Как искать фандрайзера: шпаргалка для руководителей НКО


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Анастасия Ложкина, ментор по фандрайзингу, автор телеграм-канала «Лайфхаки фандрайзинга», партнёр агентства Lama Charity — о том, в чём заключается работа фандрайзера и где его искать. 

Одни из самых часто задаваемых вопросов в моей практике — «Где искать фандрайзера, из какой сферы лучше привлечь? Какими качествами он должен обладать?» Когда появляется всё больше новых инструментов и каналов привлечения средств, происходит изменение функциональности фандрайзера, а вместе с этим и компетенции. Здесь возникает не меньше вопросов у руководителей НКО по поводу портрета идеального фандрайзера.

Ясно, что в организациях с большим объёмом привлечения средств есть отдельные специалисты, которые работают с бизнесом, частными лицами, пишут гранты и готовят отчёты, аналитику и т. д. А если у НКО ограниченный бюджет, но нужно привлекать средства и от компаний, и от людей? Какие функции прописать, какие задачи поставить перед специалистом? На что обратить внимание при собеседовании с кандидатами?

Совместно с редакцией «Филантроп» мы решили подготовить серию публикаций о списке функций, качестве фандрайзера, о том, где его лучше искать и как его мотивировать.

Задачи фандрайзера

О том, как и где искать фандрайзера, мы говорили на встрече региональных фандрайзеров и руководителей НКО, организованной при поддержке благотворительного собрания «Все вместе» и агентства Lama Charity.

Во время дискуссии получился следующий портрет фандрайзера, который, впрочем, актуален при условии, что есть бюджет только на одного специалиста. То есть мы сегодня будем говорить об универсальном солдате, о «фандрайзере-фее/волшебнике».

Вот необходимый набор функций фандрайзера:

  • привлечение средств от компаний;
  • подготовка презентаций для бизнеса;
  • разработка и реализаций акций с компаниями;
  • ведение CRM-базы;
  • привлечение средств от частных лиц с помощью рассылок, проведение мероприятий, фандрайзинговых онлайн-кампаний;
  • участие в подготовке бюджета организации;
  • организация и проведение фандрайзинговых мероприятий;
  • разработка фандрайзинговой стратегии.

Но у фандрайзера могут быть ещё задачи, конечно же. Какие? Мотивировать и вдохновлять волонтёров на сбор денег (волонтёрский, то есть peer-to-peer фандрайзинг), разрабатывать и внедрять цикл коммуникаций с частными и корпоративными донорами (не только привлечение, но и развитие отношений), нанимать, организовывать волонтёров и управлять ими на мероприятиях, писать заявки на гранты, проводить анализ рисков и заниматься сбалансированием соотношения затрат и времени, чтобы привлечь больше средств, разрабатывать совместные проекты с компаниями, готовить отчётность о расходовании средств для частных лиц и компаний, разрабатывать макеты благодарственных писем, писать и отправлять их донорам.

Набор задач и функций, конечно, зависит от выбранной стратегии, с учётом размера организации. Так, если вы только проработали 1 год, вам пока не нужно вкладывать силы и свои ресурсы в волонтёрский фандрайзинг, поэтому не надо это прописывать в функциях. Лучше пропишите разработку онлайн-кампаний, создание кобрендинговых акций.

Если вы начинающая организация, фандрайзер может представлять НКО на общественных мероприятиях, конференциях с целью продвижения, поиска новых партнёров, а также для формирования доверия среди компаний. Это тоже можно прописать в функциях.

Мир по сбору средств меняется, и вместе с этим должны меняться и наборы навыков и функций фандрайзера.

Одной из ключевых задач фандрайзера сейчас должно стать и создание сильного сообщества единомышленников, которые помогут привлечь средства, рассказывать о фонде, помогать pro bono.

Какими навыками и качествами должен обладать универсальный фандрайзер

Навыки общения

Фандрайзерам необходимы безупречные коммуникативные навыки, чтобы рассказать о проблеме, о том, как решает её организация, чтобы люди и компании захотели сделать пожертвование. Каждый день фандрайзеры на встречах, в электронных сообщениях через факты, цифры, истории погружают потенциальных партнёров в решение социального вопроса. Важно, чтоб фандрайзер мог всегда чётко и ясно, живым языком рассказать о сложном. Здесь следует ещё обратить внимание на способность фандрайзера строить и поддерживать отношения с донорами.

Внимание к деталям

Фандрайзеры должны быть ориентированы на детали, поскольку они имеют дело с большими объёмами данных, включая списки имён людей и электронных адресов. Деньги любят счёт)

Лидерство

Многие фандрайзеры управляют большими группами добровольцев, сторонников и должны иметь возможность руководить ими, не имея в своём распоряжении обычного стимула к оплате. Важна способность мотивировать других присоединяться к деятельности организации.

Организационные навыки

Фандрайзеры управляют большими кампаниями и событиями, которые требуют планирования и организационных навыков для достижения успеха. Для проведения любого мероприятия важно уметь составлять план, бюджет, определить зоны ответственности, наладить работу с подрядчиками, партнёрами.

Разделять ценности организации 

При привлечении средств немаловажным является приверженность делу организации. «Горящие глаза и сердце» фандрайзера — элемент успеха и формирования доверия к вам и к деятельности организации. Если блеск в глазах пропадает, лучше пойти в отпуск или попробовать заняться чем-то другим в НКО.

Креативность, фантазия к сбору средств

Сегодня некоммерческие организации должны быть уверены, что они могут не только привлечь внимание доноров во время личного живого общения, но и бороться за внимание доноров в цифровом пространстве. Там огромное количество информации, новостей, коммерческих брендов и других благотворительных организаций. То есть много других голосов, которые хотят быть услышанными. Для того чтобы обратить на себя внимание, нужно придумывать интересные акции, яркие и вовлекающие проекты.

Проактивное отношение, стремление и энтузиазм к завершению проектов

Фандрайзер не должен ждать, что ему принесут идею и решение задачи, а сам должен предлагать, искать инструменты, способы привлечения средств.

Способность работать под давлением

Работа фандрайзера — одна из самых стрессовых, особенно в период кризиса. Наверное, каждый день вы слышите: «Нам срочно нужны деньги, нечем платить зарплаты, увеличилось количество запросов». Поэтому важно уметь мобилизовать ресурсы на достижение поставленных задач, управлять эмоциями, иметь хобби и выделять время на отдых. Здесь же можно отметить устойчивость, особенно когда приходится сталкиваться с неудачами. Когда сказали «нет» фандрайзеру, это не повод расстраиваться: отказали организации, а не человеку. Это повод подумать, что ещё можно предложить потенциальному партнёру. И конечно, ещё фандрайзер должен уметь работать в системе многозадачности.

Ориентация на результат, способность достигать финансовых целей

Умение ставить перед собой и другими цели и задачи. Способность преобразовывать проблемы в задачи, готовность решать проблемы по мере их возникновения. То есть проводить акцию не ради акции, а чтобы она была эффективной и принесла средства. Привлечённая фура шампуней и шоколадок — это хорошо, но это не основная цель!

Понимание потребностей доноров

При работе с компаниями фандрайзер должен уметь выяснить, какие задачи перед ней стоят, какие вызовы. Что можно предложить частным донором в качестве проекта для сбора средств. Идти от портера потенциального донора, а не только от потребностей НКО.

Что должен уметь фандрайзер

Подготовка и проведение презентаций

В работе с бизнесом одним из главных инструментов является подготовка презентаций. Фандрайзер должен уметь составить презентацию с выделением проблемы, её решением — как донор может помочь, с предложениями о поддержке или участии в той или иной акции. Часто в работе фандрайзеры выступают перед донорами, поэтому важно понимать отличие презентации письменной и устной, не бояться отвечать на вопросы, быть логичным и убедительным.

Навыки публичных выступлений

Навыки публичного выступления предполагают живой интерактивный диалог с аудиторией. Важно не только то, что человек говорит, но и какую реакцию у слушателей вызывают его слова. От умения рассказать и объяснить основную мысль зависит, сколько сторонников и партнёров появится у организации.

Ведение переговоров

Фандрайзер постоянно должен находиться на встречах с потенциальными и действующими донорами — это его основной хлеб. Поэтому специалисту важно понимать, как вести переговоры, выстраивать логику встречи, приводить аргументы и данные. Способность поставить себя на место другой стороны, чтобы понять не только то, чего она надеется достичь, но и то, почему у неё есть эти ожидания и в какой степени она полна решимости их осуществить; быть готовым проявлять гибкость при обсуждении сотрудничества.

Стратегическое планирование

Фандрайзер должен уметь думать и планировать в перспективе не только нескольких месяцев, но и нескольких лет. Это поможет выстроить системный фандрайзинг, а не ситуативный. Чтоб каждое действие приводило к развитию организации и достижению цели, а не было токсичным, не откатывало её назад.

Проектный менеджмент

При написании грантовых заявок, при разработке совместных проектов с бизнесом от фандрайзера требуется умение поставить чёткие цели и задачи, прописать план мероприятий со сроками и ответственными, бюджет и форму отчётности. Навык управления проектами позволит реализовать его качественно, в срок, с перспективой продолжения сотрудничества.

Исследования рынка

Привлечение новых партнёров предполагает анализ бизнес-среды, выявление потенциальных доноров, изучение их социальной политики / КСО.

Привлечение инвестиций

Как составить предложение? На какие проекты и на какие суммы можно запросить деньги? Как добиться встречи и её провести успешно? Наличие такого навыка будет преимуществом кандидата на позицию фандрайзера. В современных условиях важно не просить деньги, а предлагать взаимное сотрудничество и уметь обосновывать инвестирование в решение социальный проект.


27 июля пройдет четвертая онлайн-конференция «Фандрайзинг нового времени. Оттепель». Это  онлайн-пространство для развития и обмена опытом, созданное командой Клуба фандрайзеров при поддержке ведущих инфраструктурных организаций.

Восемь часов конференции — это восемь актуальных семинаров и воркшопов о личном развитии фандрайзера, рабочих инструментах, системном взгляде, новом мышлении, свежих идеях и вдохновении.

Участие бесплатное.

Зарегистрироваться: по ссылке 

Когда: 27 июля, с 10:00 до 18:00

В составлении портрета фандрайзера приняли участие представители следующих организаций: БФ «Солнечный город», «Упсала-Цирк», МБО Фонд «Право матери», БФ «ГАЛЧОНОК», БФ «Сердце Крыма», Краевое государственное бюджетное учреждение культуры «Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова», БФ «Иваново дело», Региональная общественная организация родителей детей-инвалидов «Дорогою добра» Кировской области, БФ «Город 42», АНО «Атлас» НКО, АНО «Центр «Содействие», БФ «Благо», РООРДИ «Дорогою добра» Кировской области, Благотворительный фонд содействия развитию Крыма «Перспектива».  

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий