В России стали больше помогать и чаще жертвовать онлайн: результаты нового исследования


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Благотворительный фонд «КАФ» опубликовал новое исследование «Частные пожертвования в России». По его данным, впервые число людей, которые совершают пожертвования онлайн, превысило число тех, кто жертвует наличными. Главные выводы и цифры — в материале «Филантропа». 

Какой главный вывод?

Если коротко — все оптимистично. Большинство благотворительных показателей за 2019 год восстановились после спада в 2018-м. 

Большинство показателей благотворительной деятельности, которые снизились в 2018 году, в 2019-м вернулись к значениям 2017 года.

Две трети (67%) россиян принимали участие как минимум в одном виде благотворительной деятельности в течение 12 месяцев, предшествовавших опросу. Этот показатель превосходит значение 2018 года (61%) и находится на уровне 2017-го (67%).

Кто как помогает?

Если коротко — мужчины помогают все активнее (теперь так же активно, как и женщины). А молодые люди — самые вовлеченные. 

Исследование позволяет увидеть более полную картину участия россиян в благотворительности по различным возрастным и социальным группам. Так, участие мужчин в благотворительности за последние 12 месяцев выросло до 65%, что на 12 процентных пунктов выше, чем в 2018 году (53%), но примерно на уровне 2017 года (61%).

Впервые с начала исследования частных пожертвований в России мужчины оказались настолько же склонны к участию в благотворительной деятельности, как и женщины, для которых аналогичный показатель составил 68%.

Более молодые респонденты активнее участвуют в благотворительности. Так, самый высокий показатель вовлеченности – 75% – достигается в возрастной группе от 25 до 34 лет. Для сравнения: среди людей старше 55 лет вовлеченность в благотворительную деятельность составляет всего 57%.

От чего зависит активность в благотворительности?

Если коротко — от дохода. 

Существует положительная корреляция между уровнем доходов домохозяйств и склонностью граждан к участию в благотворительности. За 12 месяцев, предшествовавших опросу, 79% граждан с семейным доходом в 1,5 миллиона рублей в год и выше участвовали в благотворительной деятельности, в то время как среди тех, у кого семейный доход не превышает 300 000 рублей в год, доля участников благотворительной активности составляет 61%.

Активно ли делают пожертвования?

Если коротко — так же, как и раньше. 

„„Как и в прошлые годы исследования, половина россиян (49%) в течение последних 12 месяцев совершали пожертвования.

Этот показатель сохраняется примерно на уровне прошлых лет (49% в 2018 и 53% в 2017 году). Россияне жертвуют деньги НКО (38%), церкви и религиозным организациям (35%) или делают спонсорские взносы в благотворительных мероприятиях – марафонах и т. д. (17%). Свыше четверти (28%) респондентов совершали пожертвования в течение месяца перед опросом, что также соответствует данным 2018 (25%) и 2017 (24%) годов.

Люди в возрасте 25–44 лет за последние 12 месяцев были более склонны совершать денежные пожертвования. Пик показателя – 59% – достигается в возрастной группе 25–34 лет, тогда как для людей старше 55 лет он составляет 42%.

Сколько люди жертвуют?

Если коротко — в среднем 3 тысячи рублей. 

„„В 2019 году сумма благотворительных пожертвований россиян увеличилась. Наиболее распространенная сумма пожертвования за 12 месяцев (медиана), которая в 2018 году составляла 2 тысячи рублей, выросла до 3 тысяч рублей.

Средняя общая сумма пожертвований в течение 12 месяцев продолжила расти в 2019 году и составила 10 132 рубля по сравнению с 7940 и 8258 рублями в 2017 и 2018 году соответственно.

Онлайн-пожертвований стало больше?

Если коротко — да! 

Впервые число людей, которые совершают пожертвования онлайн, превысило число тех, кто жертвует наличными. В ситуации самоизоляции и карантина онлайн-форматы фандрайзинга – это надежда для многих НКО, которые стремятся продолжить свою работу в этот сложный период.

В 2019 году 43% делали пожертвования онлайн, а 39% наличными. В 2018 году  — 44% и 36% соответственно.

До 16% (с 11% в 2018 году) выросла доля пожертвований через электронные кошельки Apple Pay, PayPal и Google Wallet, что свидетельствует об их все более широком распространении в России. Пожертвования через СМС сохраняют популярность более чем у трети доноров в России – таким образом пожертвования за последние 12 месяцев совершили более трети (36%) респондентов.

Люди занимаются волонтерством?

Если коротко — да, и активнее, чем в прошлом году. 

Доля россиян, которые отмечают, что занимались волонтерством в последние 12 месяцев перед опросом, вернулась к показателю 2017 года и составила 22%, повысившись по сравнению с 2018 годом, когда таких респондентов было 17%. Как и в прошлые годы, среди волонтеров было больше тех, кто помогал НКО (20%), чем церквям или религиозным организациям.

В среднем молодые люди больше занимаются волонтерством. 42% респондентов в возрастной группе 18–24 лет отметили, что занимались волонтерством в течение предшествующего года, что в два раза выше среднего показателя, тогда как доля волонтеров в возрастной группе старше 55 лет составляет всего 12%. Наиболее распространенным в возрастной группе 18–24 лет является волонтерство в пользу НКО и благотворительных организаций (41%), на втором месте – волонтерство в религиозных организациях (28%).

Женщины чаще мужчин занимаются волонтерством. В течение года, предшествовавшего опросу, четверть (25%) женщин и только пятая часть (19%) мужчин занимались волонтерской работой.

В 2019 году основными сферами волонтерской работы стали: помощь детям (34%), помощь животным (24%), поддержка пожилых людей (21%), помощь бедным (20%) и поддержка религиозных организаций (18%).
В 2018 году наибольшей популярностью среди волонтеров пользовались те же сферы.

Кому чаще помогают?

Если коротко — детям, бедным и религиозным организациям. 

Поддержка детей (сирот, тяжелобольных детей, детей с инвалидностью) – по-прежнему наиболее популярное направление для частных жертвователей в России. Как и в прошлые годы, его поддерживают почти три пятых (59%) доноров.

Второе наиболее популярное направление поддержки – помощь бедным (32%), которое стало более распространенным среди доноров по сравнению с 2018 годом (26%), но находится примерно на уровне 2017 года (28%). На третьем месте среди наиболее популярных направлений поддержки у частных доноров в России находятся религиозные организации (31%). Доля доноров, которые помогают им, по сравнению с 2018 годом (36%) несколько сократилась и находится на уровне 2017 года (30%).

Почему люди помогают?

Если коротко — многим не все равно, хотят помочь тем, кому повезло меньше или решить проблему. „„

45% доноров утверждают, что совершают пожертвования, потому что им небезразлична проблема, в решение которой они вносят свой вклад, 42% – потому что они хотят помочь тем, кому повезло в жизни меньше, чем им. Треть доноров (33%) уверены, что все должны участвовать в решении социальных проблем.

Эти же причины для совершения пожертвований занимали лидирующие позиции в прошлые годы.

Среди доноров младшей возрастной группы более распространена такая причина для совершения пожертвований, как желание подать пример другим: треть (32%) респондентов в возрастной группе 18–24 лет указали эту причину по сравнению со средним показателем в 17%.

Доноры возрастной группы до 45 лет чаще совершают пожертвования потому, что осознают, что могут что-то изменить (32% в группе от 18 до 44 лет по сравнению с 13% респондентов в группе старше 55 лет).

Доноры с ежегодным доходом семей свыше 1,5 миллионов рублей наиболее часто отмечают, что жертвуют деньги, чтобы помочь людям, которым повезло в жизни меньше, чем им (61% по сравнению со средним значением в 42%). Доноры в этой группе также чаще склонны жертвовать деньги, потому что доверяют тем организациям, которые поддерживают (32% по сравнению с 18% в среднем), и потому что общество от них этого ожидает (12% по сравнению с 5% в среднем).

Как относятся к НКО?

Если коротко — положительно. 

В 2019 году большинство респондентов согласились с тем, что некоммерческие и благотворительные организации оказывают положительное воздействие на жизнь людей. При этом 63% респондентов (по сравнению с 55% в 2018 году) считают, что благотворительные организации положительно влияют на жизнь в России в целом, а 57% (по сравнению с 49% в 2018 году) – на международном уровне. Половина россиян (53%) полагают, что благотворительные организации положительно влияют на жизнь людей на уровне местных сообществ, и этот показатель находится примерно на уровне 2018 года (49%). Рост положительного воздействия НКО в восприятии граждан, вероятно, связан с тем, что они больше узнают о работе НКО в целом – респонденты реже, чем в 2018 году, затруднялись ответить на этот вопрос.

А доверяют?

Если коротко — к сожалению, не особенно. 

Доверие НКО в России находится на довольно низком уровне. Более трети респондентов (36%) согласны, что большинству международных НКО можно доверять; этот показатель немного выше, чем уровень доверия к российским НКО, доверять которым склонны 32% респондентов.

Респонденты младшей возрастной группы более склонны доверять как российским (43% в возрастной группе от 18 до 24 лет и 32% в среднем), так и международным НКО (47% и 36% соответственно).

Почти половина (47%) респондентов согласны с утверждением, что большинство благотворительных организаций прилагают все усилия для достижения положительных результатов у своих благополучателей. Женщины чаще соглашаются с этим утверждением (52% и 40% мужчин), а молодые люди чаще, чем респонденты в среднем (ср. 55% в группе 18–24 лет, 57% в группе 25–34 лет и 47% в среднем).

Лишь небольшой процент респондентов согласны с тем, что международные некоммерческие и благотворительные организации часто приносят больше вреда, чем пользы (16%), причем мужчины соглашаются с этим чаще (21%), по сравнению с женщинами (12%).

Что будет стимулировать частные пожертвования?

Если коротко — рост доходов и доверие.

Отвечая на вопрос о том, что стимулировало бы их жертвовать больше денег, товаров или волонтерской работы НКО в будущем, 60% респондентов отметили, что могли бы это делать, если бы у них самих было больше денег, а для 56% стимулом является точное понимание того, на что будут потрачены их пожертвования. Примерно для четверти опрошенных стимулами являются личные просьбы о помощи (26%) и больше информации о деятельности некоммерческой/благотворительной организации (24%), и только чуть больше одной пятой всех респондентов (21%) отметили, что их бы стимулировала делать пожертвования общая открытость и прозрачность некоммерческого сектора. Перечисленные стимулы совершения пожертвований не претерпели существенных изменений по сравнению с 2018 годом.

Женщины чаще мужчин говорят о том, что жертвовали бы больше, если бы у них было больше денег (63% женщин и 56% мужчин) или если бы они знали, что сектор НКО хорошо регулируется (20% и 13% соответственно), в то время как мужчины чаще указывают в качестве стимула налоговые льготы (10% мужчин и 5% женщин).

Респонденты в младшей возрастной группе чаще указывают в качестве стимула наличие информации
об организациях и их деятельности (34% в группе от 18 до 24 лет и 24% в среднем). В целом более молодые респонденты также чаще, чем представители старшей возрастной группы, говорили о том, что их стимулируют совершать пожертвования знание, что сектор хорошо регулируется, и лучший доступ к платежным инструментам.

Есть ли гражданская активность?

Если коротко — чаще всего подписывают петиции. 

В 2019 году, второй раз за историю исследования, респондентам был задан вопрос о том, в каких других
видах общественной деятельности и гражданской активности они участвуют. Половина (49%) респондентов принимали участие как минимум в одном из видов деятельности, перечисленных на рисунке 8, причем наиболее распространенным среди них оказалось подписание петиций (32%). Несмотря на то что летом 2019 года в России проходили заметные протестные акции, доля респондентов, которые принимали участие в демонстрациях, невелика: в 2019 году она составила 9% по сравнению с 11% в 2018 году.

Лишь немногие участники опроса (2%) вступили за последние 12 месяцев в политические партии, и никто из опрошенных не сообщил о том, что являлся в течение последних 12 месяцев участником группы влияния или социального движения.

За последние 12 месяцев женщины подписывали петиции чаще, чем мужчины (37% и 26% соответственно). Мужчины при этом чаще принимали участие в общественных слушаниях (24% и 15% соответственно), демонстрациях (11% и 7%), а также в работе политических партий (4% и 1% соответственно).

Как люди относятся к связям бизнеса и НКО? 

Если коротко — хорошо. 

Еще один новый раздел исследования 2019 года был посвящен взглядам россиян на взаимоотношения бизнеса и НКО и роль бизнеса в развитии гражданского общества.

Большинство респондентов полагают, что бизнес играет важную роль в поддержке гражданского общества. Три четверти опрошенных (75%) согласны с тем, что российские бизнес-компании должны помогать поддерживать местные сообщества, в которых они работают, а чуть больше двух третей (68%) полагают, что международные компании должны поддерживать сообщества во всех странах, в которых они работают.

Представители старшего поколения чаще соглашаются с тем, что российский бизнес должен поддерживать сообщества в регионах своего присутствия (80% респондентов в группе старше 55 лет и 66% в группе от 18 до 24 лет), а относительно тех же обязательств международного бизнеса их мнение совпадает со средней картиной по всем группам (69% и 68% в среднем).

Чуть меньше половины (48%) участников опроса согласились с утверждением, что все коммерческие компании обязаны жертвовать деньги на благотворительные цели, а 58% отмечают, что были бы более склонны покупать продукт или услугу у компании, которая жертвует на благотворительные цели или поддерживает местные сообщества. Люди старше 55 лет наиболее активно поддерживают утверждение о том, что бизнес обязан жертвовать деньги на благотворительность (54%), а люди в возрасте от 25 до 34 лет наиболее склонны покупать товары и услуги у бизнеса, который занимается благотворительностью (66%).

Будут ли помогать в будущем?

Если коротко — да!

Большинство россиян будут готовы больше жертвовать в НКО в следующие 12 месяцев, если у них будет больше денег (60%) и если они будут точно понимать, на что их деньги будут потрачены (56%).

Примерно шесть из десяти россиян согласны с тем, что благотворительным и некоммерческим организациям необходимо сотрудничать с бизнесом для достижения своих целей (63%) и что они более склонны покупать продукт или услугу у компаний, которые жертвуют на благотворительные цели или поддерживают местные сообщества (58%).

Что говорят сами люди?

Вот несколько анонимных цитат:

«Когда работа благотворительной организации прозрачна, освещается СМИ, результаты этой деятельности открыты и доступны всем, это положительно влияет на восприятие этой организации и на общество в целом, и одновременно у организации появляются новые жертвователи».

«Потому что это все равно что пытаться вычерпать озеро наперстком. Если политическая система не работает, никто не сможет решить проблемы – они только зря обманывают людей».

«Они в основном какие-то непонятные и не отчитываются, куда тратят полученные деньги. А небольшая часть тех, которые работают открыто и представляют результаты своей работы, остается в тени. В целом результаты их работы незначительны и незаметны».

«Бедных и бездомных стало меньше. Я бываю в реабилитационных центрах и вижу, что благодаря работе благотворительных организаций и таких неравнодушных граждан, как я, люди лучше питаются, у них есть нормальная одежда и обувь. Многие из них планируют, как будут менять свою жизнь после того, как решат текущие проблемы – такого раньше не было».

Что говорят эксперты?

«Это источник надежды»

Мария Черток, директор БФ «КАФ», так прокомментировала результаты исследования:

«Мы публикуем ежегодное исследование частных пожертвований в России в непростой для нашей страны и всего мира период: коронавирусная пандемия, падение финансовых рынков, снижение курса рубля – всё это не просто плохие новости, но и угроза для жизни, здоровья и благополучия людей. На этом фоне наше исследование может быть прочитано как указание на источник надежды.

Растущая щедрость и солидарность жителей России, которые демонстрируют полученные нами результаты, надеюсь, помогут нам преодолеть самые тяжелые ситуации кризиса, используя ресурсы взаимопомощи и доброты.

Сравнивая результаты исследований за последние три года, мы убедились, что частная благотворительность в России растет. Если в прошлом году некоторые показатели несколько просели, в этом мы уверенно вернулись к цифрам 2017 года и даже превзошли их. Хотя число людей, участвующих в благотворительности, соответствует цифрам 2017 года, суммы их пожертвований увеличились, а значит, и общий объем средств, которые россияне перевели в НКО, также вырос. Впервые число людей, которые совершают пожертвования онлайн, превысило число тех, кто жертвует наличными. Это потрясающая новость, подтверждающая наше движение к прозрачному цивилизованному рынку благотворительности, в котором не будет места теневым и мошенническим сборам. Это также и подтверждение важности дальнейшего развития цифровой инфраструктуры благотворительности – платформ для сбора пожертвований, механизмов для обеспечения хорошей информированности людей о деятельности НКО и важности роста профессионализма НКО в сфере онлайн-фандрайзинга. А в ситуации самоизоляции и карантина онлайн-форматы фандрайзинга – это надежда для многих НКО, которые стремятся продолжить свою работу в этот сложный период».

Как делали отчет? 

Отчет написан по данным, собранным исследовательской компанией YouGov по заказу CAF.

В России было проведено 1000 онлайн-интервью в период с 13 по 27 августа 2019 года. Опрос проводился с использованием онлайн-панели партнера YouGov, компании Toluna, международного провайдера панельных онлайн-опросов.

Выборка является репрезентативной для страны и составлена на основании таких демографических характеристик, как пол, возраст и регион проживания респондентов.

Кто автор исследования? 

Российская социально ориентированная некоммерческая организация, цель которой – способствовать тому, чтобы общество все активнее и с большим эффектом участвовало в благотворительности, изменяя к лучшему жизни отдельных людей и целых сообществ. За время работы БФ «КАФ» реализовал более 300 инициатив по всей стране в партнерстве с бизнесом и частными фондами. Фонд «КАФ» представляет Россию в Глобальном альянсе CAF, международной благотворительной организации, которая способствует развитию благотворительности по всему миру.

CAF (Charities Aid Foundation) – одна из ведущих международных благотворительных организаций, которая зарегистрирована в Великобритании и имеет девять международных офисов на шести континентах.

Глобальный Альянс CAF – ведущая международная сеть независимых некоммерческих организаций, которые являются лидерами в области развития филантропии и гражданского общества в своих странах. Глобальный Альянс CAF вносит вклад в развитие инфраструктуры благотворительности и гражданского общества и использует местную экспертизу и знания, чтобы помочь донорам и организациям гражданского общества сделать их положительное воздействие максимальным. В прошлом году благодаря Альянсу более 70 000 НКО и благотворительных организаций в более чем 100 странах получили пожертвования на сумму свыше 500 миллионов фунтов стерлингов.

 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий