Зачем некоммерческому сектору «Клабхаус»: главные вопросы о новой соцсети


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В последние дни социальная сеть Clubhouse («Клабхаус») стала одним из самых обсуждаемых событий в российском интернете, а само приложение — самым скачиваемым приложением в российском App Store. Активно в новой закрытой соцсети (она пока доступна лишь для пользователей iPhone) регистрируются не только бизнесмены, знаменитости, блогеры, но и руководители и сотрудники НКО. В материале «Филантропа» — главные вопросы о «Клабхаус» и ответы экспертов и организаторов первых площадок в соцсети.

Unsplash

Что такое «Клабхаус»?

Новая социальная сеть, в которой пользователи общаются только с помощью голосовых сообщений. Чтобы попасть на платформу, нужно получить приглашение (так называемый инвайт) от знакомых, которые уже получили доступ. Оказавшись внутри приложения, можно переходить по разным комнатам — послушать разговоры мировых знаменитостей или своих коллег.

Зачем НКО идут в «Клабхаус»

Елена Альшанская, президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»:

«Наверное, из любопытства. Вокруг этой социальной сети сейчас много шума».

Алексей Сидоренко, руководитель «Теплицы социальных технологий»:

«Причина простая: все побежали, и я побежал. Это глобальная маркетинговая история, которая раскручивается очень быстро. В соцсеть активно входят медийные персонажи, что является часть «элитистского» маркетинга. Это такой тактический ход для привлечения сначала элит, а затем всех остальные. За счет шумихи и активного спроса рождается ощущение дефицита».

Матвей Масальцев, начальник управления по развитию информационных технологий АВЦ, руководитель DOBRO.ru:

«Эта история трендовая, я, как многие другие, пришел туда из любопытства. Думаю, что на первых порах в «Клабхаус» будут присутствовать не случайные люди, а эксперты из разных сфер».

Почему всем так нравится это приложение? 

Елена Альшанская: «Во-первых, эффект новизны, во-вторых, достаточно простая модель коммуникации всех со всеми. «Клабхаус» работает по принципу радио, при этом ты не просто слушаешь, а участвуешь в дискуссии. Изначально каждый человек мог зайти в комнату и задать вопрос, например, топ-менеджеру крупной компании. Последние дни ситуация меняется на глазах, пришли люди, топ-блогеры, звезды, которых такая  демократия в общении  не устраивает, они слишком привыкли к элитаризму,  поэтому некоторые комнаты русскоязычного «Клабхауса» теперь больше похож на классическое радио, и состоят из говорящих голов и слушающего большинства. Но это совершенно скучно, подкастов и радио полно и вне этой социальной сети.

Идея «Клабхауса» состоит как раз в возможности любому принять участие в дискуссии, в развитии горизонтальных связей, это основная ценность этой социальной сети, которые некоторые вновь пришедшие не понимают и не принимают».

Алексей Сидоренко: «Я провел три встречи, и мне все понравилось. Для меня это чистой воды discovery experience, то есть опыт открытия. Неожиданно для себя встретил новых людей, поэтому не пониманию откуда взялся негатив вокруг новой соцсети. Да, это типичная социальная сеть, в которой живут все те же самые явления и алгоритмы, что и в остальных. Опять же, вы можете поделиться инвайтам в обмен на собственную сеть контактов. Таким образом «Клабхаус» имеет древовидную структуру, поскольку каждый посоветовал кого-то.

«Клабхаус» анализирует голосовые данные, но Фейсбук тоже практикует подобное. К сожалению, капитализм слежки – наша реальность, и его никто не отменял«».

В чем перспектива для сектора? 

Елена Альшанская: «В третьем секторе в основном отсутствует элитаризм, поэтому развитие горизонтальных связей — важная история для всех нас. Мы провели с коллегами несколько встреч в «Клабхаус». В дискуссии участвовали не только представители НКО, но и люди, которым интересна эта сфера. Плюс голосовая соцсеть значительно экономит время. Все-таки не нужно писать длинные посты, заходить в комментарии. Переписка — процесс медленный и затратный. В разговоре все те же вопросы и темы решаются и обсуждаются намного экономнее по времени. В «Клабхаусе» мы провели три встречи, знакомились, рассказывали про свои проекты, обсудили, какие темы важно было бы в таком дискуссионном формате обсудить. А еще провели небольшой разбор вроде питчинга, когда наш коллега вынес на общее обсуждение свой проект и задал свои вопросы, а мы все помогали ему найти варианты решения тех задач и проблем, которые перед ним стояли. Вышло неплохо, как мне кажется.

Понятно, что пока не весь сектор может себе позволить войти в эту сеть, поскольку доступ в «Клабхаус» ограничен эпловскими девайсами, далеко не у всех моих коллег по сектору они есть. У меня, кстати, тоже обычный китайфон, но я экспроприировала у дочки ее айпад» .

«Клабхаус» удобный формат для НКО? Как аналог вебинаров, например?

Матвей Масальцев: «Не уверен, что соцсеть заменит вебинары. В вебинаре больше инструментов: слайды, голосование и прочее. Вебинар все же предполагает ограниченное количество участников.

«Клабхаус» – это место, где встречаются участники и дискутируют на интересующие их темы. Это публичная дискуссия, некий микс интерактивного радио или подкаста с возможностью задавать вопросы».

Люди не перебивают друг друга? Как проходит общение?

Матвей Масальцев: «Какой-то хаотичности в «Клабхаус» я не заметил, поскольку огромного количества спикеров, говоривших одновременно, не было. По крайней мере, в НКОшных комнатах я не заметил. Особенность «Клабхаус» в том, что человек может высказаться, если он попал на сцену. Но да, при этом на сцене может быть несколько участников одновременно».

Алексей Сидоренко: «У нас такие маленькие комнатки, кто перебивать было некому. В комнате было 30 человек. В один момент казалось, что люди устали от дискуссии, их нужно было как-то подталкивать к обсуждению. «Клабхаус» удобен для небольшой группы людей, которым нужно быстренько что-то обсудить, минуя формат вебинара. Быстренько включились, 20-30 минут обсудили и вышли из комнаты».

На какие темы общаются в «Клабхаусе»?

Алексей Сидоренко: «Я создал комнату «Маленькие любители импэкта», куда пришли люди, не связанные с третьим сектором, и мы классно пообщались. Лично мне понравился опыт курилки, коридорной тусовки. В этом фишка «Клабхаус».

Отчасти соцсеть напоминает радио, и этот опыт мне тоже понравился. Чувствуешь себя диджеем, задаешь или принимаешь вопросы.

При этом не нужно напрягаться: вы открываете комнату, и тут же приходят люди, с которым можно просто поговорить в безопасном пространстве. Однако существует вероятность того, что «Клабхаус» в ближайшее существенно трансформируется. Вопрос: в какую сторону? Наверное, можно задаться вопросом, а чем отличается вебинар или веб-конференция от «Клабхаус»? Непринужденностью общения.

В какие комнаты стоит зайти сотрудникам НКО?

Алексей Сидоренко создал комнату «Маленькие любители импэкта». Ольга Журавская и Елена Альшанская уже провели и модерировали несколько встреч под условным названием «Подумайте об меня»: на этих встречах обсуждают как профессиональные вопросы, так и темы, интересные более широкой аудитории. В планах много самых разных дискуссий. Но наверняка в ближайшее время появится множество разных комнат.

Как получить инвайт? 

Алексей Сидоренко: «Инвайт получить несложно, сейчас их у меня семь, и они быстро расходятся по пользователям. Я уже упоминал, что структура «Клабхаус» — древовидная. Частота выдачи инвайтов должна расти по мере распространения популярности. Особенность соцсети состоит в том, что пользователь может зайти только через девайс от Apple»

Как в принципе попасть в социальную сеть Клубхаус?

Тут все очень просто — скачать приложение и зарегистрироваться в нем, найти человека, который пришлет приглашение (сейчас людей все больше, поэтому с приглашениями сложностей уже нет) и начать слушать, а при желании задавать вопросы и выступать.

Где про все это узнать подробнее? 

В среду 24 февраля центр Благосфера проведет медиаклуб «Clubhouse – тусовочка, игрушка или новый рабочий инструмент для НКО?». На главные вопросы о перспективах развития сети и основых правилах ответит Алексей Сидоренко, руководитель «Теплицы социальных технологий».

Регистрация: по ссылке 

1 comment

Add yours
  1. Назар

    Буквально пару дней назад у нал про Клабхаус. Мне кажется что есть большая вероятность того, что эту соц. сеть ждет тоже самое что и Перископ в свое время. Кстати узнал про Клабхаус из этой статьи https://biz-pravda.com/socz-set-klabhaus/ довольно интересный обзор получился.

Добавить комментарий