IT-технологии для оценки социальных результатов: инструменты, решения, кейсы


Оценку социальной эффективности обсуждают с самых разных сторон, иногда забывая про технический аспект — а ведь digital-инструменты и современные технологии в этом процессе важны не меньше, чем различные методики.

В конце ноября АНО «Эволюция и филантропия» провела семинар «IT-технологии для оценки социальных результатов». Он был посвящен вопросам сбора, хранения и анализа данных для оценки социальных результатов программ. Участники из некоммерческих организаций поделились своими IT-решениями в области мониторинга и оценки результатов. Подборка инструментов и выводы участников — в материале «Филантропа». 

IT-технологии в оценке

Цифровая трансформация некоммерческой организации — это использование технологий для создания или изменения процессов организационной культуры и пользовательского опыта благополучателя организации. Мониторинг и оценка социального эффекта становятся частью цифровой трансформации. Цифровизация мониторинга и оценки позволяют лучше понимать, какое влияние оказывает НКО на благополучателей и общество. Тем, что можно посчитать, проще управлять. Следовательно, цифровизация открывает более широкие возможности для принятия управленческих решений. 

«То, что мы сейчас делаем, — это дверь в научную фантастику и новый мир, который нам пока даже сложно представить.

Хотя сейчас инструменты и результаты цифровизации мониторинга и оценки могут выглядеть скромно. Но на самом деле как только мы переводим аналоговые процессы в цифровые, которые поддаются учету, оценке и масштабированию, открываются новые возможности для НКО», – отметил Алексей Сидоренко, модератор семинара и руководитель Теплицы социальных технологий. 

При этом участники встречи отметили, что порог вхождения в цифровизацию мониторинга и оценки социального эффекта снижается. Решения, которые представили на семинаре специалисты из некоммерческих организаций, не сложные или дорогостоящие. Значит, автоматизированное измерение социального результата становится доступным для многих НКО. 

IT-решения для мониторинга и оценки социального эффекта 

Microsoft Excel: база данных оценки результативности практики сопровождения кризисных семей  

Опыт создания базы данных мониторинга и оценки результативности практики сопровождения кризисных семей представила Ирина Шелпакова, руководитель Центра по профилактике социального сиротства ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Команда организации работает с кризисными кровными семьями, старается сделать так, чтобы ребенок остался в семье. 

Все оценочные листы и мониторинговые формы организации раньше собирались у кураторов, которые сопровождают семьи, и хранились в бумажном виде. Без автоматизации работать с этими данными было сложно и долго. При этом команде нужно было делать отчеты для грантодателей и оценивать, насколько услуги, предоставляемые центром, востребованы. Специалисты центра решили автоматизировать работу с данными с помощью таблицы в Excel. 

Преимущества инструмента: 

– В базу были заложены универсальные критерии, которые подходят всем семьям. Внесенные в таблицу данные позволяют анализировать социальный состав семей, охват семей услугами, динамику семейной ситуации во время сопровождения и другие показатели. 

– Изменения в семье отражаются в таблице в виде нескольких разных параметров. Есть формы, которые кураторы заполняют вместе с благополучателями, выставляют баллы по разным пунктам. Таким образом команда центра ведет мониторинг ситуации в семье и оценивает результаты работы кураторов. 

– На вкладке сравнения параметров специалисты могут посмотреть, что именно изменилось за время сопровождения семьи командой центра.

Пока удалось автоматизировать только часть процессов, данные же приходится собирать и вносить вручную. Еще из сложностей – с таблицей не могут работать одновременно несколько человек. Поэтому главный вызов для команды на данный момент – расширение возможностей таблицы. В планах также добавление в базу новых показателей, чтобы мониторинг работы центра был более глубоким и точным. 

Подробнеепрезентация

Microsoft Access: база данных благополучателей программы наставничества 

Нина Воронцова, исполнительный директор МОО «Старшие Братья Старшие Сестры» рассказала в своем выступлении о базе данных благополучателей программы наставничества – о существующих возможностях и ограничениях. Организация поддерживает детей, которым требуется внимание, подбирает им индивидуального наставника и дает им шанс адаптироваться в обществе. Наставничество долгосрочное, пара «ребенок-наставник» создается минимум на год. Каждой паре организация ставит цели – что нужно сделать для адаптации ребенка. Чтобы мониторить динамику по каждой паре, с помощью сервиса Microsoft Access была создана база данных. 

Преимущества инструмента: : 

– База позволяет отслеживать историю взаимоотношений волонтеров и детей. 

– Программа также дает возможность автоматически считать разные показатели и собирать статистику для отчетов. 

– С помощью базы специалисты организации могут отследить изменения, которые происходят с конкретным ребенком. 

Однако, этого инструмента оказалось недостаточно для оценки воздействия и социального эффекта программы в целом. Чтобы обрабатывать общие результаты, организация решила использовать набор облачных сервисов Google Workspace (pанее G-Suite). Теперь волонтеры сами заполняют онлайн-опросники. Кураторы в свою очередь собирают обратную связь от детей и заносят полученные данные в таблицы. Специалист, отвечающий за оценку, обрабатывает результаты и делает выводы. Сотрудники организации считают, что использовать два разных сервиса не удобно. В будущем им хотелось бы создать единый инструмент мониторинга и оценки социальных результатов. 

Подробнее: презентация

Электронный закрытый специализированный реестр благополучателей 

Опыт создания электронного закрытого специализированного реестра благополучателей представила директор «Смоленского дома для мамы», Татьяна Степанова. Организация помогает мамам в кризисной ситуации сохранить ребенка в семье. 

Перед командой стояла задача – не просто работать с конкретными случаями, но и оценивать долгосрочные результаты. Раньше команда мониторила социальные результаты путем обращения куратора к семье, которая выпустилась из программы. Систематизировать полученные данные было сложно из-за того, что случаи очень разные. Количество благополучателей при этом росло. Все это привело к необходимости автоматизации и цифровизации мониторинга. 

Чтобы решить эти задачи, команда приступила к разработке электронного закрытого специализированного реестра благополучателей «Смоленского дома для мамы» (ЭРБ «СДДМ»). Пока реестр находится в стадии тестирования. 

Преимущества инструмента: 

– Реестр разрабатывается специально под организацию с учетом всех ее потребностей и запросов. 

– В реестре есть общая аналитическая часть, которая позволяет систематизировать собранные данные, делать выводы о результативности программы и выносить управленческие решения. 

– С помощью сервиса можно в автоматическом режиме формировать различные виды аналитической информации за определенный период. Отчеты скачиваются в виде документа Word, также можно конвертировать данные в Excel. 

– Вторая часть реестра – частные данные благополучателей, которые позволяют делать анализ по каждому конкретному случаю. Каждой семье в реестре ставится задача и заносятся все показатели, которые помогают эту задачу решить. Например, можно посмотреть число консультаций или тренингов, которые посетила семья. 

Подробнее: презентация

Googlе Таблицы: синхронизация по времени сбора данных разного уровня

Ольга Заводилкина, старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, специалист-эксперт БФ «Расправь крылья!», педагог-психолог ЦССВ «Вера.Надежда. Любовь» представила опыт синхронизации по времени сбора данных разного уровня с помощью Googlе Таблиц. Данный инструмент специалисты используют для анализа развития навыков и определение уровня самостоятельности воспитанников ЦССВ, имеющих тяжелые множественные нарушения развития. 

Преимущества инструмента: 

– База заполняется педагогами, специалистами, работающими с воспитанниками. Каждому ребенку заводится аналитический лист, в который встроена оценочная система. 

– По специальной формуле эксперты оценивают, как ребенок осваивает те или иные навыки, например, научился ли он пользоваться бытовыми приборами, и какой объем помощи требуется подопечному. 

– С помощью Googlе Таблиц специалисты решают разные задачи. Они синхронизируют по времени несколько процессов: внесение данных по оценке благополучателей, подсчет показателей социальных результатов и принятие управленческих решений. Сотрудникам важно, чтобы между этими действиями был минимальный временной промежуток. 

– Еще одно преимущество инструмента – возможность масштабировать систему, чтобы другие организации тоже могли воспользоваться инструментами оценки социальных результатов.

Данные по одному ребенку собираются в один файл со множеством показателей. Подопечных много и быстро оценить общие результаты, открывая каждый файл отдельно, невозможно. Поэтому команда организации создала также сводную таблицу, в которой собираются данные по всем детям. Так можно посмотреть общую динамику в числовых показателях или автоматически построить из собранных данных диаграмму. 

1С: учет социальных услуг НКО 

Александр Мошкин, председатель РООРДИ «Дорогою добра» Кировской области рассказал об учете социальных услуг НКО в 1С. Сначала команда организации собирала данные в бумажном виде, потом завела таблицу в Excel. Но количество благополучателей росло, объем информации становился все больше, и прежних инструментов не хватало. Тогда специалисты стали искать другие сервисы. Основные требования были такие: база должны быть была масштабируемой, данные можно вносить удаленно, программу можно дорабатывать и улучшать. Под эти критерии подошел сервис 1С. 

Преимущества инструмента: 

– В базе данных хранится информация о детях, родителях и волонтерах. Если открыть карточку ребенка-благополучателя, можно увидеть всю основную информацию (ФИО, наличие родственников, диагнозы, историю посещенных занятий и так далее). 

– Программа на основе внесенных данных автоматически заполняет поля в договорах с благополучателями. 

– В базе ведется учет услуг для детей. Например, какие были групповые занятия, кто их вел. Педагоги заполняют всю информацию самостоятельно, доступ к программе есть из браузера. 

– При необходимости данные можно убрать или объединить – сделать сводную таблицу. 

– Помимо универсальных шаблонов отчетов, организация может создать индивидуальные отчеты для разных грантодателей. Все данные выгружаются в кодированном виде, то есть сохраняется конфиденциальность персональной информации. 

В отчетах есть элементы мониторинга. Но сама оценка социальных результатов у организации пока гибридная. Сотрудники проводят анкетирование родителей с помощью Google Форм. Затем соединяют полученные данные с информацией из 1С и делают общие таблицы. Специалисты организации начали включать элементы мониторинга в саму программу – появилась функция постановки задач и выставление оценок выполненным задачам. Также база учитывает реалии конкретной организации. 

Сейчас сотрудники создают универсальную программу учета услуг для любых НКО, которая занимается предоставлением социальных услуг. Данный проект организация также разрабатывает при поддержке Фонда Тимченко. Конфигурация «Учет услуг НКО» будет работать на платформе 1С: Предприятие 8.3. Планируется, что в базе можно будет вести учет благополучателей, социальных услуг, труда работников, работы волонтеров. Также в программе будет аналитический блок с возможностью формирования некоторых отчетов в разрезе источников финансирования, проектов, подразделений. 

Онлайн-сервис ПИОН: планирование, измерение и оценка социальных результатов

В завершении семинара Александра Горячева, эксперт-координатор АНО Эволюция и Филантропия» представила онлайн-сервис ПИОН: планирование, измерение и оценка социальных результатов. Ресурс, который позволяет проектировать собственную систему изменения и оценки, а также изучать опыт других организаций – сервис включает библиотеки логических моделей, деревьев результатов практик, библиотеку социальных результатов и показателей, интегрированную с онлайн-базой инструментов сбора данных.

Преимущества инструмента: 

– Сервис позволяет разрабатывать собственные базовые основы мониторинга и оценки, используя при этом типовые модели, результаты и инструменты сбора данных. Нужно создать личный кабинет, внести данные организации, программы и создать цепочку социальных результатов и план мониторинга. 

– В базовые основы мониторинга и оценки можно внести элементы теории изменений, различные контексты, в рамках которых реализуется программа или практика. 

– Любые из форм, которые организация создает на сервисе, можно скачать. Если какие-то изменения нужно внести уже после создания формы, не обязательно для этого заходить на сервис. 

– Библиотека логических моделей позволяет изучить опыт коллег. Можно установить фильтры по определенному типу практики, целевым группам и социальным результатам. Например, если пользователя интересует логические модели практик, которые работают на определенный результат, программа выдаст именно эти модели. 

– Функционал Библиотеки социальных результатов позволяет изучать и выбирать типовые результаты. В ней также есть фильтры по типу практик и  перечни результатов. Например, пользователь выбирает результат – повышение уровня удовлетворения базовых потребностей. Библиотека предложит альтернативные варианты формулировки результата, которые используют другие организации. 

– К результатам и показателям в Библиотеке социальных результатов интегрирована база инструментов сбора данных. Пользователь переходит в базу «Слушай с пользой».

Подробнее: презентация

Главные выводы

Учет услуг и благополучателей — базовый минимум

Ольга Евдокимова, модератор встречи и исполнительный директор АНО «Эволюция и Филантропия», отметила, что учет услуг и благополучателей – это тот минимум , который должен быть в организации. Следующий шаг – учет изменений на уровне каждого конкретного благополучателя. На данном этапе специалистам что-то удается автоматизировать, некоторые данные приходится собирать и вносить в базы вручную. После этого надо переходить от индивидуального учета изменений, происходящий с благополучателями, к агрегированному анализу на уровне всей программы или проекта. Когда речь идет об эффективности НКО, предпочтительней, если есть данные, смотреть на то, что происходит у коллег по сектору. 

Все представленные технологии масштабируемы

Алексей Сидоренко, модератор семинара и руководитель Теплицы социальных технологий, отметил, что все технологии, которые представили эксперты масштабируемые, их могут использовать другие организации. Но есть и пространство для развития. Например, пока нет связки между системами учета и оценкой социальных результатов. Для сбора информации и опросов сотрудники НКО используют дополнительные более простые инструменты, такие как Google Формы. 

Важно не забывать про инструменты визауализации данных

«Также участники семинара не используют инструменты визуализации данных и дэшборды. И это тоже возможность для дальнейшего развития. Сотрудники НКО в будущем могут начинать свой день с «приборной доски», на которой будут обновлять показатели их социального эффекта в реальном времени, и сразу видеть, каких успехов, например, добились подопечные», – подвел итог Алексей Сидоренко.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий