «КАФ»: «Сектор благотворительности тесно связан с ответственностью и может стать примером для бизнеса в плане поведения в ситуации пандемии. У НКО есть сторонники, которые им доверяют и прислушиваются. Было бы здорово, если бы все НКО, например, сделали рассылки сторонникам с информацией о заболевании — почему важно, например, соблюдать карантин, что это как раз про ответственность перед теми, кому ты можешь передать вирус, не подозревая об этом (больные диабетом, ВИЧ, сердечники). Не нужно разводить панику, но, мне кажется, нам не помешает немного больше ответственности по отношению к другим».

Быть готовым отменять мероприятия

Алексей Сидоренко: «Планировать офлайн-мероприятия сейчас очень сложно, неизвестно, что будет происходить в ближайшее время. В Москве уже отменили мероприятия с участием более 5 тысяч человек, но возможен и настоящий карантин, как во многих странах мира. Думаю, самое спокойное — это перенести те мероприятия, которые были запланированы на март и как минимум до середины апреля. Мы в «Теплице» так и сделали. И планируя остальные события, тоже важно быть готовым поменять решение, сейчас всё очень динамично меняется. Надеюсь, что наш «Сетевой апрель» не станет «Сетевым августом или сентябрём», но мы не исключаем такой возможности».

Наталья Каминарская, руководитель центра «Благосфера»: «В настоящий момент у нас в центре отмен событий нет. Но я понимаю, что такое может происходить, поэтому мы предлагаем всем заинтересованным сторонам в случае необходимости использовать наше оборудование для проведения событий онлайн. С помощью камер, аудио- и видеомикшера, которые всё время находятся в нашем центре, мы, как и раньше, проводим трансляции событий, устраиваем онлайн-встречи и вебинары. А подкасты «Благосферы», которые мы обычно создаём, приглашая гостей в свою студию звукозаписи, мы при необходимости пишем по скайпу. И площадку под онлайн-событие, и оборудование нашего центра, и аудио- или видеозапись мероприятия можно в обычном режиме заказать, обратившись в «Благосферу» по электронной почте или оставив заявку на сайте. Если событие подтверждается, с заказчиками заключается договор, и далее мы действуем согласно нему.

Кроме того, мы заказали для площадки антисептическое оборудование, которым смогут пользоваться участники событий».

Быть готовым к разным сценариям

Пример такой гибкости — это отношение к текущей ситуации Фонда президентских грантов, от которого зависят многие некоммерческие организации в России. Илья Чукалин, директор Фонда президентских грантов, говорит: «Перенос или отмену мероприятий, предусмотренных проектов, в текущей ситуации Фонд президентских грантов воспринимает с пониманием. Важно только не забыть нам об этом сообщить, желательно сразу, как только принято такое решение. Если для достижения запланированных результатов потребуется продление срока реализации проекта, мы готовы рассматривать такие запросы. Руководителям и сотрудникам организаций мы бы посоветовали воздержаться от проведения и посещения массовых мероприятий, особенно за рубежом, отменить или отложить командировки. Наверное, наступило время максимального использования возможностей Интернета. НКО могут проводить онлайн-трансляции, видеоконференции, вебинары, переговоры по скайпу.

Фонд готов к разным сценариям развития событий. Наши сотрудники при необходимости смогут работать удалённо, поскольку мы полностью «в цифре».

Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева также говорит, что важно сделать условия предоставления грантов или выполнения обязательств по действующим грантам более гибкими. И с точки зрения самих грантополучателей (чтобы у них была возможность действовать ситуативно и в случае необходимости менять график проектных мероприятий), и с точки зрения оперативного реагирования. Поэтому фонд продлевает сроки грантов для тех, кто бы хотел реализовать свой проект в задуманном виде. «Изменение условий гранта, использование новых инструментов для достижения целей проекта, например, переход в онлайн, и более гибкие условия перераспределения средств среди текущих грантов, – этим не ограничивается поддержка со стороны фонда, — говорит Оксана Орачева. — В некоторых случаях мы готовы признать целевыми расходы физических лиц, которые по сути являются невозвратными. То есть мы будем готовы увеличить грант на сумму этих потерь для того, чтобы проект мог быть реализован полностью. Те меры, которые могут быть выявлены в процессе сбора обратной связи от грантополучателей, мы также оперативно введем в действие. Кроме того, в ближайшее время мы запустим новую грантовую инициативу, направленную на повышение устойчивости организаций наших целевых аудиторий в период кризиса».

Продумывать альтернативные программы

Многие представители некоммерческого сектора предлагают свои идеи для выживания в эпоху коронавируса. Так, фонд «Старость в радость» в связи с карантином приостановил все волонтёрские поездки в дома престарелых и ПНИ и запустил всероссийскую акцию «Мы рядом», чтобы на время карантина оставаться рядом с пожилыми людьми и инвалидами, живущими в домах престарелых и психоневрологических интернатах. Теперь им можно помочь через Интернет в качестве видеоволонтёра или поддержать покупку дезсредств и средств связи в дома престарелых.

Фонд «Вера» отменил ближайшие ознакомительные встречи с волонтёрами и тренинги для сотрудников. «К сожалению, ситуация с коронавирусом накладывает ограничения и на работу волонтёров в хосписах — временно мы прекращаем проводить мероприятия для пациентов и их близких», — говорит Анна Скоробогатова, директор фонда «Вера». Но визиты родственников и близких не отменяются и режим посещений не меняется: прийти в хоспис можно круглосуточно.

Искать онлайн-форматы для проведения фандрайзинговых акций

Алексей Сидоренко: «Конечно, живое мероприятие с людьми, где есть возможность пообщаться лично, заменить чем-то сложно. Но когда возникает ситуация, как сейчас, это ещё и большая ответственность — вы можете подвергать риску не только себя и своих сотрудников, но и гостей и экспертов, активистов, которых вы зовёте на мероприятия.

Я бы предложил вычеркнуть из своей программы апрель и май и активно готовиться к жарким летним месяцам. Затянуть пояса потуже и перебросить бюджетное планирование в области офлайн-мероприятий — на лето и осень. А освободившийся фандрайзинговый бюджет пустить, например, на контекстную рекламу в соцсетях, поисковиках или на YouTube, это даст другой эффект, не тот, что фандрайзинговые мероприятия, но даст возможность испробовать новый инструмент.

Проведение офлайн-мероприятий тоже стоит денег (даже если НКО почти всё получает бесплатно). В принципе у любых денег есть стоимость привлечения денег. Возможно, сейчас хороший момент подумать над организацией онлайн-фандрайзинга».

Подробный гид о том, как проводить мероприятия в эпоху коронавируса, можно найти в материале наших коллег «Теплицы социальных технологий».

Научиться проводить деловые встречи онлайн

Алексей Сидоренко: «Онлайн-встречи могут быть не менее, а то и более эффективны. У меня весь понедельник уходит на общение с сотрудниками, всего это около восемь созвонов «один на один» — на каждый разговор уходит около часа. Так, за один рабочий день я могу провести восьми встреч. Если бы я организовывал эти встречи в городе (таком, как Москва), то максимум мог бы позволить себе две-три встречи в день. Возможность проводить их онлайн даёт несравнимый прирост производительности.

Но, конечно, мы продолжаем встречаться офлайн, для нас это редкий и поэтому особенный формат, мы всегда рады видеть друг друга. Общение в реальной жизни для нас роскошь, которую мы ценим, но уже не норма. И бывают деловые обеды или встречи с партнёрами, хотя их тоже можно переводить в цифровой формат».

Заняться стратегией и развитием

«Любой кризис — повод для экспериментов и поисков инновационных решений», — уверен Алексей Сидоренко. То же самое говорят все эксперты. Это хорошее время, чтобы с помощь того же видеочата собраться всем вместе и продумать стратегический план развития организации, чтобы, возможно, собрать попечительский совет и поговорить с ними онлайн о вашей работе и новых форматах. Также это хорошее время для обучения и развития. Время пересмотреть онлайн-курсы и образовательные программы для НКО. Кроме того, сейчас будут появляться новые образовательные программы — как масштабные, так и частные. Так, Екатерина Чистякова, директор по развитию фонда «Подари жизнь», проходящая учёбу в США, на своей странице в Facebook предложила за пожертвование в пользу фонда провести вебинар по коммуникациям в виртуальных командах и о том, как это связано с продуктивностью и климатом в команде.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий