«Это точка роста для НКО»: почему важно вовлекать благополучателей в свою работу


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Вовлечение благополучателей в поддержку деятельности и миссии некоммерческой организации называют одной из ключевых точек роста для НКО. Часто организации даже не задумываются о том, что занимаются вовлечением, когда интересуются потребностями благополучателей, проводят исследования или совместно ищут выход из трудной жизненной ситуации. Эксперты отмечают: вот уже несколько лет в секторе говорят об участии детей в проектировании и оценке программ, а про вовлечение взрослых — гораздо меньше. Какое влияние благополучатели оказывают на работу НКО из сферы помощи детям, как это сказывается на качестве услуг и устойчивости организации, какие условия нужны для вовлечения и какие результаты дает, — в материале «Филантропа».

Depositphotos

Вовлечение: что это

Эксперты сферы детства дают следующее определение понятию «вовлечение» по отношению к благополучателям: это создание для них целого спектра возможностей для активного участия в поддержке миссии и деятельности организации, влияния на содержание и процесс оказания им услуг, которое приводит к положительным изменениям как в организации, так и в жизни самих благополучателей.

Из каких паззлов складываются практики вовлечения? Из характеристик целевых групп благополучателей; дизайна и содержания услуг, проектов и программ; типа организаций — родительские организации, другие СО НКО и госучреждения.

«Тема вовлечения благополучателей в деятельность организаций для многих, с одной стороны, является понятной, а с другой — нет. Для организации, которая занимается профессиональными услугами, будь это государственное учреждение или НКО, вовлечение больше рассматривается именно в фокусе процесса оказания услуг. Не рассматривается как вовлечение во всю деятельность в целом, в реализацию миссии организации. При этом со стороны организаций есть запрос выстраивать эту деятельность более системно, чтобы благополучатели могли быть активными участниками, в том числе принимать решения, связанные с оказанием им помощи. Эта тема не до конца исследована и даже где-то не осознается самими организациями, что именно это может быть целенаправленной системной деятельностью, что она тоже должна как-то планироваться, иметь какие-то определенные инструменты. Поэтому вовлечение благополучателей является зоной роста для многих организаций», — рассказывает Александра Горячева, эксперт-координатор проектов АНО «Эволюция и Филантропия».

В феврале 2020 года АНО «Эволюция и Филантропия» запустила проект «Вовлекай!», целью которого стало повышение уровня знаний, компетенций и мотивации специалистов НКО и госучреждений по вопросам вовлечения благополучателей в процессе оказания социальных услуг. Проект реализуется при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, стратегическую поддержку оказывает Фонд Тимченко. Проект «Вовлекай!» стал логичным продолжением другого проекта «Эволюции и Филантропии» — «Слушай с пользой!», связанного с совершенствованием процессов получения обратной связи от благополучателей.

Карта эмпатии: простая техника, которая помогает сделать эффективнее рассылки и соцсети

Уровни вовлеченности и роли благополучателей

Эксперты выделяют несколько уровней вовлечения благополучателей. Отчасти это деление условное, потому что методически тема мало проработана и описанного опыта пока еще недостаточно. В зависимости от уровня, благополучатели могут участвовать в экспертизе и управлении, в качестве равных консультантов, волонтеров, фандрайзеров, доноров, пр.

Российские организации социальной сферы преимущественно вовлекают благополучателей на индивидуальном уровне — в процесс оказания помощи, в принятие решений относительно собственных маршрутов поддержки.

То есть когда благополучатель вовлекается в работу по выходу из собственной трудной жизненной ситуации («Помогите нам помочь вам»). Например, в фонде «Гольфстрим» разработан инструмент оценки ресурсности семьи на основе ее функциональной диагностики. В сам инструмент заложена активная позиция и вовлеченность родителей. Другими словами, родители, воспитывающие детей с ОВЗ, осмысляют собственные ограничения и ресурсы, ищут возможные способы компенсации, планируют и моделируют программу помощи.

Гольфстрим, слайд из презентации

В проекте «Теплый дом» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» матери с детьми активно вовлекаются в работу центра временного проживания. Вовлечение происходит как на уровне группового принятия решений (собрания и планерки), так и в индивидуальной работе с психологом (применение шкал оценки сессии, позволяющих «на ходу» корректировать направление работы).

Проект «Теплый дом» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

«Мы всегда вовлекаем благополучателей в совместное решение трудностей. План выхода из трудной жизненной ситуации — не исключение. Это наша принципиальная позиция, что мы не составляем план за других, никого никуда не двигаем, мы идем вместе. В «Теплом доме» мы проводим еженедельные собрания и ежедневные вечерние планерки. Задачи, которые стоят на собрании, — сделать проект максимально открытым, решить все возможные конфликты, недопонимания между подопечными или между подопечными и сотрудниками, узнать у подопечных их потребности, мнение, получить обратную связь, внести изменения в правила, режим дня, график дежурств, договориться об этих изменениях», — делится опытом вовлечения Елена Андреева, координатор проекта «Теплый дом» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Такое совместное обсуждение позволяет уменьшить контроль со стороны сотрудников центра, упростить некоторые процессы, увеличить ответственность клиентов.

«Для нас, как для организации, вовлечение позволяет быть более прозрачными, выстраивать безопасную среду, не решать за клиентов, избегать конфликтов. А благополучателям — участвовать в организации своей жизни, получать новый опыт взаимодействия, озвучивать свои потребности», — добавляет Елена Андреева.

Второй уровень — операциональный, когда благополучатели начинают принимать участие в текущей деятельности организации, в том числе в оказании социальных услуг. Так, основная форма поддержки подопечных ассоциации «Е.В.А.» — равные консультанты. Они помогают женщинам, которым впервые поставлен диагноз ВИЧ, преодолеть недоверие и даже страх по отношению к специалистам, сформировать приверженность назначенному лечению и занять активную позицию в общении с медиками или сотрудниками органов опеки. Равные консультанты работают при государственных учреждениях социальной и медицинской помощи (центры СПИД, женские консультации, центры помощи семье и детям в районах города), на базе НКО и самоорганизации людей, живущих с ВИЧ.

Фонд «Арифметика добра» развивает сообщество замещающих семей. У фонда в нескольких регионах России (г. Мурманске, г. Пензе, в Красноярском крае и Тверской области, Московской области) есть сеть клубов «Азбука приемной семьи», которые повышают уровень компетенций приемных родителей, а также обеспечивают профилактику их эмоционального выгорания и возвратов детей в социальные учреждения.

Арифметика добра — слайд из презентации

На стратегическом уровне происходит участие благополучателя в планировании или оценке деятельности и в руководстве организацией. Таких примеров пока мало, однако они все же есть. Часть взрослых благополучателей в регионах Российского комитета «Детские деревни — SOS» входят в систему управления. Они голосуют за бюджет, президента и правление. Дети из кризисных семей, сироты и приемные семьи участвуют в разработке задач, мнений и предложений, обсуждают стратегические вопросы.

Среди факторов, которые определяют уровень вовлечения и роли, – это ресурсность самих благополучателей. Чем более они ресурснее, тем больше вероятность, что они будут принимать активное участие в жизни организации. Но не только это. Сама организация должна быть «моральна готова» к активной позиции благополучателей.

Особенно органично благополучатели вовлекаются в деятельность родительских организаций, потому что их учредителями, как правило, являются сами родители. Причем вовлечение может происходить на уровне управления организацией. Пример – центр «Дорогою добра».

«Родители-благополучатели у нас включены во все структуры организации: от управления, фандрайзинга, до волонтерских инициатив. Сейчас в центре около 400 семей ежегодно получают помощь, и из них около 40 человек — это родители-волонтеры. У каждого есть своя функция, которую они выполняют в течение года или большего времени. С ними заключены волонтерские договоры, есть определенные обязательства. Это не оплачиваемая работа», — говорит Елена Лянгузова, руководитель центра поддержки семей с детьми с особенностями развития «Дорогою добра» (Кировская область).

Большую роль родители играют в привлечении ресурсов в организацию. Они отвечают за благотворительные ящики в магазинах города и правильное оформление документов, осуществляют подготовку к проведению благотворительных ярмарок и благотворительных акций в пользу центра «Дорогою добра».

«Например, когда мы переехали в новое помещение, совершенно убитое, нам надо было срочно собрать 5 млн рублей на ремонт и оборудование. Большую часть собрали родители за счет привлечения частных и корпоративных пожертвований от своих знакомых», — добавляет Елена Лянгузова.

По ее словам, включение благополучателей в функционирование самой организации очень повышает эффективность этой организации, увеличивает ее ресурсность.

Альтруист, помощник, активист — как правильно общаться с разными донорами. Результаты исследования

Дорожные карты и планы развития

В рамках проекта «Вовлекай!» работали три тематические группы: «Семьи/люди в трудной жизненной ситуации», «Семьи с особыми детьми», «Замещающие семьи», а также состоялась индивидуальная и групповая работа организаций с привлеченными экспертами.

Ирина Бобылева, координатор тематической группы «Семьи с особыми детьми», главный специалист-эксперт БФ «Расправь крылья!» поделилась, какие были сделаны шаги в ходе двух встреч.

«Мы отталкивались от запроса и потребностей тех организаций, которые были в нашей группе. У организаций была возможность работать над планом вовлечения. Мы везде пытались найти логику: в вовлечении семей с особыми детьми (вне зависимости от формы учреждения), в изменении инструментов вовлечения, рассматривали как логическую модель проектную рамку. Например, если на первой встрече говорили о логике вовлечения (от учета мнения и наращивания ресурса родителей к становлению их профессиональной позиции, объединению родителей), то на второй встрече делились конкретными инструментами и понимали, как меняются эти инструменты на разных этапах вовлечения родителей, делились идеями, как развивать местные сообщества – следующий уровень вовлечения благополучателей», — говорит Ирина Бобылева.

По окончанию серии сессий «Вовлечение благополучателей в фандрайзинг» участники составили планы привлечения благополучателей в фандрайзинг (определили актуальные задачи, форматы, стратегии вовлечения и пр.) с целью дальнейшей реализации в организациях.

«Для нас участие в коуч-сессиях стало возможностью посмотреть на текущие задачи, стратегии под новым углом. Это был новый интересный опыт», — поделилась Татьяна Никушина, представитель Фонда «Расправь Крылья!».

По итогам стратегических сессий по развитию родительских сообществ составлены планы развития сообществ, проведены внутренние рабочие обсуждения в организациях.

Директор Ресурсного центра помощи людям с ментальными нарушениями «Вера. Надежда. Любовь» Елизавета Романова рассказала, что совместная работа с экспертами позволила увидеть проблему вовлечения с разных сторон.

«Мы поняли, что для того чтобы вовлекать родителей, нам нужно проработать и решить проблемы, связанные с нашим персоналом, а именно воспитателями. Необходимо усиливать их ресурсность. В ближайшее время на это мы и сделаем фокус и будем добиваться результатов именно в этом вопросе», — сказала Елизавета Романова.

А благотворительный фонд «Спина бифида» благодаря участию в проекте разработал стратегию привлечения родителей к работе организации.

«Основные благополучатели нашего фонда — дети с ОВЗ, родители не являются прямыми благополучателями. Но с детьми мы работаем через родителей. Мы задумались о ролях родителей, которые они играют в фонде, представили их, расписали, определили ценности. Поняли, что для нас приемлемо, что нет, выяснилось, что ценности иногда друг от друга отличаются. Одна из задач, с которой мы пришли, — привлечь родителей к работе организации. Участие в проекте помогло узнать ряд слабых мест в текущей работе, выявить границы того, что мы готовы дать родителям, что нет. Теперь второй этап — воспитание сообщества. Мы получили дорожную карту на 2020 – 2021 год и обозначили новое стратегическое направление в работе фонда на ближайшие три года», — говорит Мария Полянская, руководитель программы помощи детям-сиротам фонда «Спина бифида».

Эксперты отмечают, что грамотное вовлечение благополучателей позволяет сформировать их проактивную позицию, реализовывать услуги более качественно, эффективно, повышать легитимность и жизнестойкость самой организации.

Итогом проекта «Вовлекай!» стал сборник кейсов «Вовлечение благополучателей в поддержку миссии и деятельности организаций сферы детства: практический опыт». С наработанными аналитическими и практическими материалами можно ознакомиться в онлайн-базе «Слушай с пользой!».

 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий