«Мир изменился, но есть план, что с этим делать»: НКО продолжают работать в новых условиях


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Отмена мероприятий, сокращение количества доноров, карантин в государственных учреждениях, удалённая работа. Сотрудники благотворительных фондов — о том, как меняется их работа в новых условиях и как продолжать проекты вопреки всему. 

Фото пресс-службы фонда «Старость в радость»

Фонд «Старость в радость»

«Конечно, в пору пандемии и карантинов работать как раньше невозможно.

Самое очевидное — это реорганизация работы офиса фонда. Мы полностью перешли на удалённую работу. При этом мы отказались от аренды офиса, поскольку оплачивать неопределённое время пустующие помещения в то время как пожилые люди нуждаются в помощи неразумно.

У многих наших сотрудников уже есть опыт удалёнки, что естественно, когда основная часть сотрудников — в Москве, некоторые — от Тулы и Барнаула до Пскова и Красноярска, а благополучатели — в 30 регионах России.

И всё равно полностью дистанционная работа налаживается непросто. Мы делаем всё возможное, чтобы вся помощь, которую можно оказать в текущих условиях, была нашим подопечным оказана. Продолжаются закупки необходимого, работает дополнительный персонал по уходу в домах престарелых и надомных патронажных службах.

Некоторые программы фонда удалось перенести из офлайна в онлайн. Например, продолжается налаживание системы долговременного ухода: нет командировок, но постоянно проходят вебинары, в ходе которых обмениваются опытом сотрудники домов престарелых, наши специалисты помогают наладить работу центров дневного пребывания, надомных патронажных служб, школ родственного ухода. Чаты кипят!

Медики проводят вебинары для медицинских сотрудников домов-интернатов: условно — сегодня о деменции, завтра о пневмонии, послезавтра о нарушениях глотания (это частая проблема у пожилых).

Новая реальность. Как Covid-19 меняет работу российских НКО

Все подопечные учреждения фонда — дома престарелых, психоневрологические интернаты, больницы с отделениями сестринского ухода — закрыты на карантин. Остановлены все наши волонтёрские поездки, мы не навещаем пожилых людей. Их даже родные сейчас не могут навещать.

Некоторые наши волонтёрские программы и ранее работали дистанционно: мы продолжаем отправлять письма и открытки пожилым людям в дома престарелых, поскольку, как сообщается, вирус активен на картоне около девяти часов, а письмо идёт намного дольше.

Чтобы как-то компенсировать нарастающее ощущение изоляции и тревогу у пожилых людей в домах престарелых, мы начали развивать новое направление — видеоволонтёрство. Уже сейчас в несколько домов престарелых удалось передать планшеты. В некоторых интернатах персонал использует и личные планшеты, чтобы показывать нашим бабушкам и дедушкам видеоприветы от волонтёров. Мы также собираем средства на планшеты, роутеры и оплату Интернета — возможность оставаться на связи с миром, получать психологическую поддержку может быть не менее важно, чем еду и лекарства. В некоторых интернетах онлайн-общение происходит в реальном времени, в других будут показывать видеоприветы от волонтёров пожилым людям по очереди.

Уже «обкатали» видеосвязь с жильцами Ржевского интерната в Тверской области и спели через Zoom «Катюшу» и другие песни с жильцами Первомайского интерната в Тульской области.

Конечно, особенно ценно, когда на связь выходят в реальном времени те волонтёры, кто давно знаком с жильцами того или иного интерната. Но также карантин — хорошее время для новых знакомств и дистанционной дружбы.

Также во время экономического кризиса, который в этот раз сопровождает эпидемию, фонд уже начинает ощущать спад пожертвований — так что мы особенно благодарны за любую поддержку.

Понятно, что у многих сейчас неоплачиваемые отпуска — но возраст и проблемы наших пожилых людей не отложишь до стабилизации экономической ситуации. Так что мы стараемся вести работу максимально эффективно, «бежать ещё быстрее, чтобы хотя бы остаться на месте».

Запустили акцию «Мы рядом» — это и то самое видеоволонтёрство, и сбор пожертвований на средства дезинфекции и средства ухода в дома престарелых. Создали ряд памяток для тех, у кого есть пожилые близкие: как помочь им безопасно и интересно провести дни самоизоляции дома, о чём предупредить, как наладить быт.

Так что работа фонда не то что не остановлена — у нас всё настолько интенсивно, насколько мы только можем. «Удалённая работа — это не только приятно, но и круглосуточно», — стараемся всё же не писать друг другу хотя бы в ночь с субботы на воскресенье, но пока получается не очень, так много сейчас задач».

«Я могу сравнить социальную работу с токсичным производством»: Ольга Сорина о выгорании и помощи

Благотворительный Фонд Константина Хабенского

«С переходом на онлайн-формат наш фонд справился быстро и качественно. Прошлую неделю мы работали довольно эффективно, и это ещё раз подтвердило профессионализм и сплочённость коллектива. Но, безусловно, в ситуации турбулентности, требующей оперативных изменений, всегда появляется масса нюансов. Например, нам пришлось столкнуться с техническими препятствиями: не у всех сотрудников дома есть достаточно мощный компьютер, который с нужной скоростью подключается удалённо к серверу.

Есть и задачи, которые невозможно решить в онлайне в принципе: кому-нибудь из сотрудников приходится быть в офисе, когда туда приезжают родители наших подопечных, чтобы подписать документы.

Ещё одна сложность связана с тем, что наши подопечные из-за ослабленного иммунитета находятся в зоне риска. Они не могут прилететь в Москву, например, для прохождения реабилитации. Сейчас мы работаем над переформатированием реабилитационных программ, стараемся придумать что-то, чтобы у детей была возможность заниматься дистанционно. Но, если занятия с психологом или логопедом легко провести в онлайне, то некоторые виды физической реабилитации возможны только при личном присутствии. Поэтому что-то нам приходится сдвигать на более поздний срок. То же самое происходит и с походами в клиники: если раньше к детям почти каждый день приходили волонтёры, то сейчас всё это приостановлено. Мы думаем над тем, как можно проводить активности в больницах в онлайн-формате.

Поставки лекарственных препаратов, расходных материалов и медицинской техники напрямую привязаны к курсам валют. Конечно, по этой причине приходится ожидать увеличения затрат на реализацию программ, а количество привлекаемых средств при этом будет сокращаться. Это очевидно, хотя некорректно делать выводы по результатам всего лишь одной прошлой недели».

Благотворительный фонд «Хрупкие люди»

«Мы уже несколько месяцев работаем удалённо, встречаясь раз в неделю очно, поэтому существенно в фонде ничего не изменилось. Перестали и раз в неделю встречаться. Проводим встречи в ZOOM. Постоянно на связи в группе в мессенджере, телеграмме и во «ВКонтакте».

Все офлайн-проекты приходится переводить в онлайн, но это не всегда удобно. Есть проблемы в клиниках, которые наблюдают и лечат детей: увеличилось количество анализов. Некоторые клиники закрываются для лечения детей, переносят приём на неопределённое время. Выросла нагрузка на нашего реабилитолога, которая дистанционно работает с подопечными.

Мы впервые за пять лет отменили наш весенний лагерь. Лагеря для подростков и молодых взрослых с несовершенным остеогенезом мы проводим дважды в год. Весенний лагерь — профориентационный. Дети и родители несколько месяцев ждут встречи. И теперь она не состоится. Это очень грустно. Но ничего не поделаешь — безопасность и здоровье превыше всего».

«Карельский регистр неродственных доноров гемопоэтических стволовых клеток»

Мы занимаемся донорством костного мозга, поэтому у нас нет подопечных. Наша работа проходит чаще всего вне офиса, поэтому особых изменений во внутреннем распорядке не появилось. Нам пришлось отказать от запланированных на апрель акций по набору доноров. Кроме того, с 23 марта мы прекратили набор новых доноров в офисе, и дата возобновления набора пока неясна. Однако мы перенесли основной упор по рекрутингу доноров на удалённый рекрутинг с использованием нашего сайта и услуг «Почты России», поэтому набор доноров мы не прекратили. Вместе с тем мы ожидаем, что пополнение нашей донорской базы новыми донорами в ближайшее время снизится.

Письмо жизни: стать потенциальным донором костного мозга можно с помощью почты 

Остальная работа (поиск, подбор доноров для пациентов и обследование доноров) остаётся в прежнем режиме. Положительных моментов в этой ситуации мы не видим, а из отрицательных: снижение пополнения донорской базы и ожидаемое уменьшение количества и объёмов финансовых пожертвований из-за снижения курса рубля, ожидания экономического кризиса и неопределённости ситуации в целом».

Фонд «Здоровье Бурятии»

«В связи с карантином в Бурятии запрещены все мероприятия, в которых участвуют более 50 человек. В проектах нашего фонда такого количества людей одновременно не бывает, поэтому мы не отказались от проведения встреч с родителями, проводим индивидуальные и групповые занятия. Приготовлены маски, и если кому-то они понадобятся — всегда могут взять. Сотрудники же всегда в маске. Обязательно обрабатываем руки и поверхности, мыло и бумажные полотенца всегда в наличии. Проветриваем кабинеты и коридор по несколько раз в день, благо в Бурятии сейчас стало тепло. Ограничили нахождение в здании родителей, которые ждут своих детей с занятий — просим погулять где-нибудь и прийти за детьми к концу занятий.

Сейчас в стадии реализации находится проект «Создание Ресурсного центра для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ», который поддержал Фонд  президентских грантов. Групповые и индивидуальные занятия слушатели наших семинаров и курсов проводят согласно своему графику практических занятий. Например, во вторник, 23 марта, проводится консультация родителей в классе Монтессори для детей трёх – шести лет. И дети, и родители, и педагоги будут в масках. В связи с карантином города Кяхты, где должны были провести в апреле выездное занятие для родителей детей с ОВЗ и специалистов по методикам развития, мы сделать этого не можем и будем просить ФПГ перенести мероприятие. В целом мы уже получили разрешение передвигать мероприятия в связи с ситуацией, поэтому всеё хорошо. На прошлой неделе также должны были провести выездное мероприятие в районе, но пришлось перенести на более поздний срок.

В апреле планировался семинар для логопедов, шесть полных дней, его очень ждали специалисты и родители, так как программа рассчитана именно на обучение работе с особыми детьми. Если и проведём — группа до 50 человек — то в нашем здании, в масках и обрабатывая руки и поверхности. Конечно, курсантам с температурой и кашлем посоветуем не приходить.

Проект, который в этом году поддержал ФПГ и который вот только начался, — Первый городской коворкинг для особых детей по профориентации (столярное и керамическое дело, курсы «Садово-парковый работник со знанием основ ландшафтного дизайна», «Собаковод», «Юный ветеринар») и все групповые мероприятия с детьми и родителями мы немного отложим, а диагностику по профориентации проведём через соцсети — договорились, что родители самостоятельно заполнят анкеты и перешлют нам. Дадим персональные консультации также по телефону — для этого расширим число волонтёров. Буквально сегодня на планёрке обсуждали, как перевести общение более чем с 200 людьми, потенциальными участниками проекта, в виртуальное пространство. Занятия в мастерских начнутся в конце апреля — мае, когда придёт оборудование. Это занятия по пять – семь детей вместе с родителями. Если к тому времени начнётся полномасштабный карантин — занятий не будет, перенесём после согласования с ФПГ на лето. Занятия с теми, кто выберет ландшафтный дизайн и работу в саду, возможно, начнём в середине апреля — всего в группе 10 детей. Если не будет карантина опять-таки. Пропускать или переносить эти занятия нежелательно, так как впереди лето и осень, дети должны получить и практику в парке «Маленькая Бурятия», который наш фонд создал благодаря гранту Русского географического общества. В крайнем случае будем пытаться заниматься по скайпу.

Организация у нас инфраструктурная, у нас здание площадью 1000 кв. м, которое надо содержать. Из отрицательного должна отметить, что иссякает источник пожертвований именно на это.

Пока есть надежда, но как сложится в этом году ситуация с пожертвованиями, не могу сказать.

На содержание здания нам нужно 370 тысяч рублей в год, это плата за отопление, электроэнергию, водопотребление и водоотведение, пожарную сигнализацию, связь.

Из положительного — мы стали более внимательны к поиску дополнительных ресурсов. А также планированию деятельности, на которое не всегда хватало времени.

Готовимся работать в новых условиях. Возможно, пересмотрим логистику помещений и найдём площади для гуманитарного склада — боюсь, он понадобится. С продуктами, с лекарствами, с предметами первой необходимости».

Благотворительный фонд Владимира Потанина

«Изменения затронули и нашу команду — мы теперь все работаем дистанционно. Переход к удалённому формату работы прошёл для нас в целом безболезненно — мы сохранили свой темп и способность быстро и чутко реагировать на происходящее вокруг. Отчасти я связываю это с нашим новым стратегическим видением: с момента его принятия в конце 2016 года мы проявляем гибкий подход к работе с нашими грантополучателями. Нам важно быть с ними в диалоге. Этот опыт помог быстрее мобилизоваться и перестроиться под работу в новых условиях — наши новые конкурсы, например, базируются на принципе доверия, и поэтому мы даём так много возможностей для принятия решений самим победителям».

Владимир Потанин пожертвовал миллиард рублей на поддержку некоммерческого сектора в условиях глобальной нестабильности

Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера»

«Безопасность сотрудников фонда во время карантина — это приоритет. Мы предоставили всем возможность работать удалённо, использовать видеоконференции для встреч. В офисе регулярно проводим дезинфекции, закупили антисептики для рук. Строго соблюдаем требование самоизоляции для тех, кто вернулся из-за границы.

Больше всего карантин повлиял на работу нашей волонтёрской программы — мы временно приостановили посещение волонтёрами хосписов, и на координаторов фонда легла дополнительная нагрузка по организации немедицинской помощи, которую обычно разделяют наши волонтёры. Чтобы не подвергать людей опасности заразиться, мы отменили ближайшие ознакомительные встречи для волонтёров и новых сотрудников.

Наш образовательный проект переориентировался на разработку онлайн-курсов по уходу для родственников и близких, отменив из-за карантина серию очных лекций в регионах.

Наши подопечные — дети и взрослые с неизлечимыми заболеваниями, дома и в хосписах — сейчас особенно уязвимы. И стабильная работа фонда сейчас критически важна.

Операторы горячей линии по всей России продолжают круглосуточно отвечать на вопросы о помощи тяжелобольным родственникам. Семьи с тяжелобольными детьми доверяют нам и ждут помощи. Пациенты в хосписах всё так же нуждаются в нашей поддержке.

Сейчас мы разрабатываем новые партнёрские форматы, чтобы привлечь аудиторию в вынужденной изоляции, например, предлагаем организовывать собственные онлайн мастер-классы в поддержку фонда.

Телефоны доверия: службы помощи, которые работают без выходных и праздников

Фонд «Острова»

«Нам в фонде пришлось принимать решение на опережение, до ограничения правительством Санкт-Петербурга проведения массовых мероприятий. На 3-4 апреля планировалась важная для сообщества муковисцидоза научно-практическая конференция. Её участники — пульмонологи, педиатры, микробиологи, они должны оставаться на местах, очень многим уже в середине марта было запрещено выезжать за пределы региона проживания.

16 марта мы официально объявили об отмене события, стали договариваться с отелем об отмене бронирования хотя бы без штрафов. Нам пошли навстречу и договорились сохранить уже перечисленный аванс в счёт будущего мероприятия. Сейчас пытаемся вернуть авиабилеты, хотя бы с небольшими штрафами. Вместе с докторами мы пересматриваем план очных событий на апрель-май.

Часть из них могут быть проведены только очно, поэтому переносятся на неопределённый срок. Дальше мая пока не меняем планы, будем наблюдать.

Все другие программы реализуем в рабочем порядке. Ещё у нас стоит большая задача на апрель — передать в 50 регионов антибиотик, пожертвованный британской компанией пациентам с муковисцидозом (об этом много писали в декабре 2019 года). То есть работы даже больше, чем обычно.

Ироничное совпадение, что наша целевая аудитория — пациенты с муковисцидозом, они всю жизни живут с риском заражения. Простые ОРЗ или ОРВИ для них грозят стать обострением основного заболевания и протекают часто тяжелее, чем у обычного человека. Поэтому для них все правила гигиены — норма жизни.

В офисе фонда с 2015 года висит медицинский рециркулятор, он дезинфицирует воздух. Стоил около 10 тысяч рублей. Возможно, благодаря ему сезонные вспышки гриппа не накрывают по очереди всех работников, как это бывает в офисных помещениях.

На прошлой неделе настроили всем сотрудникам удалённый доступ для работы из дома, раньше он был только у желающих. Пока часть людей ходят в офис, часть работают удалённо.

Ситуация выявила из положительного то, что наш маленький коллектив ещё и очень гибкий, мы способны коммуницировать любым способом для решения задач, а также ясно, что у нас надёжные подрядчики — коммерческие компании.

Отрицательное трудно назвать, скорее, сама тревога в информационном поле о коронавирусе занимает силы и внимание.

Хочется, чтобы с учётом эпидемиологической ситуации всё-таки продолжалась работа, по сути, и в органах власти. С ноября родители и врачи просят правительство решить вопрос адекватного и своевременного лекарственного обеспечения, в марте врачи отправили коллективное письмо М. В. Мишустину, на прошлой неделе было объявлено о создании координационного совета при Минздраве по муковисцидозу.

Как раз способность продолжать жить, соблюдая порой строгие меры профилактики, действовать в меняющихся условиях даст нам ресурс пережить прогнозируемый экономический кризис».

Не одни дома: как продолжать эффективно работать во время эпидемий

Благотворительный фонд «Альцрус»

«В связи с коронавирусом на самой начальной его стадии мы отменили все мероприятия фонда: школы для ухаживающих в Петербурге, встречи клубов «Незабудка» в Москве (два клуба), Петербурге и Саратове. Перенесли запланированные открытия клубов в Брянске, Новосибирске. Отменили встречи с пансионатами, семинары по деменции для общества, воркшопы по взаимодействию с пожилыми с деменцией для сотрудников пансионатов.

Сейчас пока находится под вопросом проведение наших встреч клубов «Незабудка» — это невозможно перевести в онлайн. Это очень важный для наших подопечных проект, который только-только начал набирать обороты, а теперь мы вынуждены встречи отменять.

Самое сложное — это планирование нашего будущего. Мы, как любая НКО, работаем за счёт сбора пожертвований. Сейчас, когда люди заняты собственной жизнью и семьями, конечно, количество пожертвований может снизиться. Это понятно.

Ведь сейчас такая ситуация, когда неизвестно, что будет дальше, у многих закрылись предприятия малого бизнеса, отменились мероприятия… Люди обеспокоены предстоящим кризисом, и это сильно отражается на работе НКО.

Конечно, мы продолжим нашу работу и сохраним информационный ресурс, но очень хотелось бы развивать существующие проекты, такие как клубы и школы, и начинать новые — группы поддержки для ухаживающих.

Положительное во всей этой ситуации то, что действительно появилось больше времени (не надо тратить время на дорогу), чтобы наконец-то создать много материалов, которые можно будет скачать из нашей библиотеки и использовать в своём городе: по признакам деменции, инструкции, гайды, методички… У нас накоплен огромный опыт, переводы — нужно всё сверстать и выложить. Этим сейчас и занимаемся в том числе».

55% молодых выпускников не находят работу по профессии: исследование «Молодёжь на старте карьеры»

Движение «Друзья общины святого Эгидия»

«Наше движение в Москве занимается помощью бездомным, пожилым людям и детям. Во все три направления коронавирус внёс свои изменения.

Пожилые люди: к сожалению, дома престарелых и интернаты на карантине, входить туда нельзя. Мы решили созваниваться со стариками, писать письма и передавать их через проходную. Ещё мы записываем видеообращения и посылаем их тем, у кого есть Интернет. Дальше мы просим самих пожилых людей навестить других и показать им наши видео.

«Школа мира» с детьми — это интеграционные занятия раз в неделю с разными детьми вместе. Мы решили проводить с детьми видеовстречи по скайпу, навещать их дома (небольшими группами). Сейчас хотим вместе с детьми помогать другим в условиях карантина: будем вместе писать письма старикам и бездомным, придумывать другие виды помощи, к которым могут подключиться дети и их родители. Ну и, конечно, учим их гигиене.

Помогать бездомным людям тоже стало сложнее. Когда всем рекомендуют оставаться дома, им негде остаться.

Мы продолжаем раздавать около 400 порций горячей еды в неделю на 11 маршрутах, но теперь носим маски, раздаём бездомным простые антисептики. Мы заметили, что бездомные люди мало внимания уделяют карантину, поскольку у них мало источников информации, поэтому мы раздаём памятки о простых мерах гигиены и объясняем их важность. Например, во время раздачи еды просим не создавать толпу, сохранять дистанцию в один метр между людьми, обязательно протирать руки антисептиком, по возможности не находиться в местах скопления людей. Люди относятся с пониманием.

Фото: движение «Друзья общины святого Эгидия»

Ещё один наш проект — «Дом друзей на улице» — это центр социальной поддержки, где единовременно получают помощь 25–30 человек в день (социально-бытовые услуги, парикмахер, Интернет, телефон, предметы гигиены, адресная помощь). Мы ввели дополнительные меры предосторожности и намерены продолжать работу до последнего, пока это будет возможно.

Что мы сделали: контроль дистанции между людьми (1 м), маски предлагаются всем (как волонтёрам, так и бездомным), обработка рук антисептиком на входе и в течение пребывания в центре, обработка антисептиком всех поверхностей, которых присутствующие касаются руками, рециркулятор в помещении (обеззараживает воздух), ограничение посещения для лиц с кашлем и симптомами простуды, ограничение количества посетителей (для обеспечения возможности находиться на дистанции), угощение порционное, выдаётся волонтёром в перчатках. Плюс — разъяснительная работа. Люди очень оценили данные меры, поскольку мы объясняем, что это вопрос нашей общей безопасности и в случае заболевания гораздо труднее получить медицинскую помощь будет именно нашим друзьям без документов и полиса.

В целом главное — быть рядом с теми, кто особенно хрупок в период карантина.

Мы не рассматриваем возможности приостановления деятельности, потому что нас ждут люди, многие из них — наши друзья, и дружба не прерывается на время карантина. Хотя её нужно творчески переформатировать почти каждый день с развитием ситуации.

Время самоизоляции может стать временем солидарности, когда мы понимаем, что мы вместе в опасности, что мы сами и другие люди нуждаемся в помощи и друг в друге».

«За год нашей дружбы я тоже сильно изменилась»

«Старшие братья, старшие сёстры»

«Мы перестроили формат работы — сотрудники офиса ушли на удалёнку, чтобы сократить количество контактов и время пребывания в общественном транспорте. Коммуникацию с волонтёрами-наставниками, с воспитателями, сотрудниками детских домов ведём при помощи мессенджеров, соцсетей, по телефону. Свои внутренние совещания проводим онлайн.

С детьми поддерживать контакт сложнее — не во всех детских домах есть нормальный Wi-Fi, мобильные телефоны есть далеко не у всех ребят.

И мы, и наши наставники связываются через воспитателей, но это не всегда удобно. Но главное — контакт есть, он сохраняется, и дети чувствуют поддержку даже в изоляции.

Наши текущие проекты мы не отменяем, мероприятия переводим в онлайн-формат. Благо в большинстве случаев это возможно — в первую очередь это относится к мероприятиям для наставников. Сейчас это особенно актуально. Речь идёт не просто об изменениях в формате работы, но и о тревожных событиях, которые происходят в мире, о неопределённости и страхах. Наша задача — поддержать наставников и дать им ресурс, чтобы они могли поддержать детей.

Вот то, что мы сейчас пока приостановили — это образование новых наставнических пар. Дети очень ждут наставников, у нас уже есть пул подготовленных волонтёров — и нам приходится приостанавливать эту работу, самую важную в нашей деятельности. Мы не опускаем руки — продолжаем отбирать и готовить новых волонтёров, чтобы после окончания карантина восполнить временный перерыв. Уже провели один тренинг для новых волонтёров онлайн, и результат оказался поразительный: целый день общения через экран — и группа волонтёров энергична, вовлечена, ни одного человека не потеряли, все настроены и ждут свою встречу с младшим.

А мы придумываем, как всё же продолжать работу с детьми. С теми, с кем проведена большая подготовительная работа и встреча была уже запланирована, со старшими ребятами, с выпускниками — будем знакомить онлайн. Одно такое знакомство уже состоялось — и контакт есть!

Что выявила эта ситуация в работе? Что мы оказались готовы к удалённой работе в режиме онлайн. Мы весь последний год выстраивали процессы для работы одной большой распределённой командой, готовились к региональному росту. У нас очень тесное рабочее взаимодействие между московским и питерским офисами, некоторые функции поддерживаются из Санкт-Петербурга, и расстояние не мешает. Так что очень многое уже было сделано. Из положительных эффектов — мне кажется, мы сделали гигантский скачок в использовании технологий, начав взаимодействовать удалённо, усилилось ощущение команды, что мы все на расстоянии вытянутой руки, даже будучи в разных городах.

Что оказалось самым сложным? Я считаю, что настоящие сложности ещё впереди. Сейчас мы просто поменяли формат работы.

Мир изменился, но есть план, что с этим делать. И мы делаем. Самые большие опасения вызывает экономическая ситуация, эффект, который эпидемия окажет на экономику, предприятия, на людей, поддерживающих благотворительные проекты сейчас. Сокращение пожертвований неминуемо последует,  и вот с этими сложностями справиться будет значительно труднее».

Центр «Камерата»

«Мы отменили все очные мероприятия и полностью перешли на дистанционную форму работы. К счастью, одним из важнейших направлений работы нашей организации является повышение цифровой грамотности. Все сотрудники и многие из наших подопечных уверенно пользуются электронными сервисами, в том числе для дистанционного общения и работы.

Стали активнее общаться в наших социальных группах. Знакомим подписчиков с возможностями электронного обучения, которых в связи с карантином стало намного больше. Запустили серию собственных вебинаров по личной эффективности незрячего специалиста. Например, в эту субботу всех желающих познакомим с различными менеджерами задач — Google Tasks, Apple Reminders, Microsoft To-do, Trello.

Смартфоны, квесты, тренинги: как нижегородский центр «Камерата» открывает незрячим новые возможности

Расширили возможности нашей горячей линии «Универсальный мобильный помощник», которую мы организовали совместно с ПАО «МегаФон». Незрячие школьники, студенты и специалисты могут позвонить по бесплатному номеру 8-800-550-46-80 и проконсультироваться по вопросам невизуального (без помощи зрения) использования различных сервисов и приложений.

Мы отложили на неопределённый срок старт III Всероссийского конкурса «Словом и жестом» среди незрячих пользователей мобильной техники, который должен был начаться в марте в 19 регионах России. В связи с тем, что основные участники конкурса — школьники, а в школах сейчас карантин, не успели провести очные отборочные этапы. Сейчас рассматриваем разные варианты: отложить на потом или провести дистанционно.

С теми, кто имеет доступ в онлайн, будем проводить больше дистанционных мероприятий. Будем изучать опыт коллег, осваивать новые форматы онлайн-мероприятий. 

Труднее с теми, кто не пользуется компьютером или смартфоном. Самостоятельно незрячим людям освоить их трудно, а родственники, как правило, не владеют навыками невизуального (без помощи зрения) использования гаджетов. Если понадобится консультация, звоните на горячую линию 8-800-550-46-80.

Положительное в этой ситуации — то, что нам не требуется срочно осваивать инструменты для дистанционной работы, так как мы и так их активно использовали раньше.

Отрицательное — то, что наша работа в первую очередь направлена на раскрытие потенциала незрячих людей, помощь в освоении ими необходимых навыков и стимулирование к активной социальной жизни. А какая уж тут активность. Приходится сидеть в четырёх стенах.

Сейчас готовим заявку в Фонд президентских грантов. Надеемся на лучшее».

Благотворительный фонд Ройзмана

«В прошлый понедельник все сотрудники нашего фонда перешли на удалённый режим работы. К сожалению, нам пришлось отменить все запланированные на март-апрель мероприятия (паблик-токи, презентация мерча, командировки и обучения), это было неприятно, так как много сил и времени потрачено на организацию. Мы перестраиваем работу и коммуникацию внутри команды. Из положительного: мы давно хотели перейти на командный планировщик задач. Остановились на планфиксе и с этой недели начали его внедрять в работу. Ситуация с карантином пока не сказалась на количестве пожертвований, но мы ждём, что они пойдут на спад. Всё зависит от того, на какое время затянется карантин».

20 лет спустя: как кризисы в России повлияли на развитие благотворительности

Фонд помощи бездомным животным «РЭЙ»

«Мы в фонде были очень обеспокоены новостью об отмене массовых мероприятий, потому что в их число попали благотворительные выставки и фестивали, на которых животные из приютов могли найти новых хозяев. Также несмотря на то, что животные не подвержены коронавирусу и не могут заразить человека, многие приюты ограничили приём посетителей. Это всё привело к тому, что в ближайшее время животные в приютах остались бы без поддержки человека и без возможности найти себе семью. Чтобы решить эту проблему, мы совместно с социальной сетью «ВКонтакте» запустили сервис для онлайн-общения с котами из приютов — «Виртуальный хозяин». Благодаря этому сервису любой желающий может узнать историю животного, сделать пожертвование в его пользу или сделать подарок и понаблюдать за питомцем в режиме реального времени. Также он получает возможность пообщаться с куратором питомца, чтобы задать интересующие вопросы.

Мы перевели в режим онлайн весь процесс знакомства с животным в приюте, и мы надеемся, что многие коты смогут найти себе дом даже во время карантина.

Также мы решили перевести в онлайн-формат обучение в рамках нашего образовательного проекта «Лапа дружбы»: наши преподаватели подготовили тестовые задания и записали видеоуроки, посвящённые ответственному и гуманному отношению к животным, которые доступны школьникам во время карантина.

Но большинство наших проектов не прекратило свою работу, например программа стерилизации и социальное зоотакси «РэйМобиль». Мы понимаем, что, несмотря на карантин и угрозу распространения вируса, бездомные животные и подопечные приютов нуждаются в нашей помощи, но мы приняли все меры, чтобы обезопасить наших сотрудников: например, обеспечили наших водителей масками, перчатками и антисептиками».

Некоммерческое партнёрство «Все вместе»

«У партнёрства «Все вместе» есть проект с полностью очными встречами по профилактике выгорания — «Ресурс добра». Пока эти занятия перенесли, но прорабатываем переход на онлайн. Не самая простая задача, поскольку работа с эмоциональным состоянием людей лучше протекает в очных форматах.

Проект «Практикум», в рамках которого проходят постоянно тренинги с высококлассными тренерами, мы пока отложили. Используем это время для проработки программы на второе полугодие 2020 года.

Есть большие планы по развитию проекта, и есть очень крутые эксперты, готовые работать в проекте. Пока — пауза, которую мы используем для того, чтоб в дальнейшем дать НКО ещё более востребованные возможности.

По проекту «Разумная помощь 2.0» (бывший «Все вместе против мошенников») у нас не так много очных мероприятий, так что всё движется своим чередом.

Сейчас людям, у которых нет опыта удалённой работы, сложнее всего построить границы между личным временем и работой.

Зачастую баланс нарушается в пользу работы — людям сложно закончить работу в 19:00 и перестать думать о работе без перемещений в пространстве. У нас в корпоративной культуре не принято общаться по рабочим вопросам в нерабочее время. И то даже у нас рабочий чат стал «гудеть» в выходные.

Важно беречь себя и друг друга, и в условиях постоянного стресса и непростой эмоциональной ситуации из-за проблем, связанных с коронавирусом, не усугублять ситуацию измождением себя постоянной работой.

Благотворительный Фонд «Детская больница» при ДГКБ № 9 им. Г. Н. Сперанского

«Наш фонд помогает детям, пострадавшим от ожогов. Одна из основных программ — программа социально-психологической реабилитации детей и членов их семей. Мы отменили проведение мероприятий Детского ожогового клуба (это встречи детей, которые уже выписаны из больницы) и отменили проведение занятий в игровых комнатах больницы.

Продолжаем индивидуальную работу по запросу семей, подготовка к выездному лагерю для наших подопечных продолжается, обычно мы проводим его к конце июля. Но, скорее всего, в этом году лагерь будет перенесён на более позднее время.

Для продолжения психологической поддержки семей организуем онлайн-консультации. Социальные педагоги будут проводить онлайн-занятия и сделают «библиотечку» интересных занятий с детьми дома и подборку образовательных и развлекательных ресурсов, подходящих для наших подопечных.

Часть сотрудников, например координатор программ, уже перешли на удалённую форму работы.

Из положительного — эта ситуация ещё раз показала высокую мотивацию сотрудников и большое желание помогать детям. Появилось много идей, как создать для наших подопечных детей, которые сейчас не ходят в школу или детский сад, поддерживающую среду. И как можно поддержать ухаживающих взрослых, если ребёнок лежит в больнице.

Благодаря этим идеям в будущем мы можем разработать новое направление поддержки детей после ожогов. Также мы увидели достаточную гибкость наших программ.

Из отрицательного — мы понимаем огромную уязвимость благотворительных организаций. Объём помощи, которую мы оказываем, будет уменьшаться, если будут сокращаться благотворительные пожертвования».

Благотворительность в России: рост по горизонтали

DGroup.Social

«Еще до того, как вышел указ мэра, но уже появились рекомендации ВОЗ по переводу сотрудников на удалённый режим, сообщили сотрудникам, что мы понимаем их опасения и предлагаем перейти на удалённый режим работы. Большинство воспользовались предложенным. Как только вышел указ, соответственно, выпустили внутренний приказ, который всё это легитимизировал.

В DGroup.Social в первую очередь меняются все проекты, которые связаны с обучением. Мы делаем ставку как на самые эффективные на длинные программы смешанного типа, когда чередуются очные и заочные активности. Полностью заместить офлайн онлайном здесь невозможно, поэтому изменили дизайн программ.

Всё, что можно перевести в онлайн, не нарушая логики хода программы, перенесли, сроки офлайна сдвинули.

Поставлены на паузу или остановлены все внешние проекты, связанные с командировками (когда нас нанимают как экспертов), думаю, что изменения последуют после того, как одновременно у всех всё «разморозится».

Тотальный переход на удалённый режим работы делает более сложной внутреннюю коммуникацию, на неё тратим теперь больше времени, так как стало много диалогов на двоих, с каждым сотрудником вместо общей «летучки». Когда люди тревожатся, им сложнее даётся структурирование мыслей, и это тоже увеличивает время работы над одной задачей. Но самое сложное — это тотальная неопределённость, когда все запасные планы, от Б до Я, могут оказаться ненужными, так как ты не понимаешь — пауза закончится в апреле (тогда что-то можно сейчас «сжать», а потом «нагнать», как в школьной программе после карантина) или в декабре (когда надо запрашивать у грантодателей и заказчиков перенос сроков реализации проекта на следующий год; когда надо остановить рекрутинг в команду и прочее).

Из отрицательного и положительного одновременно: это не было секретом, но оценить масштаб получается только сейчас — довольно большое количество времени занимают текущие операционные задачи, и если раньше приходилось все стратегические задачи откладывать на поздний вечер, на выходной и так далее, то сейчас для них есть куда больше времени.

Из положительного: кризис — всегда отличный способ для сверки часов по ценностям, по их совпадению в команде, в партнёрствах. Здравый пересмотр взаимодействий даст им новое качество.

Из отрицательного: пауза и остановка, в том числе в проектах, приносящих доход, с неясными перспективами; усложнение в диверсификации бюджета, так как в кризис попали все секторы экономики сразу, а первая помощь в первую очередь направляется в самые уязвимые направления. Это и в обычное время — постоянная переменная в рисках инфраструктурных организаций, так как мы не в числе базовых потребностей.

Сейчас мы оптимизируем издержки, откажемся от чего-то, без чего можем прожить некоторое время (не будем ничего закупать), пересматриваем весь портфель проектов — возможно, что-то ещё поставим на паузу или остановим совсем. Параллельно ищем возможности и новые способы реализации своей стратегии. При этом, пока людям важно быть дома, но они работают с хорошим результатом, люди будут дома. И если участники наших программ после снятия карантина побоятся очных встреч, тоже отнесёмся с пониманием и будем искать способ поддержать».

«Деньги без людей не приходят»: правила фандрайзинга Ирины Меньшениной

Программа KPMG «Уверенное начало»

«Мы с 16 марта перевели всю команду «Уверенного начала» на удалённую работу. Мы понимаем, насколько сильно и резко изменилась жизнь всех. Разумеется, это касается сотрудников и клиентов. Мы также понимаем, что люди оказались в ситуации дистресса с высоким уровнем неопределённости. А оба этих фактора крайне разрушительны, потому что забирают силы, которые нужны на адаптацию, как пылесос. К тому же дистресс мешает людям быстро понимать про себя, на что им опереться, и учиться новым стратегиям под изменившиеся условия.

Фото предоставлено пресс-службой

Поэтому мы делаем самые простые вещи:

  • мы признали проблему — у нас у всех наступили «Трудные времена», и наша жизнь изменилась. Выстоять мы можем только вместе, одной командой. Мы берём на себя ответственность. Управляющий Совет программы мониторит ситуацию, всегда на связи друг с другом, командой и принимает решения в реальном формате;
  • мы сохраняем предсказуемость через регулярные и честные коммуникации с командой и учим этому сотрудников в отношении семей — клиентов УН;
  • мы сохраняем структуру жизни, потому что это крайне важно, чтобы не допустить хаоса. Хаос очень разрушителен. Это значит, что консультанты мягко, но уверенно меняют расписание для клиентов. Мы ввели на уровне менеджмента программы регулярные скайпы с Управляющим советом программы, линейными менеджерами, а они — со своими службами;
  • мы меняем коммуникации и учим этому команду и людей;
  • мы снимаем напряжение и поддерживаем команду, буквально мы меняем коммуникации, чаще шутим, спрашиваем друг друга, успели ли поесть, как спали они и дети. Мы ввели специальное время на потрындеть и поныть — 20 минут в день. Этого достаточно, но это даёт людям разрешение от менеджмента на их переживания… Мы даём людям возможность быть людьми, при этом сохраняя их силы на необходимые изменения. Мы создаём круг безопасности в команде. Забота сейчас — это витальный фактор выживания всех;
  • мы меняем сам бизнес УН, то есть услуги. Все люди оказались дома при полном смешении ролей. Это очень трудно, но особенно это трудно для семей с особыми детьми. Поэтому фокус программы УН сегодня — это поддержать родителей. Если мы им поможем сохранить силы и быстро научиться использовать новые технологии, причём в разных сферах, там, где они готовы принять наше сотрудничество, мы поможем нашим главным клиентам — малышам УН. Мы снова перечислили правила менеджмента программы на это время: можно пробовать и ошибаться, исправлять ошибки, мы вводим коллективную ответственность по службам, мы вводим полный запрет на стратегию «поиска виноватого». Думаем над тем, как увеличить скорость передачи информации между сотрудниками. Сотрудники УН каждый день принимают решения и придумывают крутые вещи, которые помогают их семьям, — важно сделать эти находки достоянием всей команды. Мы даём людям больше ответственности. Также сейчас мы думаем, как ещё вовлечь в обмен идеями родителей. Этим занимается наш специалист по коммуникациям, члены команды и родители;
  • мы постоянно развиваем чувствительность сотрудников и поощряем их обращения за помощью. Люди не могут заботиться о других, если они сами не испытывают заботу. Это закон нашего бизнеса.

Самым сложным в этой ситуации оказалось то, что мы не видим друг друга. Мы же берём только 10% от вербального общения, нам надо быстро учиться достраивать получение информации из других источников. Мы это делаем.

Мы будем оставаться в реальности и принимать решения с тем горизонтом планирования, который нам доступен. Мы будем честны и открыты друг к другу. Мы вместе будем учиться использовать новое. И это круто, может быть, мы откроем новые возможности для людей и программы УН. У любой медали всегда две стороны. И мы берём под контроль то, что сейчас самое важное. К остальному мы очень терпимы и вернёмся позже.

Плюсы кризиса в том, что в любой ситуации важно понять, на что можно опереться. Мы очень профессиональная команда и сервис. Мы многое умеем — и это отличная новость. Мы разные — и это ещё одна отличная новость, мы можем делиться разными подходами к жизни. Мы вместе —  в этом очень много надежды.

Из отрицательного — уровень неопределённости, политический и экономический контекст. Но мы должны справиться.

Проект Taste of Life

«Проект Taste of Life довольно молодой, мы осуществляем гуманитарную помощь для малообеспеченных еврейских семей на территории России с 2019 года. На данный момент проект работает в 13 городах. В число наших благополучателей входят более 1000 детей.

Изначально проект построен на дистанционной работе с кураторами — региональными представителями Taste of Life в городах присутствия.

А вот кураторы с благополучателями были всегда в живом контакте. Кураторы посещали семьи для выявления их материальных потребностей, семьи приглашались к участию в тематических мероприятиях, связанных с традициями и культурой иудаизма, а также для получения продуктовых наборов и гуманитарных подарочных карт.

Сейчас в большинстве городов еврейские учреждения закрыты на карантин, а мероприятия переведены в онлайн-режим.

Сейчас для нас как никогда важно поддерживать коммуникациию и оказывать гуманитарную помощь семьям в регулярном и безопасном  режиме.

Мы переходим на альтернативные возможности гуманитарной помощи — электронные сертификаты и бесконтактные способы доставки».

Региональная общественная организация «Совет ветеранов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

«Как и большинство организаций, проявляющих заботу о своих членах и благополучателях, мы перешли на удалённую работу. В связи со спецификой работы с ветеранами нам необходимо выполнять все профилактические меры. Для этого мы отменили все общие встречи, собрания, участие в массовых мероприятиях.

Проект «Обучение кибербезопасности лиц старшего поколения» среди центров «серебряного» волонтёрства в Республике Мордовия, реализуемый нашей организацией в нынешнем году, был приостановлен.

Текущая работа продолжается в сокращённом варианте. Функционирует социальный патронаж, так как наших подопечных даже в связи в пандемией мы не можем оставить на произвол судьбы. Остаётся и общение в социальных сетях, по телефону.

Положительные или отрицательные моменты в настоящее время отметить сложно. Все перестраиваются. Идёт поиск оптимальных подходов к сложившейся ситуации, к выживанию организаций, поддержке своих целевых групп. Наметились попытки в смягчении контрольно-надзорных органов за деятельностью малого бизнеса (хотелось бы перенести этот опыт и на НКО). Необходим более гибкий подход к потребностям общественных организаций».

Проект «Книга в помощь»

«Это частный благотворительный проект по изданию серии книг «Книга в помощь» для семей, в которых дети заболели раком: мы отправляем их в детские онкоотделения России и за рубеж. Новый тираж в проекте «Книга в помощь» появляется примерно раз в год. Все, кто работают над книгами (авторы, иллюстраторы, редакторы, дизайнеры и так далее), делают это, практически не встречаясь друг с другом, так что «перехода на удалёнку» у нас не случилось.

Основные изменения и появившиеся опасения касаются доставки книг. Мы рассылаем книги бесплатно по больницам РФ и на условиях софинансирования по больницам других стран. Безусловно, мы выпускаем электронные версии, которые можно скачать с сайта, но люди всё равно просят бумажные экземпляры, так что мы продолжим печатать бумажные книги. В силу организационных особенностей мы печатаем тираж так, чтобы хватило на всю страну хотя бы на пару лет. После получения из типографии мы в пределах двух-трёх месяцев рассылаем его полностью по региональным детским онкоотделениям, создавая запас на местах.

Как раз сейчас мы собирались печатать и рассылать шестую книгу серии «Лейкоз, я тебя знаю!».

Хорошо, что сбор на новую книгу завершился буквально за несколько дней до того, как коронавирус занял первую строчку в новостях. Краудфандинг — это серьёзная работа и в «жирные времена».
Мы провели выборочный опрос больниц в регионах, пока они настроены продолжить принимать посылки. Книги в твёрдом переплете, это позволяет легко провести обработку антисептиком. На случай более жёсткого карантина (в нашей практике была пара случаев, когда больницы не принимали посылки) мы договорились с типографией, что она месяц-другой бесплатно подержит тираж на своих складах.
Последнее время мы практически не несли транспортных расходов, одна транспортная компания доставляла оптовые партии книг в больницы за свой счёт. Надеемся, что у них останется возможность помогать нашему проекту и в условиях просевшей экономики».

Фонд помощи слепоглухим «Со-единение»

«Мы предложили всем сотрудникам уйти на удалённую работу по возможности и дали всем удалённый доступ к серверу.

Бухгалтерия сейчас проходит ежегодный аудит и закрывает финансовый год, поэтому у них установлено дежурство по дням присутствия в офисе.

Для тех, кому необходимо приехать на работу, установили дезинфекторы, помещения регулярно проветриваются, уборка — каждый день с обработкой всех контактных поверхностей.

Большую часть офлайн-проектов, запланированных на ближайшие три месяца, пришлось отменить или перенести на осень.

Первыми под срыв сроков попали театральные проекты «дочки» Фонда — АНО «Инклюзион». У нас были запланированы гастроли на конец марта в Милане. А также несколько показов спектаклей в Москве. Гастроли пока перенесли на октябрь, донор наше решение поддержал. А спектакли отменили, часть выложили на YouTube в свободный доступ.

Все проекты, которые можно перевести в онлайн-формат, мы сейчас переформатируем (курсы, обучение, консультации). Это в целом нам на руку — пандемия закончится, а видеозаписями можно будет пользоваться всегда.

Сложнее с пиар-проектами, всё приходится сводить к соцсетям, даже съёмки роликов сейчас невозможно осуществить, так как наши подопечные находятся в группе риска (в основном это люди старшего возраста, к тому же у многих сопутствующие заболевания). Кроме того, пока нет понимания, как вся эта ситуация скажется на наших партнёрах, сможем ли мы продолжить сотрудничество в прежнем объёме в этом году или придётся искать другой выход».

Общественная организация “Едим лучше”

«В нашей организации мы придерживаемся подхода эффективного альтруизма и специализируемся на помощи фермерским животным.

До введения режима изоляции у нас в работе уже были  преимущественно онлайн проекты. Команда занималась поиском новых коллабораций со СМИ и блогерами, переводом статей и материалов, созданием графического дизайна (буклетов, инфографики). С октября 2019 года ежемесячно мы проводим бесплатный 22-дневный онлайн курс по растительному питанию Vegan Challenge. 

“Едим лучше” — один из наших новых проектов, нацеленный на продвижение растительных блюд и пищевых стартапов в России. Одной из единственных активностей, которую пришлось временно приостановить — взятие интервью. Но сейчас мы работаем и над тем, чтобы также перенести это в онлайн и выпускать качественные видеоролики.

Немаловажным всегда являлось ведение соц. сетей. И сейчас самое время обратить на них пристальное внимание: составить контент-план, смонтировать ролики, обзавестись новым качественным материалом. Также появилось больше времени, чтобы заняться адаптацией новых рецептов.  

Мы начали проводить онлайн мастер-классы: как для подписчиков, так и для членов команды. Если вы проводите вебинаре в Zoom’e, будьте внимательны с настройками программы, чтобы исключить вмешательство людей, не заинтересованных в ваших вебинарах, а имеющих цель сорвать лекцию. Также наши волонтеры готовят лекции на развитие общих полезных навыков».


Материал будет дополняться. Если у вас есть чем поделиться, будем рады получить ваш рассказ о работе в это непростое время на editor@philanthropy.ru. 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий