Виртуальные сборы, реальные деньги: 8 успешных способов фандрайзинга онлайн
По данным исследования ВШЭ, онлайн-фандрайзинг в 2018 году практиковали 35% НКО. Чаще всего (в 15% случаев) они действовали через свои социальные сети («Фейсбук», «ВКонтакте» и другие). 2020 год стал особенным, и сейчас даже те НКО, которые не освоили онлайн, вынуждены учиться новому языку общения с донорами. В материале «Филантропа» — самые популярные форматы для онлайн-фандрайзинга и советы от тех, кто их уже освоил.
Фандрайзинговая кампания (акция)
Это продуманная фандрайзинговая кампания, которая проходит в Интернете и у которой есть чёткая цель — собрать деньги на определённую программу НКО, привлечь внимание и, конечно, пожертвования к определённой проблеме. У фандрайзинговой кампании должен быть очень понятный смысл, который можно объяснить аудитории. У кампании должен быть свой лендинг — специальный сайт с кнопкой для пожертвований, кроме того, важно, чтобы у неё был узнаваемый имидж и яркий слоган, которые помогут аудитории запомнить и поддержать именно эту акцию.
Пример: акция фонда «Нужна помощь» «Один рубль в день»; «День заботы» — ежегодная акция новосибирского фонда «Солнечный город»; кампании «Лучший подарок — урок» и «Рюкзачок заботы» фонда «Арифметика добра», новогодняя акция фонда «Синдром любви» «Чем дальше в лес». В дни пандемии фонд «Старость в радость» запустил всероссийскую акцию «Мы рядом». Одна из самых популярных кампаний прошлого года (скорее информационная, чем фандрайзинговая) — «Доброшрифт», который создали благотворительный фонд «Подарок ангелу» и креативное агентство Smetana.
Совет профессионала
Анастасия Ложкина, директор по развитию и привлечению средств фонда «Арифметика добра»: «Мы в фонде «Арифметика добра» проводим много фандрайзинговых акций для наших бизнес-партнёров. Каждая акция — всегда индивидуальный продукт. Секрет успеха — в креативности, в том, чтобы как можно лучше понимать своих доноров, партнёров, понять их запрос и предложить что-то специально для них. Мы сейчас работаем в концепции заботы (в смысле care) — действуем прежде всего в интересах наших доноров, их компании, делаем то, что важно и интересно именно их сотрудникам и приносит им радость».
«Сейчас надо бежать в два раза быстрее»: Дмитрий Даушев об антикризисном фандрайзинге и сообществе
Волонтёрский фандрайзинг, peer-to-peer фандрайзинг
Популярный способ фандрайзинга — когда средства собирает не НКО, а обычные люди, волонтёры: то есть доноры просят деньги у доноров, прежде всего у своих друзей и знакомых. Пока офлайн-варианты для подобных сборов закрыты, онлайн-акции могут быть очень востребованы.
Пример: у фонда фонда «Подари жизнь» давно работает платформа «Друзья фонда «Подари жизнь», на которой можно делать что угодно: собираться онлайн, проводить мастер-классы, заниматься спортом онлайн. У фонда помощи хосписам «Вера» тоже недавно появился свой проект волонтёрского фандрайзинга «Не умываем руки», который позволит каждому человеку в любой точке мира почувствовать, что он не один. Фонд «Нужна помощь» открыл платформу для волонтёрского фандрайзинга «Пользуясь случаем». У фонда «Арифметика добра» своя платформа «Друг фонда», у фонда «Синдром любви» — «Включите сердце», у проекта «Добро Mail.ru» — платформа «Добрый день».
Совет профессионала
Анна Скоробогатова, директор фонда помощи хосписам «Вера»: «Сейчас волонтёрский фандрайзинг становится особенно актуальным, это самый простой способ поддержать друг друга. Мы вынужденно оказались в изоляции, привычные социальные связи разорваны, и такие онлайн-форматы становятся едва ли не единственным способом справиться с нарастающим чувством одиночества и беспокойства. Да, волонтёрский фандрайзинг собирает небольшие суммы — сейчас важно, что этот инструмент может объединять людей, дать им ощущение плеча и осмысленности этих изолированных дней, удовлетворения от совместно сделанного хорошего дела, положительный опыт, который, мы очень надеемся, захочется повторить. Для наших сторонников мы еженедельно публикуем анонсы ближайших эфиров на сайте проекта и наших страничках в социальных сетях».
Юлия Паскевич, руководитель PR-отдела фонда AdVita: «AdVita использует различные способы онлайн-фандрайзинга: от соцсетей и рассылок до создания лендингов вроде проекта «Открой доступ» strana.advita.ru. 1 апреля у фонда был день рождения, нам исполнилось 18 лет. К этому событию мы подготовили масштабную онлайн-кампанию, в основу которой лёг волонтёрский фандрайзинг. Она получила название «Делайте что хотите». Суть в том, что друзья фонда создают свои события на платформе «Пользуясь случаем» и предлагают поздравить фонд с 18-летием. Мы никак не ограничивали полёт фантазии волонтёров-фандрайзеров и каждый день обнаруживаем новые события на страничке. Чего там только нет — от предложения написать пейзаж из вашего окна за пожертвование (естественно, дистанционно) до йога-занятия из Калифорнии».
Стримы
Стрим — самый перспективный и не очень популярный пока в России формат онлайн-фандрайзинга, по сути, это одна из вариаций волонтёрского фандрайзинга. Стрим — это онлайн-трансляция в прямом эфире, которая собирает свою аудиторию. Чаще всего это молодые люди в возрасте от 14 до 24 лет. В режиме стрима чаще всего играют в компьютерные игры. Стримеры показывают процесс прохождения компьютерной игры и дают свои объяснения. При этом стримы бывают самые разные — концерты, разговорные, из путешествий, литературные.
Проходят стримы на различных платформах. Запустить трансляцию можно, например, на Youtube, в Instagram, во «ВКонтакте» или в «Одноклассниках». Самая популярная стриминг-платформа — Twitch. Именно здесь собрано самое большое количество персональных каналов стримеров.
Собирать вознаграждения можно с помощью различных сервисов приёмов донатов, например DonationAlerts, Donate Pay или Qiwi Donate. Но если обычно стримеры собирают деньги на себя, то в случае с фондом это должно быть пожертвование не на личную карту, а на счёт фонда, поэтому сервис нужно выбирать особенно внимательно. Запустить стрим можно в партнёрстве с «Добро Mail.ru». Для этого нужно быть партнёром площадки и открыть фандрайзинговый сбор, на который с помощью сервиса DonationAlerts напрямую будут переводиться все донаты в режиме реального времени.
Пример: 1 апреля панк-группа «Порнофильмы» собрала 950 тысяч рублей для «Фонда борьбы с лейкемией» во время акустического онлайн-концерта. За три с половиной часа трансляции выступления на YouTube-канале пользователи пожертвовали 855 тысяч рублей, остальные деньги поступили в течение следующих суток.
«Мы решили обратиться к солисту группы Володе Котлярову и его команде, — сказала Марина Крижевская, ивент-фандрайзер фонда. — У нас с ними большая история сотрудничества — с 2016 года. Во время стрима у нас от наплыва пользователей рухнул сайт. Но мы вовремя перешли на платформу «Добро.Мейл.ру» — концерт шёл 3,5 часа, и время от времени Володя говорил слушателям, что концерт благотворительный, и напоминал о сборе».
До этого «Фонд борьбы с лейкемией» провёл на платформе «Добро.Mail.ru» поэтический стрим — «От рока до Блока», во время которого было собрано более 300 тысяч рублей.
Одним из самых успешных стримов на платформе «Добро.Mail.ru» стал сбор «Линии жизни» в декабре 2018 года — 836 732 рубля было собрано в поддержку подопечного фонда.
А в марте 2019 года сообщество стримеров и блогеров Stream Family совместно с сервисом «Добро Mail.Ru» собрали свыше 1,3 млн рублей пожертвований во время благотворительной акции «Добрый март» в пользу пяти разных фондов.
Весь апрель у фонда «МойМио» идёт благотворительный стрим-марафон #Моймиоквартирник на странице фонда во «ВКонтакте».
Есть и очень оригинальные примеры стримов — так, год назад Всемирный фонд дикой природы запустил видеотрансляцию, которая должна продлиться 450 лет. Дело в том, что пластику требуется именно столько времени, чтобы полностью разложиться.
Совет профессионала
Александра Бабкина, руководитель проекта «Добро Mail.ru»: «Чтобы вовлечь новую интернет-аудиторию, нужно проявить эмпатию и предложить геймифицированную механику. «Добро» и Donation Alerts помогают не только с технологиями и делают возможными стримы без комиссии с пожертвований, но и помогают выработать самый интересный формат стрима».
Марина Крижевская, ивент-фандрайзер «Фонда борьбы с лейкемией»: «Для нас это был новый формат, раньше мы ни разу не делали, пришлось «переобуваться на ходу». Но в итоге на двух стримах мы собрали больше миллиона рублей. 1 апреля состоялся стрим-концерт панк-группы «Порнофильмы», во время которого шел сбор на системы для гапло-трансплантации костного мозга, а 2 апреля мы провели поэтический стрим с «Добро.мейл.ру» и Donations Alerts 2 апреля. Наш вывод: к онлайн-акциям нужно готовиться так же серьёзно, как к офлайн-акциям — первые требуют больших усилий. И кроме того, стримы — это, скорее, разовые сборы, доноры в итоге вряд ли станут регулярными подписчиками. Они пришли послушать свою группу или любимых блогеров, для них это спонтанные пожертвования».
Виртуальные мероприятия
Мероприятия могут быть самыми разными: культурные, спортивные, образовательные. И, как показывает новая реальность, в самоизоляции всё можно проводить онлайн: и лекции, и просмотры фильмов, и даже забеги. Главная сложность на подобном мероприятии — привлечь аудиторию, которая и так избалована большим выбором разных событий. Для этого важно сделать особенно качественное мероприятие с хорошо продуманной концепцией и для определённой аудитории.
Пример: сейчас все мероприятия фондов ушли в онлайн. Так, фонд «Детские деревни — SOS» создал на сайте специальную страницу с советами, как поговорить с детьми о коронавирусе безопасно и комфортно для них, и призывом о дополнительной поддержке. Фонд борьбы с инсультом ОРБИ проводит благотворительный онлайн-марафон «Бегу за ОРБИ на карантине».
Совет профессионала:
Дмитрий Даушев, директор по фандрайзингу и коммуникациям фонда «Детские деревни — SOS»: «Онлайн-мероприятие — это тоже мероприятие, у него существуют те же сложности и риски, что у офлайн-мероприятий. Из главных — риск забыть попросить деньги. Бывает, что мероприятие так интересно организовывать, проводить, но важно в какой-то момент подумать, на чём будут собраны деньги. Потому что может быть хоть 10 тысяч участников — но мало сборов. Надо напоминать — вот эта кнопка, мы собираем на то-то, напомнить, сколько уже собрали. Иначе любое мероприятие рискует превратиться в приятную тусовку. Второй риск — что будет действовать закон Мерфи: если неприятность должна произойти, она обязательно произойдёт и что-то пойдёт не так. В случае с онлайном техническая платформа может оказаться не такой быстрой, люди не смогут подключиться или подключение будет слишком сложным, может случиться, что кнопка не будет работать. Все эти риски в случае с онлайном можно минимизировать, если всё заранее тестировать и проверять. И ни в коем случае не надеяться, что те, кто выступает, легко и быстро подключатся в нужное время, что наушники не разрядятся, и тому подобное.
Ещё одна важная вещь, которая влияет на онлайн-мероприятие: всегда главное — выбор правильной аудитории, к которой мы обращаемся. Выбор, подготовка, разогрев её — главное; не то, кто будет выступать перед ними, а то, насколько правильную аудиторию вы собрали и насколько она готова помогать и жертвовать. Можно провести концерт суперзвезды — и все отлично проведут время перед компьютером и не пожертвуют. В случае с онлайном всё осложняется ещё и тем, что аудитория удалённая и вы не знаете, что происходит по ту сторону экрана. В онлайн-мероприятии вовлекать аудиторию гораздо сложнее. Поэтому внимание людей надо постоянно поддерживать, подогревать».
Екатерина Милова, директор по развитию фонда ОРБИ: «Мы считаем, что проекты, как наш, это win win win. Первое — люди, которые привыкли к марафонам, забегам, сейчас тоскуют по ним и медалям, мы даём им возможность поучаствовать в марафоне и получить медаль. Второе — люди не спортивные, они мало двигались и до изоляции, а сейчас их активность свелась просто к нулю — мы побуждаем их двигаться и уходить от физических и психологических проблем. Третье — люди после инсульта получат помощь, наши подопечные находятся в самой опасной группе по осложнениям от коронавируса. Работа фонда не может остановиться ни на минуту, и мы делаем всё для этого, и, конечно, нам нужна поддержка.
Что в принципе нам нужно было, чтобы организовать этот проект? Мозговой штурм команды фонда. Нам очень важно, чтобы люди в сложившейся ситуации могли позаботиться о своём здоровье, как физическом, так и психологическом, а движение решает этот вопрос. Плюс, конечно же, нам важно не остановить работу фонда — и мы стараемся сейчас придумать разные интересные способы фандрайзинга. Другое дело, что сложно иметь беговой проект, если в фонде никто не бегает, в проекте подобного рода важно, чтобы кто-то из фонда был внутри, активным участником».
Онлайн-магазин
Онлайн-магазин — не самый простой способ фандрайзинга, но если есть ресурсы и необходимые контакты, он может оказаться очень эффективным. Многие сторонники фондов ценят благотворительные товары с символикой фонда. У российских НКО есть онлайн-магазины, где продаются вещи, которые делают подопечные, сувениры от фонда или сертификаты на услуги партнёров. В любом случае если магазин успешен, это хороший способ оплачивать часть или даже 100% административных расходов организации.
Пример: свои магазины есть у «Фонда борьбы с лейкемией», у Детского хосписа «Дом с маяком», фондов «Нужна помощь» и «Жизнь как чудо». И если большинство магазинов продают сувениры (футболки, толстовки, сумки и прочие вещи с символикой), то у магазина «Как чудо» — другая концепция: это продажа сертификатов и купонов.
Совет профессионала
Ольга Жиленкова, менеджер благотворительного интернет-магазина kakchudoshop.ru: «В нынешних условиях размеры и объём пожертвований неизбежно падают, что заставляет фонд придумывать нестандартные методы фандрайзинга. Чтобы закрывать административные расходы фонда и выплачивать зарплату сотрудникам, мы открыли благотворительный интернет-магазин «Как чудо», который и является, по сути, нашим нестандартным методом сбора средств. На kakchudoshop.ru можно приобрести сертификаты на полезные товары и услуги, прибыль от продажи которых идёт в фонд. Сейчас на kakchudoshop.ru представлено более 50 товаров разных категорий. Магазин работает по принципу купонатора, многие товары и услуги представлены со скидкой.
У нас много актуальных предложений на время карантина — можно заказать фермерские продукты, сертификат на обучение английскому языку и гигантские раскраски, которые надолго смогут занять детей дома. Самое сложное — раскрутить магазин, несмотря на то, что его выгода для покупателей очевидна».
«Мы делаем большие ставки на прибыль»: Юлианна Винер о благотворительном магазине «Как чудо»
Акции в социальных сетях, флешмобы
Социальные сети (как и сайт) — это давно уже визитная карточка благотворительного фонда, поэтому на этих страницах важно поддерживать отношения со своей аудиторией. Особенно помогают собирать звёздные попечители и представители фондов. Если Facebook и «ВКонтакте» хорошо знакомы большинству фондов, то с недавних пор активно собирают пожертвования в сети «Инстаграм». У «ВКонтакте» существует отдельная программа «Благотворительность «ВКонтакте».
В последние годы флешмобы стали одним из самых популярных форматов для фандрайзинга. Есть два способа провести флешмоб: придумать свой или присоединиться к популярному флешмобу, который может быть и не связан с благотворительностью. Так было, например, с флешмобом #10yearchallenge, популярном в прошлом году. Также фонды присоединятся к международным кампаниям: самые заметные — это Ice Bucket Challenge и #MeToo. Cамые удачные флешмобы становятся вирусными и начинают распространяться онлайн самостоятельно, без поддержки фонда, как это было с Ice Bucket Challenge. Для эффективного флешмоба нужны оригинальная идея, конкретная цель и понятное, связанное с фондом название — и, соответственно, хештег. Кроме того, очень важно участие звёзд с большим количеством подписчиков в соцсетях.
Пример: активно в соцсетях собирают лидеры мнений и руководители фондов, например Лидия Мониава, Нюта Федермессер, Катя Бермант, Елизавета Олескина. Но гораздо больше аудитории можно получить, если устроить кампанию в соцсетях. Популярными российскими флешмобами, которые помогли фондам собрать средства на работу, были «Сами с усами» фонда «Живой», флешмоб #идузазвездой фонда «Подсолнух», а также «Неделя признаний» — традиционный флешмоб, который проходит в России за неделю до «Щедрого вторника». Недавно российские НКО на фоне резкого падения числа пожертвований из-за коронавируса запустили в соцсетях флешмоб #еслинебудетфондов. Фонд «Линия жизни» запустил флешмоб #помогайтеиздома.
Совет профессионала
Дарья Буянова, директор по фандрайзнигу фонда «Добрый город Петербург»: «Флешмобы — эффективный инструмент и для фандрайзинга, и для информирования аудитории. Обычно хорошо проходят флешмобы в дни осведомлённости о том или ином заболевании. Хотя сейчас, особенно в условиях пандемии, люди устают от потока информации, и фондам сложнее выделиться в информационном пространстве, привлечь к себе внимание. Мне понравился один из недавних советов — быть с теми, с кем вы уже работали, общаться с вашей постоянной аудиторией теми способами, к которым вы привыкли».
Email-рассылка
Это один из базовых и проверенных инструментов для фандрайзинга, который работает прежде всего на поддержание аудитории. Той, у которой важно не только просить деньги, но и отчитываться о тратах, благодарить, рассказывать об успехах и проблемах фонда.
Пример: свои рассылки есть у большинства фондов и социальных кампаний, чтобы выделяться в череде писем — например, лучшими днями для отправки писем. Так, рассылки «Щедрого вторника» приходят только по вторникам. А лучшие материалы портала «Такие дела» можно получать каждую субботу.
Это не спам: как сделать так, чтобы фандрайзинговые рассылки работали
Cовет профессионала
Сергей Исаков, основатель проекта «Мост данных», IT-аналитик в фонде помощи хосписам «Вера»: «Перед тем как напечатать первую букву, задумайтесь, о чём будет ваш текст и какого действия вы хотите от своих читателей. От ответа на этот вопрос зависит 90% результата. Если тема не интересна аудитории, например информация о кадровых перестановках внутри вашей организации, никто не будет это читать, как бы хорошо ни были сделаны фотографии, какой бы виртуозной ни была подача текста».
Онлайн-платформы
Это самый очевидный и по-прежнему самый эффективный способ для сбора частных пожертвований в пользу некоммерческих организаций. Самые успешные сервисы — «Благо.ру», «Добро.Mail.ru», платформа фонда «Нужна помощь», краудфандинговая платформа «Планета.ру».
Пример: у многих платформ есть свои особенности — так, на «Добро.Мейл.ру» не берут комиссию, на платформе «Благо.ру» часто проходят мэтчинги с компаниями, которые удваивают сумму сбора, многие сборы на платформе «Нужна помощь» поддерживаются публикациями на сайте «Такие дела», «Планета.ру» делает участие на платформе бесплатным для благотворительных фондов.
Совет профессионала
Светлана Корначёва, директор по маркетингу благотворительного фонда «КАФ»: «Для успеха кампании на онлайн-платформе важна совместная работа фонда и платформы, хорошо продуманная акция, с уникальным контентом, а также адекватные сроки. Под совместной работой я понимаю стратегию продвижения — в социальных сетях, рассылки, привлечение СМИ, если возможно. Нужно хорошо продумать каналы. Фонду важно быть готовым помочь платформе с информацией о сборе, предоставить фото. На «Благо.ру» мы часто помогаем фото, видео и текстами.
На «Благо.ру» мы часто делаем софинансирования пожертвований, но для мэтчингов особенно важен win-win-подход. Важно найти общие интересы у компании и фонда, подобрать формат мэтчинга и выбрать удачное время. Партнёр мэтчинга с одной стороны увеличивает собранную сумму, с другой — помогает НКО привлечь новых сторонников. Такие акции на «Благо.ру» закрываются в среднем в два раза быстрее — аудитория жертвует больше и чаще. Особенно хорошо мэтчинги проходят в «Щедрый вторник».
Здравствуйте вы не могли бы мне помочь у меня дочь болеет у неё эпилепсия нужны деньги на лечение подскажите пожалуйста ктобы мне помог Каму я только не обращался но никто не помогает если есть такие кто помогает напишите мне