НКО и государство: инструкция по взаимодействию


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Тема взаимодействия некоммерческих организаций и государства в России становится все популярнее. Результаты этого взаимодействия, наконец, можно потрогать руками. В мае этого года НКО получили налоговые льготы наряду с другими организациями, пострадавшими от пандемии. Впервые за 20 лет в налоговый кодекс вернули льготы для юридических лиц-благотворителей. Некоммерческий сектор понял, что может влиять на государство. А Государство увидело огромный интеллектуальный ресурс в НКО. Мы собрали рекомендации благотворителей, как пустить накопленный опыт в работу.

Вот шесть шагов, которые стоит пройти НКО на пути к успешному взаимодействию с органами власти — по итогам дискуссии «НКО и государство – что и как можно изменить во взаимодействии» на Конференция «ДОБРО 2020». 

  1. Объединитесь с другими НКО

В первую очередь, надо научиться договариваться друг с другом. Объединение – одна из болевых точек в работе большинства НКО. И, возможно, самый сложный и трудоемкий процесс в цепочке выстраивания диалога с органами власти. Самые горячие споры происходят как раз на первом этапе – когда организации пытаются прийти к консенсусу и сформулировать общие предложения для чиновников.

Большое количество разных предложений на одну и ту же тему сильно затрудняет работу законодательных органов предупреждает Ольга Зенюкова, начальник отдела по связям с государственными структурами БФ «Подари жизнь»: «Есть много фондов, которые занимаются общей проблемой. У них разный взгляд на вещи. Договариваться вы должны внутри. Возможно, вам поможет какая-то ассоциация, которая будет выполнять функцию медиатора. К органам государственной власти вы должны выходить как одно целое с общим пониманием проблемы и методов ее решения». 

У кооперации есть еще один важный плюс — это значительно экономит ваше время и деньги.

Особенно актуально это небольшим организациям или тем, кто находится в начале пути. Хороший GR-специалист стоит очень дорого, а если его функции начинает выполнять директор фонда, то это занимает до тридцати процентов рабочего времени.

«GR — это огромный пласт работы, целое отделение в организации», — объясняет Елена Береговая, директор благотворительного фонда «Образ жизни» и член совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере: «Небольшой организации не обязательно иметь своего GR-менеджера, достаточно того, чтобы вы вошли в какую-то организацию, где есть сильные представители. Например, Альянсы или Ассоциации. Вы высказываете свое мнение туда, а собрания передают наверх». 

В-третьих, диалог с другими НКО позволяет не выпадать из государственной повестки, мониторинг которой в одиночку — дело сложное. 

2. Следите за государственной повесткой

Чтобы выйти на взаимодействие с органами власти, необходимо найти точки пересечения вашей повестки и повестки государственной. Где же эту информацию найти?

Самый простой способ – следить за новостной лентой актуальных для вас министерств и ведомств. Это могут быть, например, Агентство социальной информации, портал поддержки социально ориентированных НКО Минэкономразвития России, сайт Общественной палаты, региональные порталы органов власти, уполномоченных на взаимодействие с НКО, сайт Президента, сайт Правительства и т.д 

Новости, как правило, написаны понятным, простым языком. А вот с проектами нормативно-правовых актов лучше прибегнуть к помощи юриста. Он подскажет, правильно ли вы трактуете прочитанное или сделает краткую справку в более простых формулировках. 

Проекты нормативных актов размещаются на портале regulation.gov.ru. Там НКО могут письменно разместить предложения или комментарии, на которые чиновникам необходимо реагировать. По словам заместителя директора Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России Елены Иваницкой, пользуются такой возможностью пока не многие. 

Вторая возможность быть в курсе государственной повестки — диалог с коллегами. Это могут быть не только личные звонки или переписка, но и формат круглых столов, семинаров, деловых встреч.

Третий вариант — подписаться на сборную рассылку новостей. Такую, например, делает Ассоциация «Юристы за гражданское общество». Ежемесячно вы будете получать новости законодательного регулирования, написанные понятным для НКО языком, с аналитикой. Как правило, в таких рассылках собраны уже принятые нормативно-правовые акты. Вы не успеете на них отреагировать, зато вы будете в контексте. 

3. Выучите язык государственной системы

Государственные структуры и некоммерческий сектор — это два абсолютно разных мира. Каждый со своим языком, своими правилами, своими методами работы. Часто, получая письмо, сотрудники госорганов не понимают, что именно от них хотят, и наоборот – НКО не могут прочитать ответ чиновников. Для продуктивного диалога придется выучить новый «иностранный» язык – язык государственной системы. Пишите сухо и структурированно, четко обозначайте тему и цель письма, ссылайтесь на конкретные законы, говорите канцеляризмами, используйте сложные речевые конструкции, которые встречаются в государственных документах и на сайтах ведомств. Здесь опять же могут помочь юристы или опытные GR-специалисты.

Возможно, перевод ваших мыслей на язык чиновников займет не больше 15 минут, зато вас услышат. 

Почему надо учить этот сложный язык поясняет Елена Береговая: «Чтобы выстроить доверительные отношения с властью, надо уметь говорить на одном языке. И это не язык НКО, а язык чиновников. Мы приходим на их территорию. Тем людям, у которых есть юридическое образование — проще. Тем, у которых нет — его надо учить. Читать непонятные загогулины, запоминать непонятные фразы: ФЗ, ЦП, ТП». 

Позицию власти объясняет Елена Иваницкая: «Уровень доверия и уважения к организации, которая понимает, где прочитать, как интерпретировать, как переложить федеральную норму на региональную, возрастает в разы. Когда к нам приходят не просто с «я хочу для себя», а «я изучила матчасть, понимаю, какие меры поддержки бывают, какими законами это регламентируется», то получается конструктивный диалог».

4. Зарекомендуйте себя как эксперта

Нарабатывайте экспертный потенциал, не жалейте на это времени. Если чиновники будут вам доверять, то они станут к вам прислушиваться. Начните с активной работы в своем секторе. Заработав имя, начинайте постепенно расширять границы экспертного влияния. 

Как действовать объясняет Кира Смирнова, исполнительный директор благотворительного собрания «Все вместе»:

«Надо анализировать уровень социального эффекта, который ты приносишь, выступать на экспертных площадках, делиться опытом. Если ты постепенно становишься признанным в секторе как эксперт, скорее всего с тобой будут разговаривать и на других уровнях тоже как с экспертом». 

Конечно, для установления доверительных отношений с властью не достаточно только профессионального опыта. Ольга Зенюкова советует быть прозрачными и открытыми: «Многие в некоммерческом секторе видят в чиновниках врагов. С такой позицией невозможно решить никакую свою повестку. Чиновники обычные люди, как и мы. У них есть свои задачи, своя головная боль. К ним надо идти с открытым забралом и с настроенностью на диалог. Тогда это будет эффективно». 

5. Войдите в общественный совет

Чтобы не только получать повестку, но и формировать ее самим, представителям НКО можно войти в общественный совет. Его обязан иметь при себе каждый орган власти. Как это работает объясняет Елена Береговая: «Не секрет, что советы были всегда, но только в последнее время ситуация перевернулась от формальных советов к деловым и продуктивным историям. Они очень зависят от того, кто их делает. Их делаем мы.

Если туда входят люди, у которых есть время, ресурс, мозги, умение выстраивать дипломатические отношения, репутация, желание работать — тогда будет результат». 

Участие в таком совете – серьезная работа. О своем опыте рассказывает Кира Смирнова, недавно ставшая членом совета при Министерстве труда и социальной защиты РФ: «Членам совета присылается много материалов на изучение. Если есть воля и время, чтобы все изучить, то безусловно можно быть эффективным. Если не хватает знаний, нужно подойти посоветоваться к юристу или к коллегам по сектору. Всегда можно успеть подготовиться».

Члены общественного совета не только разбирают новые проекты нормативных актов, но и сами могут формировать повестку совета. Ольга Зенюкова рекомендует: «Вы можете выходить с предложением обсудить на общественном совете те проблемы, с которыми вы работаете. Вы очень хорошо знаете те проблемы, с которыми сталкиваетесь ежедневно. Эта повестка, поверьте, будет услышана и проработана».

6. Не сдавайтесь

Работа с государственными органами — требует много терпения и воли. Создание дипломатических отношений — это тонкое кружево. Состав кабинета, с которым вы работали, может поменяться, и надо начинать все сначала. 

Во-первых, не теряйте контактов людей, с которыми вы уже наладили диалог. Они могут вам помочь, даже будучи в другой должности.

Во-вторых, повестка передается. И новый состав — это новые возможности для вас. Относитесь к этому не как к обнулению, а как к удвоению контактов. 

 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий