Возвращение к нормальной жизни? Каким будет 2021 год для НКО


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Чего ждать от будущего года в нашем секторе? Конечно, это сложный вопрос в современных условиях непредсказуемости, но мы всё же решили задать его нашим экспертам.

Что изменилось за 2020 год и чего ждать от будущего года в нашем секторе?

Митя Алешковский, глава БФ «Нужна помощь»:

«В будущем году ждём снижения пожертвований со стороны бизнеса, новых социальных проблем, вызванных последствиями пандемии. На этом фоне роль НКО будет расти всё больше и больше. Это не перекладывание проблем государства на некоммерческий сектор. Государство — это мы».

Александра Бабкина, директор по социальным проектам Mail.ru Group:

«К сожалению, экономический кризис будет усугубляться: доходы населения будут падать, благотворительные бюджеты компаний сокращаться. Всем нам необходимо продолжать поиски новых инструментов привлечения средств, искать новые способы коммуникации с бизнесом, с частными жертвователями, больше рассказывать о важности проектов. Важно, чтобы люди и компании продолжали помогать».

Волонтёрство, поддержка, налоги: главные тренды года в некоммерческом секторе

Вячеслав Бахмин, правозащитник, сопредседатель Московской Хельсинкской группы: 

«Мне кажется, что от 2021 года можно ожидать чего угодно. С другой стороны, 2020 год показал, что сектор достаточно устойчив, гибок, сумел приспособиться к новым обстоятельствам и сделал это успешнее государственных и даже некоторых коммерческих структур. Наверное, такая успешная адаптация связана с тем, что некоммерческие организации привыкли к вызовам, к различным кризисам, не боятся новых испытаний, могут выживать в «кислотных» условиях. Хотя не все организации смогут выжить в новом году. Однако в будущее нужно смотреть с надеждой и оптимизмом».

Алексей Сидоренко, руководитель «Теплицы социальных технологий»:

«Два главных события повлияют и на будущий год: это пандемия и ужесточение законодательства, в частности закона об иностранных агентах. Активность нижней палаты парламента вызывает определённое чувство тревоги.

С одной стороны, пандемия ускорила диджитализацию третьего сектора, с другой — сократился объём пожертвований. Но пожертвования, надо признать, сократились не у всех организаций. Многие НКО пересмотрели свои модели работы и стали собирать больше средств. Определённого консенсуса нет, так как те НКО, в адрес которых объём пожертвований вырос, не очень охотно рассказывают об этом.

Из всех вариантов наиболее интересным мне представляется сценарий возвращения к нормальной жизни. Диджитализация сектора, безусловно, не пройдёт бесследно, и часть организаций могут продолжить работу в онлайн-режиме. На мой взгляд, это будет довольно интересный процесс».

Владимир Берхин, президент благотворительного фонда «Предание»: 

«Главный итог года простой: мы все дико устали. Очень сильно. Нервы напряжены, конфликты тлеют, надежды на перемены к лучшему тают. Очень хочется какого-то глотка свежего воздуха, сигнала о том, что завтра станет легче.

Но мы знаем, что не станет. И остаётся как в книге Честертона — сжав зубы, упрямо повторять символ веры и биться с варварами. Слава богу, варваров хватит надолго».

Татьяна Задирако, исполнительный директор БФ «Социальный навигатор»:

«За этот год появились «новые богатые» в сфере НКО. Это те организации, которые успели (или были готовы к этому изначально) быстро переформатировать свои программы с фокусом на работу по борьбе с пандемией коронавируса. В этом как бы неприлично признаваться, но бюджеты у таких организаций намного выросли за 2020 год.

Цифровизация будет «нашим всем», как и гибридный формат работы НКО. Он стал очень удобным: не выходя из дома можно вполне себе успешно работать и даже показывать лучшие результаты.

Весь бизнес уходит постепенно от концепции корпоративной социальной ответственности (КСО) в сторону целей устойчивого развития (ЦУР), которые, по моему мнению, поглотят КСО со временем. НКО, которые работают с бизнесом, должны будут подготовиться к этому переходу — он требует новых подходов, тем более сложных программ.

И думаю, мы вернёмся к нормальной жизни (которая, впрочем, никогда не будет прежней). Чего я желаю нам всем от всей души».

Пандемия, онлайн, но не только: главные события 2020 года в некоммерческом секторе

Мария Баландина, управляющий директор фонда «Друзья»:

«Изменения за нынешний год станут предпосылками к формированию новой действительности для социальной индустрии и НКО. Уже сейчас мы видим, что многие фонды переменили свою позицию относительно взаимодействия с государством, пытаясь наладить — и некоторым успешно это удаётся — диалог с представителями власти. НКО осознАют важность этого процесса и сохранят тренд на выстраивание эффективных взаимодействий с теми, в чьих руках сосредоточено больше ресурсов для системной помощи в решении самых разных социальных проблем. Мы также видим, что уже сейчас в программы социальной поддержки активно вовлекаются всё больше представителей бизнеса, крупного, среднего и даже малого.

Культура помощи и осознанности становится новой общественной нормой, а потому и корпоративной ценностью.

В связи с формированием интереса бизнес-корпораций к развитию своих внутренних программ устойчивого развития и КСО многие НКО проявили себя в роли партнёра для бизнеса.

Они не только проявили устойчивость и готовность к мобилизации своих ресурсов в помощь своим подопечным, но и увидели новые возможности во взаимодействии с бизнес-структурами. Отозвались готовностью делиться своей экспертизой, становиться навигаторами и предлагать готовые инструменты и решения для развития социально-ориентированных проектов».

Ольга Евдокимова, директор АНО «Эволюция и филантропия»:

«Предполагаю, что государственное грантовое конкурсное финансирование НКО-сектора  может начать сокращаться, а стало быть, усилится конкуренция за ресурсы. Получать это финансирование смогут либо наиболее «раскрученные» НКО, либо наиболее эффективные. Одно не исключает другого. Частично государственное финансирование  может перейдет в другие негрантовые форматы.

Перевод всей деятельности НКО в цифровой формат оказал и окажет влияние на рабочие процессы. Возможно, мы пока не ощущаем в полной мере влияние цифровизации, но в ближайшем будущем ощутим. И как следствие, мы столкнёмся с нехваткой компетенций и ресурсов в этой области как на уровне сектора как такового, так и на уровне отдельных организаций.

Интерес к оценке социального эффекта будет продолжаться и развиваться, в том числе и потому, что НКО станут лучше воспринимать запрос внешней среды на доказанную эффективность».

Евгений Фонталин, управляющий партнёр проекта Philgood:

«Чего ждать в 2021-м? На мой взгляд, ещё более заметных фандрайзинговых диджитал-проектов, более персонализированной коммуникации со «своими» донорами, а также акцента на восстановлении внутренних рабочих процессов НКО для того, чтобы сделать свою работу более эффективной, а социальные изменения более масштабными».

Главные законодательные изменения для НКО в 2021 году

Полина Филиппова, член управляющего совета «КАФ Россия»:

«Сектор получил множество наработок, которые пригодятся и после окончания пандемии. Сектор изменится не с точки зрения целеполагания, а с точки зрения инструментов работы.

Цифровизация повысит эффективность некоммерческих организаций и с точки зрения кадровых вопросов, и с точки зрения присутствия в обществе. В этом смысле мы ничем не отличаемся от других секторов.

Хочется надеяться, что граждане ещё больше заметят роль НКО в их жизни и нас перестанут воспринимать как 1% экономики страны. Вклад некоммерческих организаций в жизни страны более заметный, и 2020 год это показал. НКО умеют рекрутировать волонтёров, привлекать ресурсы туда, где они нужны, и находить новые формы помощи. Влияние сектора на жизнь людей в 2021 году возрастёт».

Елена Чернышкова, заместитель председателя совета Европейского университета в Санкт-Петербурге, директор Центра исследований филантропии и социальных программ бизнеса, ВШЭМ УРФУ:

«И в России, и в мире:

1) Будет продолжать расти роль горизонтальных связей и уровень взаимопомощи в местных сообществах и между НКО.

2) Будет продолжать расти роль информации, новостей, исследований, экспертных мнений и данных.

3) Будет продолжать расти доля частных пожертвований на фоне институциональных пожертвований.

4) Будет продолжать расти уровень социального и экономического неравенства».

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий