Помощь помогающим: какие меры поддержки нужны НКО


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В последнее время государство начало принимать меры по поддержке некоммерческих организаций в условиях экономического спада и пандемии коронавирусной инфекции. О том, какие это мера, подробно рассказал юрист фонда «КАФ» Константин Воробьев. А вот каких мер ждет НКО, — в материале «Филантропа».

«Во многих странах помощь НКО стала реальностью»

Мария Черток, директор благотворительного фонда «КАФ»: 

«Государство пока что не рассматривает оказание финансовой помощи некоммерческому сектору. Хотя во многих странах такая помощь стала реальностью. Я разговаривала с коллегами из Австралии, где 80% зарплаты сотрудника НКО (если у организации упали поступления) компенсируется государством. Власти Великобритании приняли решение об оказании прямой финансовой помощи НКО, средства раздаются с минимальной бюрократией. Это не проекты деньги, а средства на поддержание работы. Мне кажется, что нам бы подобная мера очень помогла. Государство лишь снизило размер страховых взносов до 15%. Но надо помнить, что благотворительные организации итак платят только 20%, поэтому снижение на 5 пунктов не сыграло серьезную роль для нас. Наверное, государство следовало бы снизить размер страховых взносов хотя бы в два раза, а лучше ввести на некоторое время мораторий. Вряд ли подобная мера сильно подорвёт экономику страны.  Также неплохо было бы разрешить НКО заниматься деятельностью, не предусмотренной уставом. В Германии, например, волонтеры фонда, который занимается образовательными проектами, например, могут в период эпидемии раздавать еду нуждающимся, хотя уставом фонда такая деятельность не предусмотрена. 

Еще одна проблема: отчетность перед Фондом президентских грантов. Да, фонд говорит о гибкости в работе, но в то же самое время просит организации прислать копии первичных документов. Это против правил карантина, поскольку сотрудник должен приехать в офис и сделать копии. Необходимо резко снизить объем бюрократии, параллельно повысить уровень доверия к третьему сектору». 

Главные меры поддержки НКО и предпринимателей во время пандемии

«Ощущение, что про нас забыли»

Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации: 

«Правительство должно признать важность некоммерческого сектора для государства и сказать о том, что сектору, наравне с другими, тоже нужна поддержка. Ощущение, что про нас забыли. Между тем, третий сектор важен для морального здоровья общества, его благополучия. Это урок и властям, и сектору. Когда наступит «мирное» время, нам, третьему сектору, нужно подумать над тем, почему так мало внимания уделяет государство. 

Не все НКО пострадали одинаково и продолжают страдать. Больший урон понесли две категории организаций: благотворительные фонды (из-за сокращения объемов пожертвований) и организации, которые оказывают разного рода офлайн услуги (центры реабилитации, школы, детские сады в формате АНО, например). У них просто катастрофическая ситуация, но ни одна принятая правительством мера поддержки на них не распространяется. Общие меры поддержки бизнеса: отсрочка по налогам и обязательным платежам, отсрочка арендной платы за государственное и муниципальное имущество, снижение страховых взносов, изменения сроков проведения аудита, нужно применить и в третьем секторе. Эксперты также высказывают идею о льготах для юридических лиц, осуществляющих пожертвования НКО. Эта мера сложная, но недавнего времени ее отвергали, но сейчас наступило время, когда можно было бы пробовать». 

«НКО ждут снижения налогов»

Елена Альшанская, президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: 

«НКО ждут от государства, как минимум, снижения налогов, как это произошло с малым бизнесом. Предприниматели получили льготы, а НКО платят налоги в полном объеме. Было здорово снизить налоговое бремя для организаций, имеющих имущество, транспорт. Эту систему нужно менять не только на краткосрочный период, а вообще.

Фонд президентский грантов должен провести (и это обсуждалось на экспертном совете) дополнительный конкурс для поддержки организаций, работающих с социально незащищенными слоями населения.

Мне кажется, что налоговые, арендные каникулы должны применяться не только в отношении бизнеса, но и НКО.

Освободить от налога на прибыль пожертвования со стороны коммерческих компаний в адрес некоммерческих организаций, помогающих населению. Это можно делать в обмен на полную отчетность о поступлениях и расходованиях средств. Понятно, что бизнес лишился огромной части дохода, и те организации, которые помогают НКО, вынуждены платить еще и налог с пожертвований. Такого быть не должно».

«Не государство должно помогать НКО, а наоборот»

Дмитрий Алешковский, соучредитель фонда «Нужна помощь»: 

Не государство должно помогать НКО, а ровно наоборот. НКО должны объединиться и помочь, к примеру, системе здравоохранения снизить нагрузку. Мы видим массу примеров во всем мире, где по такому пути идет некоммерческий сектор. Он объединяет ресурсы, знания и опыт и поддерживает государственную систему. Например, история британского ветерана Тома Мура, который на свое столетие собрал больше 20 млн фунтов для Национальной службы здравоохранения (NHS). У них есть объединение NHS Charities Together – 250 фондов, которые помогают Национальной службе здравоохранения контролировать и делать больше, чем она сможет сделать без их помощи. У нас в стране отсутствуют условия для того, чтобы НКО поддерживало государство. Я видел новость, в которой Дмитрий Медведев призвал государство выплатить разовую помощь НКО. Как разовая мера, может быть она имеет право на существования. Но я не склонен переоценивать эту помощь. Разовая выплата не поможет НКО стать сильнее, она поможет только не закрыться и не умереть. Государственная система должна создать условия для того, чтобы НКО были сильнее, эффективнее, профессиональнее. Мы (имею ввиду себя и свою организацию) месяц сидим на карантине, пишем письма в разные инстанции, звоним, кричим о том, что нам необходим налоговый вычет, снижение налогов и страховых взносов, создание инструмента при котором фонд смог бы стать налоговым агентом физического лица (своего донора) и за него получить вычет. Есть готовый законопроект, который давно написан и ждет своего часа. Примеров помощи масса, но месяц мы стучимся в закрытую дверь». 

«Бизнесу в благотворительности участвовать невыгодно»

Екатерина Бермант, директор фонда «Детские сердца»: 

Бизнесу в благотворительности в настоящее невыгодно участвовать, это может быть почетно, но точно не выгодно. И эту проблему может решить государство. 

Государство может создать атмосферу вокруг нас: «благотворительность – это хорошо, мы им доверяем». То есть это отказ от клише «печеньки от Госдепа», «иностранные агенты». Государственная пропаганда создала вокруг НКО мрачный ареол, и люди нам попросту не верят. Если бы государство создало вокруг нас доброжелательную атмосферу, то многое бы изменилось. 

Введение налоговых вычетов для коммерческих организаций, перечисляющих пожертвования в адрес НКО. Тогда бизнес будет активнее вовлекаться в некоммерческие проекты. 

Понятно, что государство боится давать льготы некоммерческим организациям, как это было в начале 90-х, когда этим воспользовалось ряд организаций для ведения коммерческой деятельности и беспошлинного импорта табака и алкоголя. Для этого существуют надзорные органы, чтобы не было злоупотреблений. Наверное, государство должно поставить такую задачу. 

«Сейчас непонятно, кто мы и где мы»

Татьяна Тульчинская, директор фонда «Здесь и сейчас»: 

«Основные вопросы, волнующие НКО, были сформулированы 21 апреля на встрече представителей некоммерческого сектора с зампредом Совбеза Дмитрием Медведевым.  По сути, это было консолидированное мнение всего сообщества. С началом эпидемии у меня сложилось ощущение, что некоммерческие организации просто выпали из поля зрения государства. Экстренная поддержка отдельных отраслей экономики — это хорошо и правильно, но государство должно помнить и про нас.  Сейчас непонятно, кто мы и где мы. 

Теперь по поводу мер поддержки: первый вопрос, необходимо существенно снизить сумму страховых взносов для НКО. Сейчас кто-то платит 30%, кто-то 20%, второй и, пожалуй, самый острый вопрос: введение налогового вычета для коммерческих компаний, жертвующих деньги социально ориентированным НКО, то есть организациям, которые помогают слабозащищенным слоям населения. Инициатива далеко не новая, и прежде государство отвергало ее. Боюсь, что подобная реакция может быть и сейчас». 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий