Доказательная база: как оценка эффективности НКО влияет на финансовую устойчивость


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

«Почему мы должны поддержать именно вас?» — такой вопрос фандрайзеры довольно часто слышат от корпоративных и крупных частных доноров. Чтобы получить новые инструменты для общения с донорами, успешно участвовать в грантовых конкурсах, некоммерческие организации начинают развивать доказательный подход в социальной сфере, то есть систематически собирать и анализировать данные, чтобы доказать достижение социальных результатов для конкретных групп благополучаталей, подтвердить эффективность воздействия. И пусть таких примеров в России пока немного, на международном уровне это один из трендов развития НКО.

В 2020 году все больше крупных доноров и государственных ведомств заявили о своей заинтересованности в развитии доказательного подхода, поскольку видят в нем возможность повышения управленческой и проектной культуры в некоммерческом секторе и социальной сфере. АНО «Эволюция и Филантропия» изучила влияние доказательных практик на возможности НКО привлекать грантовые средства и делится своими наблюдениями в материале «Филантропа».

Диалог фандрайзеров и доноров

Развитие доказательного подхода в социальной сфере стало ответом на запрос государства и институциональных благотворителей, которым важно понимать эффективность социальных инвестиций.

Связь финансирования социальных проектов и оценки их результативности была четко обозначена еще в 2015 году, объявленном в донорском сообществе Годом оценки. Форум Доноров сформулировал официальную позицию по развитию культуры оценки в донорских организациях, отметив, что «оценка – это непрерывный процесс получения новых знаний о реализуемых программах и проектах и возможность для улучшения благотворительной деятельности». Важнейшим пунктом деятельности Форума Доноров стала интеграция оценки в деятельность фондов и грантодающих организаций. 

В то же время одна из главных проблем в общении доноров и НКО — отсутствие закрепившейся терминологии для обсуждения и подходов к измерению разных типов результатов и согласованных методик оценки.

Сами НКО и их потенциальные партнеры не всегда одинаково понимают ценность и значимость тех или иных изменений в жизни благополучателей. Например, нет единого понимания «социального эффекта» и различных видов результатов: непосредственные, социальные, отложенные, долгосрочные, а критерии оценки результатов и критерии оценки эффективности используются как синонимы. Поэтому приходится договариваться с донором о базовых понятиях и какие показатели при этом использовать. 

На онлайн-встрече «Взаимосвязь оценки и фандрайзинга», организованной ассоциацией «Все вместе» и агентством Lama Charity в августе 2020 года при поддержке АНО «Эволюция и Филантропия», участники говорили о том, что многие социальные проекты реализуются на долгосрочной основе. В этой связи при оценке результатов возникает понятие отсроченного эффекта, за который организация не может отчитаться. А доноры зачастую хотят увидеть именно социальный эффект. Еще в 2018 году Межотраслевое профессиональное объединение «Оценка программ в сфере детства» разработало Стандарт доказательности социальных практик в сфере детства. Этот документ позволяет описывать социальные практики с фокусом на доказательства достижения устойчивых социальных результатов. Чтобы Стандарт применялся в работе некоммерческих организаций, чтобы фонды интересовались темой оценки, нужна продолжительная и кропотливая работа с НКО. Такие задачи решает проект «Стандарт 2.0: комплексная поддержка СО НКО на пути повышения доказательности практик в сфере детства», реализуемый АНО «Эволюция и Филантропия» при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда Тимченко.

Как пандемия повлияла на некоммерческий сектор во всем мире: выводы исследований

Доказательные практики

Как подтверждают данные опросов Форума Доноров, интерес к теме оценки растет: 83% специалистов частных и корпоративных благотворительных фондов, а также компаний считают, что доноры стали больше интересоваться результатами работы НКО и предъявлять к ним более строгие требования. Однако прямая связь между уровнем требований результатов и предоставляемым бюджетом на проект прослеживается пока лишь в 13-15% грантовых конкурсов. Доказательный подход требует от организации наличие долгосрочной стратегии и больших ресурсов. Поэтому на сегодняшний день количество практик с доказанной эффективностью в социальной сфере пока незначительно. 

Тем временем создание реестров практик или организаций, доказавших свою эффективность, — международный тренд.

В России Реестр (банк) доказательных практик в сфере детства формирует Фонд Тимченко вместе с партнерами. Как отмечает руководитель программы «Семья и дети» Фонда Тимченко Эльвира Гарифулина, для практик, включаемых в реестр, это возможность получения финансирования и возможность «продавать» свой опыт и технологии. Для доноров же это удобный инструмент для принятия решений о финансовой поддержке социальной практики и фактор эффективности инвестиций в социальную сферу.

Государство тоже выступает в роли финансирующей стороны и обращает особое внимание на оценку результативности как федеральных программ и проектов, так и практик СО НКО, которые оно поддерживает. Ярким примером является Фонд президентских грантов. В 2020 году 5 тысяч социальных проектов получили финансовую поддержку в размере 11 млрд рублей. При подаче проектной заявки на конкурсы Фонда НКО предоставляет грантодателю предполагаемые результаты (разделяемые на качественные и количественные), а также свои способы измерения их достижения. Степень достижимости и измеримости результатов влияет на оценки экспертов. Как отмечает советник генерального директора Фонда президентских грантов Игорь Соболев, в Фонде действует относительно упрощенный подход, который благодаря сочетанию нескольких видов оценки позволяет эффективно обеспечить 100% охвата всех профинансированных проектов, а это от трех до более пяти тысяч грантов в год. Фонд президентских грантов в профессиональном сообществе признается авторитетом, который может поддержать доверие донора к организации. 

«Вложив один рубль, мы получили три рубля в виде созданных ценностей»: как компания ОМК провела оценку благотворительных проектов

Строгие требования к отчетности со стороны частных фондов

Как отличаются требования к формулированию результатов проектов в грантовых конкурсах частных, корпоративных фондов и компаний? АНО «Эволюция и Филантропия» провела небольшое исследование, проанализировав опыт проведения грантовых конкурсов в социальной сфере 18 фондов и компаний. 

Результаты исследования показали, что частные фонды от других типов доноров отличают стабильно высокие требования к качественным и количественным результатам проектов, способам их измерения и подтверждения. Частные фонды уделяют большое внимание рекомендациям для заявителей. Так, Фонд Тимченко и Фонд Потанина дают подсказки в самой форме заявки, создают обучающие материалы, проводят мероприятия, направленные на развитие компетенций сотрудников НКО в области оценки. Например, уже в положении Всероссийского конкурса «Семейный фарватер» Фонда Тимченко указаны ожидаемые результаты грантовой программы, достижение которых должно оцениваться и подтверждаться. От заявителя требуется идти по пути прозрачности, отчетности и доказательности: «В случае поддержки проекта победитель должен быть готов внедрять / развивать систему мониторинга и оценки проекта; предоставлять отчёты, показатели и результаты» и др.

Внимание к результатам со стороны бизнеса

В корпоративных фондах, как показали результаты исследования, уровень требований к заявителям грантовых конкурсов более неравномерный, чем в частных: есть как те доноры, которые не уточняют требования к уровню результатов, так и те, кто требует указать в заявке индикаторы для оценки.

Например, от заявителей и победителей грантового конкурса «С любовью к детям», проводимого фондом Amway «В ответе за будущее» в партнерстве с фондом «КАФ», требуется описать конкретные результаты реализации проекта (ожидаемые и достигнутые), а также показатели, которые используются для оценки успешности проекта, и описание процедур измерения результатов (план мониторинга проекта).

Отдельные корпоративные фонды используют редкую для российских доноров практику запросов экспертных подтверждений обоснованности результатов (в заявке или в отчете), а также связывают доказательность и долгосрочный результат проекта с бОльшим финансированием (в виде большей суммы гранта или в виде дополнительного финансирования после проведения оценки реализованного проекта).

Еще один тип доноров — компании, которые реализуют самостоятельно или через координирующую программу/организацию свой грантовый конкурс. Мероприятия и методические материалы компаний, как правило, адресованы тем НКО, которые действуют в регионах присутствия их бизнеса; рекомендации в части заполнения заявок сфокусированы на местной специфике. Отдельное внимание уделяется необходимости сбора обратной связи от благополучателей. Например, в грантовом конкурсе компании «СИБУР» при составлении отчетов необходим достигнутые результаты представлять в соответствии с утвержденными компанией критериями оценки эффективности (они являются внутренним приложением к регламенту конкурса и отражают акценты и приоритеты донора в конкретном городе в конкретный год).

Эксперты «Эволюции и Филантропии» отмечают, что в донорском грантодающем сообществе есть свои зоны развития.

Одна из важных точек роста — ясная и подробная документация грантового конкурса. У трети организаций из 18 проанализированных оказались подробные расшифровки и пояснения таких терминов и критериев, как «Эффективность предложенных решений», «Ожидаемые результаты» и др.

Точкой роста для доноров может стать также и публикация результатов поддержанных проектов. Значительная часть доноров уже собирает регулярные статистические и мониторинговые отчеты своих грантополучателей, но у многих фондов и компаний найти информацию или ссылки на результаты работы в рамках гранта очень сложно, публикуются только анонсы поддержанных проектов. 

Привлечь крупные пожертвования

Нужно ли делать оценку программ для фандрайзинговых целей? Как взаимосвязаны оценка эффективности программ и фандрайзинг? Социально ориентированные некоммерческие организации, уделяющие особое внимание доказательности практик в сфере детства, добиваются немалых результатов в привлечении ресурсов. 

По словам ментора по фандрайзингу Анастасии Ложкиной, оценка обеспечила фандрайзеров фонда «Арифметика добра» новыми инструментами для общения с корпоративными и крупными частными донорами. В 2018 году фонд провел внешнюю оценку образовательной программы «Шанс», задача которой — помочь ученикам 8-11 классов восполнить пробелы в знаниях по школьной программе и подготовиться к ЕГЭ и ГИА. 

Тренинг для подростков в рамках программы «Шанс» фонда «Арифметика добра» фото из архива пресс-службы

По итогам оценки была разработана и внедрена система показателей для измерения социального эффекта программы «Шанс», и теперь доноры постоянно получают информацию о своем влиянии на жизнь детей. Используя результаты оценки во взаимодействии с донорами, фандрайзеры приблизились к ситуации, когда практически на 100% их обращений доноры откликаются финансовой поддержкой. Также эти данные использовались для подготовки грантовых заявок, что помогло получить поддержку Фонда президентских грантов, а также международного грантового конкурса «Меценат Сервье» в объеме 130 тыс. евро.

Для Регионального православного центра защиты семьи, материнства и детства «Дом для мамы» (Смоленск) верификация практики в Реестре (банке) доказательных практик Фонда Тимченко стала решающим фактором в привлечении 600 тысяч рублей на программную деятельность от индивидуального предпринимателя, а система мониторинга и доказательная база позволили вдвое увеличить объем грантовой поддержки в 2020 году. 

Масштабировать работу фонда

Другим организациям проведенная оценка позволила увеличить масштабы деятельности.  Благотворительному фонду «Дорога к дому» (Череповец) опыт разработки и сонастройки систем мониторинга и оценки помогает демонстрировать обобщенные социальные результаты по разным направлениям работы и привлекать финансирование на продолжение работы. Например, так было с проектом «Дети Череповца. Путь к успеху», который направлен на выявление, поддержку и профориентацию одаренных и мотивированных школьников. 

«В 2018 г. весь первый поток выпускников проекта поступил на бюджетную форму обучения в ведущие вузы РФ / в вузы родного города. Увидев результаты, учредитель убедился в эффективности используемых методик выявления и поддержки одаренных детей и предложил расширить проект на всю Вологодскую область», — рассказывает руководитель направления по фандрайзингу и работе с добровольцами фонда «Дорога к дому» Мария Резниченко. 

Фонд не только получает финансирование от «Северстали», но и сам участвует в грантовых конкурсах. Накопленные сведения о достижении социальных результатов помогают сделать грантовые заявки убедительными. Так, проект «Здоровая семья для ребенка» трижды получал поддержку Фонда президентских грантов. 

В 2021 году фонд решил финансово простимулировать проекты НКО в сфере оценки и доказательного подхода: организациям, чьи практики прошли верификацию в Банке доказательных практик Фонда Тимченко, предложили получить финансирование вне конкурса. 

Мероприятие фонда «Дорога к дому», фото из архива пресс-службы

Благотворительный фонд «Расправь крылья» своим главным партнером видит государственные структуры — именно они могут обеспечить максимально стабильную реализацию социальных практик. Доказательность является одним из основных аргументов в диалоге с государственными структурами, поэтому фонд вкладывается в создание доказательной базы. В организации создана автоматизированная система мониторинга и оценки, которая позволяет отслеживать социальные результаты на индивидуальном и проектном уровнях.

Так, партнерский проект фонда и Центра содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» по сопровождаемому проживанию воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью «вырос» в Центр сопровождаемого проживания, который будет тиражирован на всю Москву.

Департамент труда и социальной защиты населения Москвы выступил в роли заказчика социальной услуги, которая реализуется в рамках практики.

«В 2021 г. на базе центра «Вера. Надежда. Любовь» официально откроется государственный Центр сопровождаемого проживания, который будет реализовать нашу практику уже в масштабах не одного центра содействия семейному воспитанию, а всей Москвы. Центр фактически уже работает – сейчас там живут около 50 подростков и молодых взрослых с тяжелыми нарушениями развития. Сотрудники фонда «Расправь крылья» участвуют в работе центра на договорной основе, как тренеры, супервизоры и методисты», — говорит специалист-эксперт фонда «Расправь крылья!» Ольга Заводилкина. 

Дальнейшее развитие системы оценки и доказательных практик — общая задача для доноров разных типов, НКО и экспертов. В основе фандрайзинга всегда лежит успешный диалог между НКО и донором. Чтобы он состоялся, нужно научиться разговаривать о социальных результатах на одном языке. Кроме того, в организациях должна развиваться культура оценки и должны выстраиваться зрелые процессы сбора и анализа необходимых данных. Пока что это область развития для большинства НКО и для доноров, которые, на сегодняшний день, как правило, не финансируют эти процессы. Тем временем, некоммерческие организации, которые внедряют оценку в практику своей деятельности, могут поделиться успешными кейсами в плане фандрайзинга. А это значит, что язык цифр, фактов и оценки никогда не бывает лишним.


Со сборником «Доказательства результативности социальных практик для привлечения доноров. Запросы доноров и инициативы фандрайзеров», подготовленном в рамках проекта «Стандарт 2.0: комплексная поддержка СО НКО на пути повышения доказательности практик в сфере детства», можно ознакомиться по ссылке.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий