Фестиваль в цифре: гид, как провести успешное мероприятия онлайн


Летом в Содружестве Добрых городов и поселков провели благотворительный фестиваль онлайн — это был первый опыт онлайн-мероприятия для проекта, который с 2013 года занимается проведением благотворительных фестивалей в регионах. Проект «Добрый город» — это технология объединения сообщества и его ресурсов с помощью массовых мероприятий. Но реальность диктует новые правила. И 30 июня пензенский фонд «Гражданский союз» первым из городов содружества провел онлайн-фестиваль «Добрая Пенза».

«Этот опыт был как выход в открытый космос. Никто не знал, как правильно и что получится, — говорит руководитель программы «Добрые города» Марина Пурлаур. — А в итоге «Добрая Пенза» получилась не только для Пензы. Фестиваль стал не просто местом, где жители знакомятся с благотворительными и социальными проектами, но и площадкой для обмена опытом между НКО. В нем приняли участие 28 некоммерческих организаций со всей России. Этот опыт вдохновил другие Добрые города и поселки, будем дальше исследовать онлайн-пространство, пробовать разные форматы и инструменты для региональных фестивалей». 

В новом сезоне опыт организации онлайн-мероприятий, несомненно, пригодится всем организациям. Главные советы для проведения мероприятия в цифровом формате и выводы организаторов «Доброй Пензы» — в материале «Филантропа». 

Для проведения онлайн-фестиваля необходимо иметь хорошее оборудование

«После фестиваля стало понятно, что надо вкладываться в технику, что мы и сделали. Купили камеры, пульты, свет, — всё, что необходимо для профессиональной студии. Студией в дальнейшем смогут пользоваться и другие НКО. Помимо оборудования нужно думать о программах для онлайн-трансляций и вспомогательных сервисах, чтобы виртуально смоделировать фест. Нам такую подарили партнеры. Но сейчас есть и бесплатные программы, которые делают фон, титры, и т.д., — рассказывает Олег Шарипков, организатор фестиваля в Пензе и директор фонда «Гражданский Союз». — Оборудование не обязательно должно быть самым дорогим и профессиональным, но оно должно решать задачи мероприятия — поэтому важно точно представлять, какая у вас будет аудитория. Кроме того, необязательно покупать всю технику самостоятельно, можно попробовать найти партнера, который поможет с арендой или покупкой». 

Важно научиться разбираться в онлайн-формате

Важно понимать, что онлайн — это другой формат события, для него нужно подбирать новые решения.

Можно перенести из офлайн в онлайн почти все форматы, где не нужен тактильный контакт и живой звук.

Если есть идеи, которые сложно перенести в онлайн, стоит придумать что-то новое специально для цифрового события.

Но при этом, как отмечает Олег Шарипков, организатору фестиваля важно начать разбираться в технических вопросах, может, не в совершенстве, но на хорошем уровне обладать знаниями об особенностях онлайна. «Для некоторых НКО в «Доброй Пензе» это стало ограничением, и они не стали участвовать. В любой организации многое зависит от руководителя. Если руководитель не понимает ценности цифровых знаний, то даже волонтеры-специалисты не помогут», — добавляет Шарипков. 

Количество гостей онлайн-фестиваля напрямую зависит от качества контента и чёткого определения целевой аудитории

Трансляция во время «Доброй Пензы» велась в течение всего дня на трех площадках в режиме нон-стоп. Лекции и мастер-классы были рассчитаны на разную аудиторию. Движение «Зеленая волна» рассказывало о привлечении молодежи к волонтерской работе в экологии. Организация «Современная профилактика» — о нестандартном, но действенном способе общения с подростками на тему вредных привычек. На стенде проекта «Расправь крылья» можно было научиться снимать мультфильмы, а в гостях у организации «Пензенские лучики» — делать красивое интерьерное украшение из подручных материалов.

«Больше всего пришло людей на благотворительный аукцион, который проходил на площадке фонда «Гражданский союз», — говорит Олег Шарипков. — Во время аукциона мы собрали 8 тысяч рублей, они пошли на поддержку программ фонда». 

«А на площадке «Добрых городов» ажиотаж вызвал мастер-класс «Как жарить гребешки», — отметила Юлия Николаева, эксперт Содружества.

Всего фестиваль посетили 283 человека. 

Онлайн-аукцион на фестивале «Добрая Пенза»

На онлайн-фестиваль сложнее привлечь большое количество людей, зато проще организовать сбор пожертвований

С одной стороны, попасть на онлайн-событие легче. Нажал пару кнопочек и уже пришел без физических усилий. Но с другой стороны, в онлайне пропадает серьезная мотивация, чтобы ногами прийти на мероприятие. Например, многие выходят на мероприятие, чтобы себя показать и людей посмотреть, прогуляться, сменить обстановку. В онлайне, хотя формально все просто, появляется масса факторов, которые этому мешают. В конкуренцию вступает другой онлайн-контент, — его сейчас больше, чем человек может воспринять. Больше вероятность забыть, потому что собираться как-то особенно не нужно. 

От команды организаторов требуются более профессиональные навыки по продвижению онлайн-события: готовить профессиональный контент, выбирать правильные каналы, вовремя и ненавязчиво напоминать, убрать все возможные барьеры на входе. 

«Количество пожертвований зависит от количества участников. Людей в онлайн собрать сложнее, зато во время онлайн-мероприятия гости жертвуют охотнее. Можно сделать пожертвование проще — в один клик», — добавляет Олег Шарипков. 

Важно выбрать удобную для всех платформу

На подготовку онлайн-фестиваля уходит больше времени, чем на офлайн фест. «Для многих это совсем новая тема, надо учесть время на то, чтобы разобраться в ней. Сложно выбрать площадку, выбор большой, есть и бесплатные, но все нужно тестировать, подбирать функционал под задачи фестиваля, — рассказывает Олег Шарипков. — Можно построить целый виртуальный город или несколько городов, смоделировать стенды НКО и ни в чем себя не ограничивать.

Можно сделать так, что у посетителей будет полный эффект присутствия в виртуальной реальности. Человек будет находиться внутри, как в игре, и ходить по вашему фесту.

Но такой фестиваль надо готовить минимум за полгода. Сейчас проще начинать с традиционных площадок, они понятны участникам и организаторам. Мы проанализировали мероприятия, которые уже проводились в период пандемии в онлайне, и их площадки: Zoom, Youtube, различные прямые эфиры. Остановили свой выбор на площадке выставочного и конференц-центра Eveon. Она позволяла организовать интерактивное общение, стенды организаций, прямую трансляцию, собирать пожертвования, вести дискуссию. Организовать виртуальную общую сцену для выступлений».  

Продвижение онлайн-фестиваля требует больших усилий и точности. Чем четче вы определите свою целевую аудиторию и ее интересы, тем проще будет продвигать событие

«Нам было сложнее продвигать событие, это факт. Мы использовали разные каналы: таргетинг в ВК, Facebook, Google, рассылки и т.д., — комментирует Олег Шарипков. — Но до конца не понимали, кто целевая аудитория. Часть программы была для НКО, часть просто для жителей. Было сложно понять, на что сделать ставку в продвижении. Пробовали по-разному, где-то на спикеров, где-то на тему.

В офлайне проще — на фестиваль может прийти тот, кто идет мимо, в онлайне только те, кого позовешь». 

На таргетинговую рекламу «Доброй Пензы» Содружество потратило около 30 тысяч рублей, это примерно 30 % от общего бюджета фестиваля. Если брать голую математику (бюджет продвижения, деленный на кол-во участников), то получилось, что стоимость одного участника примерно 102 рубля. Но голая математика тут не работает, потому что были задействованы и каналы по бесплатному продвижению. У «Добрых городов» и у «Гражданского Союза» уже сформировавшееся сообщество и бесплатный пост в наших социальных сетях может привести больше участников, чем платная реклама. Оценивая эффективность рекламы, мы можем увидеть, сколько людей увидели информацию, сколько перешли по ссылке, но сколько из них реально пришло именно с таргета, судить сложно. Люди часто сами не помнят, где именно увидели информацию, если речь об онлайн-контенте. 

Пока дать конкретные советы по бюджету продвижения, да и в целом по бюджету онлайн-фестиваля сложно, надо чтобы практика повторялась, чтобы была возможность анализировать и делать выводы.

Сейчас мы мечтаем провести зимние онлайн-фестивали  «Добрых городов» сразу в нескольких регионах. Ищем под это ресурсы.  До самоизоляции в Содружестве было 200 городов и поселков и 150 отдельных друг от друга благотворительных фестивалей. Онлайн значительно меняет картину и расширяет границы. Виртуальный «Добрый туризм» — это увлекательно. Координаторы «Добрых городов» попробовали этот формат на себе. С марта 2020 мы с участниками Содружества виртуально путешествуем по «Добрым городам» — проводим онлайн-кафе, где поддерживаем друг друг друга и обмениваемся опытом. Уже побывали в Санкт-Петербурге, Самаре, Саратове, Пензе. Будем рады, если к нам присоединятся новые города и поселки.

Присоединиться к Добрым городам и поселкам можно на сайте Содружества 

 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply