Проекты социального воздействия: шанс или риски для НКО?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Государство сегодня нередко обвиняют в неэффективной социальной политике, называя при этом третий сектор первым — за высокую ответственность в социальной сфере.

Что произошло? Правительство Российской Федерации 21 ноября 2019 года приняло Постановление № 1491, положившее начало пилотной апробации в 2019–2024 годах субъектами Российской Федерации проектов социального воздействия.

Государство готово отступить и проложить финансовую дорогу для опытных и компетентных некоммерческих организаций?

Юрист Благотворительного фонда развития филантропии «КАФ» Константин Воробьёв разбирается, что это за проекты, как они реализуются во всём мире и как будут работать в России. 

Что это за проекты?

Проекты социального воздействия (в буквальном переводе с английского — «облигации социального воздействия») — соглашение (партнёрство) между государством, инвестором и исполнителем социальной услуги. По договору инвестор обязуется профинансировать деятельность исполнителя, направленную на достижение общественно полезного эффекта в зоне социальной политики, а государство обязуется выплатить инвестору вознаграждение, но только в том случае, если будут достигнуты заявленные показатели успеха проекта.

Плата только за результат? Такое разве возможно?

Конечно! Сделки, в которых материальная выгода сторон находится в полной зависимости от неизвестного (вероятного) результата, наступление которого ведёт к имущественным приобретениям для одной стороны и потерям для другой, называются алеаторными (рисковыми).

Рассмотрим по порядку все этапы

  1. Процесс начинается с исследования, цель которого — выявление общественной проблемы и способов её решения. Чтобы проект социального воздействия был эффективным, потенциальный результат должен быть измерим и может быть подтверждён. Чаще всего отбирают задачи наподобие следующих: уменьшение количества бездомных, повышение готовности к школе и успеваемости среди детей, сокращение рецидива преступлений, снижение заболеваемости, повышение занятости среди уязвимых социальных групп.
  2. После этого государство привлекает инвестора, который должен будет обеспечить финансирование проекта. Стороны определяют количественные показатели, которые покажут успешность проекта, методы оценки, продолжительность проекта (обычно от полугода до трёх лет), а также отбирают исполнителя — некоммерческую организацию либо социального предпринимателя. Окончание этапа знаменует подписание соглашения.
  3. Как только финансирование будет получено, исполнитель приступает к деятельности по реализации проекта.
  4. По истечении установленного соглашением срока независимый оценщик проводит аудит и проверяет успешность проекта на основе заранее установленных показателей. В том случае, если оценщик подтверждает достижение заявленных показателей, государство выплачивает инвестору денежные средства в сумме затрат на финансирование проекта и дополнительного бонуса за риск.

  Интересно! Уже есть успешные примеры?

Да, и не один! Рассмотрим первый в мире проект социального воздействия.

Великобритания, город Питерборо (менее 200 тыс. жителей), 2010 год. Предварительные исследования показали, что 60% вышедших на свободу заключённых совершают повторные преступления и вновь попадают за решётку. Это вредит и обществу, и государству. Благотворительные программы действующих в Питерборо НКО приносят недостаточный эффект, так как очень нуждаются в финансировании.

Проект запущен Министерством юстиции, а некоммерческая организация «Общественные финансы» выступила его оператором. Срок реализации — шесть лет. Однако первые выплаты инвесторам предусмотрены уже на четвёртый год реализации проекта.

Группа инвесторов (включая благотворительные фонды) предоставила более 6 млн фунтов в рамках финансирования проекта. Доходность инвестиций составила бы 7,5% в случае достижения заявленных результатов, а в случае превышения увеличивалась до 13% в зависимости от показателей.

Ожидаемый результат — сократить на 7,5% рецидивы среди первых трёх тысяч вышедших на свободу заключённых мужского пола.

Команда исполнителей по разработанной программе занималась с заключёнными как в тюрьме, так и вне её пределов по направлениям поддержки семей заключённых и местного сообщества в целом, а также помощи самим заключённым.

В 2015 году были подведены результаты первого этапа — отмечено сокращение рецидивов на 8,4%. Инвесторы получили выплаты, однако реализация проекта была прекращена по решению правительства. Идея заключалась в том, чтобы продолжить финансирование деятельности некоммерческих организаций в рамках масштабной программы «Модернизация реабилитации». Уже без инвесторов, но с помощью компенсации исполнителям всех расходов в случае достижения согласованных показателей.

На данный момент запущено более сотни проектов социального воздействия по всему миру.

В чём вообще смысл участия в проектах социального воздействия для каждой из сторон?

Государство

  1. Государство (органы власти субъектов) заинтересовано в участии из-за потенциальной экономии бюджета, так как выплата инвестору происходит только при достижении положительного результата, что также свидетельствует об эффективном расходовании денежных средств налогоплательщиков.

Проекты социального воздействия увеличивают межведомственное сотрудничество и обеспечивают комплексное решение долгосрочных проблем, что позволяет сэкономить средства бюджета в рамках нескольких органов власти.

В то же время следует отметить обязательность проведения предварительного анализа затрат и результатов, то есть является ли участие некоммерческих организаций в сфере социальной политики государства разумным с точки зрения цены и качества. Реализация проекта социального воздействия не может требовать дополнительных затрат бюджетных средств. Вместе с тем неудача проекта не должна привести к тому, что благополучатели пострадают.

Таким образом, проекты социального воздействия стимулируют государство выделять больше средств на профилактические мероприятия, то есть предупреждение негативных социальных факторов, что способствует повышению уровня благополучия граждан и в то же время даёт экономию средств в среднесрочной и долгосрочной перспективах, а также влияет на развитие некоммерческого сектора в регионе.

Инвестор (организатор проекта)

  1. Стимул участия для инвестора обусловлен двойственным эффектом проекта — сочетанием благотворительности и средней доходности инвестиций. Средства идут во благо, а в случае успеха есть шанс на прибыль.

Кроме этого, такие инвесторы, как фонды и грантодающие организации, вовлечены в участие благодаря возможности возврата и повторного использования финансирования после успешного окончания проекта. Это означает, что они могут дополнительно увеличить масштаб своей социальной или благотворительной программы.

Ещё одним поводом для инвесторов является гарантия государства в выплате вознаграждения в случае достижения согласованных результатов. Вместе с тем — учитывая, что основным сдерживающим фактором для инвесторов является полная потеря капитала в случае неудачи проекта — нередко в договоре фиксируется возврат части инвестированной суммы в случае достижения хотя бы промежуточных результатов.

Исполнитель

  1. Доступ к долгосрочному финансированию, позволяющему расширить деятельность, — ключевой интерес исполнителя социальных услуг. Именно наличие такого существенного источника дохода позволит исполнителю не тратить ресурсы на фандрайзинг, а сфокусироваться на реализации программ, что положительно отразится на качестве и эффективности деятельности. В результате некоммерческие организации развивают культуру мониторинга и оценки социального воздействия, а также устанавливают сотрудничество с организациями, работающими над взаимосвязанными проблемами.

Однако следует учитывать, что всегда существует риск недостижения согласованных результатов. Организация трудозатратной деятельности и оценка последствий может быть не по плечу многим НКО. Кроме этого, в случае провала есть вероятность, что исполнители понесут сильный репутационный ущерб, что отразится на привлечении финансирования от потенциальных доноров в будущем.

Посредники

  1. Посредникам может быть поручено привлекать капитал, структурировать сделку, консультировать стороны, оценивать результаты, поэтому посредники должны быть в состоянии взять на себя обязательства в долгосрочной перспективе и не быть обеспокоены внутренними управленческими и финансовыми проблемами. Мотивация посредников варьируется в зависимости от их функции. Как и инвесторам, им интересно тестирование инновационной финансовой модели. Вознаграждение посредников может быть установлено точно либо привязано к результатам проекта.

Каждая заинтересованная сторона, участвующая в работе проектов социального воздействия, имеет различные стимулы, однако важно, чтобы все они были согласованы и не противоречили друг другу — только так можно обеспечить эффективное и действенное предоставление социальных услуг.

Отлично! Какие особенности будут у этих проектов в России?

Как следует из утверждённого правительством положения, проведение проектов социального воздействия будет проходить на уровне регионов. Именно они будут решать вопрос об отборе проектов, установлении показателей эффективности, заключении договоров. Рассматриваются проекты в сферах образования, спорта, социальной защиты и занятости населения.

В рамках пилотного периода до 2024 года оператором проектов будет выступать госкорпорация «ВЭБ.РФ». Оператор будет осуществлять консультационное сопровождение, мониторинг реализации проекта, обеспечивать проведение независимой оценки, а также проводить проверку соблюдения сторонами условий соглашения.

В качестве организатора проекта (инвестора) привлекается российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. От него потребуется лишь отобрать исполнителя и обеспечить ему финансирование на весь период реализации проекта.

Исполнителем сможет выступить также любое российское юридическое лицо (как коммерческое, так и некоммерческое), индивидуальный предприниматель, а также физическое лицо. В соответствии с общемировой практикой расчёт сделан на преимущественное участие НКО и социальных предпринимателей. Важное уточнение — в проекте смогут принять участие одновременно несколько исполнителей.

Интересно, что предусмотрена возможность для организатора (инвестора) реализовать проект самостоятельно, то есть без привлечения исполнителя, при наличии соответствующих ресурсов.

Уже появились первые проекты?

Да! В июне 2019 года подписано первое соглашение о реализации проекта социального воздействия — сторонами соглашения выступили госкорпорация «ВЭБ.РФ» (оператор), Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона (инвестор, организатор проекта), НИУ ВШЭ (исполнитель) и правительство Якутии (заказчик).

Проект направлен на повышение образовательных результатов учащихся Республики Саха (Якутия) на примере Хангаласского улуса и охватывает 27 школ, 5000 школьников и 786 учителей.

Ожидаемый результат исчисляется из среднего балла ЕГЭ, ОГЭ и доли олимпиадников — индекс образовательных результатов (на данный момент 0,13) к 2022 году должен вырасти до 0,47, что соответствует повышению образовательных результатов на 10% по всем показателям.

В 2020 году ожидается запуск ещё 10 проектов социального воздействия с общим объёмом частных инвестиций до миллиарда рублей, по сообщению госкорпорации «ВЭБ.РФ».

Звучит неплохо — какие подводные камни?

Проекты социального воздействия возникли как экспериментальный механизм финансирования, представляющий собой вспомогательный подход к традиционной социальной политике — для вмешательства некоммерческих организаций в те области, где правительство и компании терпят неудачу. Поэтому в связи с высоким уровнем ответственности рассчитывать на участие и пользу от проектов могут лишь крупные и опытные организации, в то время как малые НКО остаются на обочине из-за своих ограниченных возможностей.

Однако главная трудность при разработке проекта обусловлена выбором социальной деятельности, которая даст измеримый результат. Предварительно придётся потратить сотни часов (если не дней) на исследование взаимосвязей и условий, сопряжённых с социальными проблемами. К примеру, на уровень рецидивизма, конечно, может повлиять деятельность психологической службы для заключённых в рамках проекта социального воздействия, однако сама проблема может зависеть от непосредственно не связанных с ней изменений в жилищной сфере, пособий по социальному обеспечению или занятости на местном рынке труда, которые остаются без внимания.

Так или иначе, в некоторых областях политики проекты социального воздействия достигли внушительных результатов, поэтому будет интересно наблюдать за опытом их применения в России.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий