Пандемия, онлайн, но не только: главные события 2020 года в некоммерческом секторе


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Традиционно за несколько дней до конца года мы подводим итоги, вспоминаем главные события, анализируем тренды и думаем о будущем. 2020 год, безусловно, отличался от всех предыдущих лет: пандемия COVID-19 сильно изменила не только третий сектор, но и весь мир. По просьбе «Филантропа» эксперты некоммерческого сектора начинают подводить итоги года с главных его событий. Впрочем, мнения почти не разделились: пандемия и вследствие этого онлайн-форматы работы — безусловно, главные события уходящего года.

Пандемия, государственная поддержка и онлайн

Александра Болдырева, исполнительный директор Ассоциации грантодающих организаций «Форум доноров» 

Год был, мягко говоря, необычным. Поэтому ряд важных событий происходили как ответ на ситуацию с распространением коронавируса, в их числе — государственная поддержка НКО. В этом блоке в качестве именно события следует отметить появление долгожданных налоговых вычетов для бизнеса, участвующего в благотворительности и поддерживающего НКО. Это маркер, который подтверждает серьёзные изменения в отношении государства к благотворительности и той роли, которую играют в её развитии бизнес и НКО. Сам факт того, что коммуникация при решении вопросов между всеми участниками в этом году стала качественно иной, на мой взгляд, является чрезвычайно важным.

Кроме того, я хотела отметить не только сами события, но и их отсутствие — в офлайне. Мы часто шутили, мол, если ездить на все мероприятия, которые считаешь важными и стоящими для посещения, на что-то ещё времени совсем не останется. Мы прожили почти целый год без командировок для участия в форумах и конференций. Конечно, с одной стороны, люди устали от бесконечного разговора с компьютером, но в то же время стало очевидным, что далеко не всегда нужно «оставлять углеродный след» своего участия и многое можно реализовать онлайн. Стало проще реализовывать международные проекты, приглашать спикеров, обмениваться опытом. Отсутствие физического перемещения компенсировалось общением цифровым. Это показало, насколько мы недооценивали эти возможности при планировании своей деятельности и программ.

Волонтёрство, поддержка, налоги: главные тренды года в некоммерческом секторе

Пандемия и законодательные инициативы

Вячеслав Бахмин, правозащитник, член Московской Хельсинкской группы

Главным событием, безусловно, является пандемия, которая сильно повлияла на деятельность НКО. Пандемия выявила как недостатки сектора, так и новые возможности.

Другим ключевым событием могу назвать активизацию беспокойной Госдумы. Последние её инициативы вызывают у меня серьёзное беспокойство. Речь идёт не только об ужесточении закона об иностранных агентах, но и о законе «О просвещении» (эта деятельность будет полностью контролироваться государством, по задумке авторов), «О массовых акциях» и многих других. Так или иначе, эти инициативы затронут третий сектор.

Пандемия и объединение

Владимир Берхин, президент благотворительного фонда «Предание»

Значимое событие в 2020 году для третьего сектора, да и для всех остальных, было, собственно, только одно: пандемия коронавируса, которая всё никак не кончится. Необходимость закрывать спешные потребности врачей и больниц, удалёнка, перестройка проектов на дистанционный формат, всеобщий стресс, усталость и так далее — всё это значимо и всё это повлияло так или иначе на всех.

Как пандемия повлияла на некоммерческий сектор во всем мире: выводы исследований

Пандемия и бизнес

Мария Баландина, управляющий директор фонда «Друзья»

Не считая кем-то однажды съеденной летучей мыши, на мой взгляд, самым значимым событием для индустрии благотворительности и социальных проектов в 2020 году стало изменение законопроекта в отношении пожертвований от бизнеса (закон о внесении изменений в Налоговый кодекс о послаблениях и льготах для юридических лиц-благотворителей). Это не только результат многолетних усилий, которые прикладывали НКО для того, чтобы стимулировать корпоративные пожертвования и создавать для них комфортную с правовой точки зрения среду. Это и индикатор того, что деятельность НКО стала гораздо масштабнее, прозрачнее и заметнее. С выходом из слепой зоны благотворительные организации оказали сильное и во многом позитивное влияние на всю социальную повестку — медиа, бизнеса, государства и общества. Подобные изменения являются итогом качественного сотрудничества многих людей и организаций, объединения и осознания ими себя мощной движущей силой.

Александра Бабкина, директор по социальным проектам Mail.ru Group

Первое событие – это, конечно, пандемия повлияла на все сферы жизни, на бизнес, на людей, и как следствие, на благотворительность. НКО, во многом, почувствовали снижение объема пожертвований в 2020 году.

Конечно, основное внимание и поддержка общества, государства были направлены на поддержку врачей, на людей, больных ковидом. При этом все остальные сферы были обделены вниманием, поэтому нам было важно сделать все, чтобы пожертвования получали направления, не связанные с борьбой с коронавирусом, но всем остальным.

Объемы пожертвований у нас в 2020 году значительно выросли, и они поступили как раз в адрес  самых сложных направлений – на помощь взрослым, на реализацию системных проектов 

Второе событие – выделение средств на закупку вакцины для детей со СМА (Спинальная мышечная атрофия), и предшествовавшая этому событию масштабная дискуссия. При этом хочу отметить, что помощь должны получать все люди с редкими заболеваниями. 

Третье – развитие технологий (в контексте благотворительности): стримы, использование технологий мэтчинга, развитие автоплатежей, адаптация программ НКО под новую реальность с использованием интернета. Организации, которые освоили технологии привлечения пожертвований задолго до пандемии, оказались более устойчивыми в условиях кризиса.

Четвертое – изменения формата поддержки со стороны бизнеса. Компании, которые не свернули свои социальные программы, стали помогать гораздо умнее, инфраструктурнее, с вовлечением сотрудников, клиентов. Таким образом, возникает синергия бизнесов и их клиентов и сотрудников, компенсируется провал пожертвований у НКО и удается решать важные социальные проблемы.

Пятое – новые возможности для образования сотрудников и руководителей НКО, поскольку все перешли в онлайн.

Обучение, вообще, стало трендом уходящего года, поскольку все перешли в онлайн и стараются разобраться в новой реальности.

Шестое – более активное обсуждение темы закрытых учреждений, в том числе  ПНИ и необходимой реформы, внедрения распределенной опеки. НКО стали еще активнее бороться за возможность сопровождаемого проживания для людей с особыми потребностями, за их человеческие и гражданские права.

Еще одна важная тема: в разгар пандемии на Добре Mail.ru мы запустили экологические инициативы на фоне роста производства и потребления одноразовых предметов (в первую очередь, масок и перчаток). Нам было очень важно начать диалог с нашей аудиторией о том, как можно уменьшать свой экологический след и следовать эко-привычкам, а также поддерживать системные природоохранные проекты. Пандемия однажды закончится, а другой планеты у нас не будет, поэтому сейчас это важно как никогда.  

Пандемия и кризис

Митя Алешковский, президент БФ «Нужна помощь»

Однозначно пандемия и, как следствие, объединение гражданского общества — главное событие года. Кризис, вызванный коронавирусной инфекцией, беспрецедентный по своему масштабу. Современная история России с подобным ещё не сталкивалась. Да, мы объединились на фоне этой проблемы, но не знаем, что делать, как выходить из кризиса.

Пандемия и её последствия

Елена Альшанская, президент БФ «Волонтёры в помощь детям-сиротам»

Пандемия и принятые меры карантина. Какое ещё событие стало значимым и повлияло на всех? Никакое. Всё остальное — лишь следствие. Реорганизация очной работы большинства НКО, мобилизация ресурсов. Потеря доступа к подопечным, живущим в государственных учреждениях, весной. Обострение бедности и рост числа обращений в фонды. Риски закрытия из-за недофинансирования и одновременно рост потребности в помощи НКО. Признание государством значимости участия сектора и одновременно явные попытки создать свой, управляемый аналог третьего сектора, государственный «третий сектор» (ОНФ, «Мы вместе»). Внесение и отзыв глобальных проектов изменения семейного кодекса.

«НКО и коронавирус: Остаться в живых». Исследование о последствиях пандемии коронавируса для НКО

Законодательные поправки, поддержка НКО и пандемия

Ольга Евдокимова, директор АНО «Эволюция и филантропия»

Законодательные поправки, которые уже приняты или обсуждаются Госдумой, — значимое событие года. С одной стороны, поправки,  которые произошли или произойдут в ближайшее время, можно сказать, благодаря пандемии, и должны сделать жизнь НКО более комфортной: освобождение пожертвований юридических лиц от уплаты налога, упрощение отчётности и документооборота для небольших некоммерческих организаций, решение вопроса о дистанционном заседании органов управлении, о безвозмездном пользовании имуществом и ряд других.

С другой стороны, происходит ужесточение закона об иностранных агентах, и последствия для сектора могут быть неблагоприятными.

Также очень ценно и значимо то, как отреагировали крупнейшие передовые грантодающие организации на финансовые проблемы, которые стали захлёстывать часть сектора в связи с пандемией. Фонд президентских грантов, фонд Потанина, фонд Тимченко, бизнес-компании обеспечили дополнительное и гибкое финансирование наиболее пострадавшим НКО. Ну и если пандемию можно назвать событием, то это событие, конечно, является тем, что оказало и ещё будет серьёзно оказывать влияние на то, как выстраивают свою деятельность многие НКО.

Пандемия и партнёрства

Татьяна Задирако, исполнительный директор БФ «Социальный навигатор»

Пандемия коронавируса. Это событие значимо для третьего сектора, для страны, для всего мира и для каждого из нас.

Повлияла пандемия на сектор следующим образом:

— появилось много денег в помощь больницам, регионам и гражданам. Так, не могу не сказать несколько слов о беспрецедентном грантовом конкурсе, вернее, серии конкурсов фонда Владимира Потанина и скорости, с которой сам господин Потанин и затем его фонд отреагировали на ситуацию;

— новые партнёрства стали залогом успешной реализации программ помощи в ситуации пандемии. Здесь не могу не сказать о фонде Тимченко, который создал коалицию НКО «Забота рядом» по тематике помощи пожилым людям. Да и наш проект помощи  медицинским учреждениям в регионах РФ, который фонд «Социальный навигатор» делал при финансовой поддержке компании «Мон’дэлис Русь», не стал бы столь успешным без партнёрства с фондом «Гражданский союз» или c Сибирским центром поддержки общественных инициатив;

— изменение формата работы НКО. Мы с вами говорили в прошлом году о цифровизации сектора как об одном из новых направлений. Так вот, в 2020 году гибридная работа НКО (сочетание формата онлайн- и офлайн-мероприятий) стала просто рутиной. Обучаться на ходу пришлось всем, для некоторых НКО это стало вызовом. Но не для всех. К концу 2020 года уже стало заметно, как много мероприятий проводят НКО в режиме онлайн;

— список СО НКО МЭР РФ, который даёт возможность бизнесу получить налоговые преференции при сотрудничестве с НКО, вошедшими с этот список. Это пока не очень используется бизнесом, но как только появятся прецеденты, это станет повсеместной практикой для компаний.

Пандемия и новые условия

Татьяна Тульчинская, директор БФ «Здесь и сейчас» 

Все основные события, произошедшие с нами в 2020-м, так или иначе связаны с пандемией. Радует, что многие НКО смогли оперативно сориентироваться в новых условиях, появились даже новые альянсы для сохранения проектов помощи. То, что в «мирное время» казалось невозможным, стало реальным. Надеюсь, эти новые форматы работы останутся с нами, что объединение возможно не только во время возникновения столь серьёзных угроз.

С началом пандемии все очень испугались сокращения объёма пожертвований, и многие организации действительно оказались на грани закрытия. Более того, обязательно будет ещё отложенный эффект, масштаб бедствия пока до конца непонятен. Но в то же время прошёл целый ряд грантовых конкурсов именно в поддержку устойчивого развития НКО, что многим помогло устоять. Это была очень важная помощь «в моменте»,  а что будет через год-два — посмотрим.

Изменилась ли структура пожертвований в кризис? Некоторые компании открыто начали говорить о своих финансовых проблемах и сокращении благотворительных бюджетов. Картина по частным жертвователям пока непонятна.

В последнее время мы продвигали идею, что даже маленькая сумма может быть полезна. Скорее всего, эти пожертвования по 50–100 рублей никуда не денутся, они почти ни для кого из доноров собственного бюджета не делают, а вот относительно крупных частных пожертвований пока выявить заметную тенденцию сложно.

Пандемия и рост сектора

Полина Филиппова, член управляющего совета БФ «КАФ» 

Пандемия. Она показала, что стремление помочь ближнему никуда не делось в нашем обществе. Рынок благотворительности не только не рухнул, но и увеличил объёмы пожертвований. Однако здесь есть плюсы и минусы. Минусы: благотворительная работа в значительной степени возвращается к раздаче гуманитарной помощи в качестве реакции в экстремальной ситуации. Мы, представители третьего сектора, долго пытались показать обществу, что благотворительность — это больше, чем раздача гуманитарной помощи. Благотворительность — это системная работа, а не ситуативное закрывание прорех в социальной сфере. В этом смысле пандемия заставила нас сделать шаг назад. Плюсов много, например активизация волонтёрской деятельности. Я вижу это на примерах конкретных организаций, с которыми сотрудничаю. Количество заявок на участие в благотворительной деятельности растёт, люди предлагают своё участие, и это касается не только гуманитарной помощи. Волонтёры предлагают свои услуги помощи пожилым, людям, оказавшимся в полной изоляции (в интернатах, к примеру). Растёт интерес людей и к образовательным проектам. Отчасти это связано с тем, что культурная и развлекательная жизнь замерла в период пандемии. Несколько региональных организаций сказали мне, что ожидают приток участников на мероприятия в период новогодних праздников. Есть ощущение, что местные сообщества, организации очень сильно активизировались и у людей есть запрос на участие в проектах, мероприятиях на местном уровне. В будущем из этих проектов могут вырасти серьёзные организации, с которыми, надеюсь, мы будем сотрудничать. Сектор очень быстро отреагировал на кризис, сумел перейти в онлайн-режим и начал успешно работать. Донорское сообщество также отреагировало адекватно нынешней ситуации, в том числе очень серьёзным финансированием. Пример тому — фонд Потанина.

Важно также помнить, что без инфраструктурных проектов кризис пережить будет сложнее. Если крупные организации как-то справляются, то маленькие могут просто не выжить. Инфраструктурная поддержка важна. Будем надеяться, что мы пройдём этот кризис без серьёзных потерь.

Пандемия и связанные с ней изменения

Елена Чернышкова, заместитель председателя совета Европейского университета в Санкт-Петербурге, член Объединённого совета Фонда президентских грантов РФ, директор Центра исследований филантропии и социальных программ бизнеса, ВШЭМ УРФУ 

Самое значимое событие — пандемия и связанные с ней изменения третьего сектора, как негативные (бедственное положение многих НКО и их благополучателей, изменение структуры помощи), так и позитивные (консолидация сектора, изменение структуры помощи, налоговые освобождения для корпораций и прочее).

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий