Что не так в отношениях НКО с донорами и как это исправить: выводы исследования


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Вышло новое исследование благотворительного фонда «КАФ», которое охватывает все стадии взаимодействия НКО и грантодателей (подача заявки, реализация проекта, отчет о результатах), фиксирует главные проблемы и предлагает возможные пути их решения.

Непонимание между грантодателями и грантополучателями существовало всегда. А в пандемию некоммерческим организациям стало работать еще сложнее — как это часто бывает, увеличение нагрузки на систему сразу же выявило все ее слабые места. Авторы исследования перевели эмоциональные кулуарные обсуждения в сухие (но весьма красноречивые при этом) цифры, анализ которых позволяет не только увидеть проблемы, но и оценить степень их распространенности. Ведь чем больше НКО сталкиваются с теми или иными трудностями, тем выше вероятность того, что это системная ошибка, а не пресловутый человеческий фактор, про который, конечно, тоже нельзя забывать.

Оценка работы донора

Несмотря на то, что грантополучатели в целом очень позитивно оценивают организацию работы со стороны доноров (лучше всего отзываются о сотрудничестве с Фондом президентских грантов, региональными ресурсным центрами и ФМС, а также частными фондами), отмечают профессионализм, открытость и внимательность их сотрудников, сложности у многих НКО начинаются еще на стадии подачи заявки и участия в конкурсе.

Трудности в работе с донором

Почти треть из 510 представителей НКО, принявших участие в исследовании «Конкурсы, отчеты, гранты: как улучшить отношения НКО и доноров?», отметили, что на заполнение формы заявки уходит очень много времени, почти четверть — что донор запрашивает слишком большой пакет документов.

Обязательное условие привлечь средства для софинансирования считают трудновыполнимым 46% участников исследования. И, наконец, больше половины (56%) опрошенных пожаловались на отсутствие обратной связи по результатам оценки, что, похоже, является одной из главных проблем в отношениях грантодатель-грантополучатель и, в свою очередь, порождает массу других — от вопросов к уровню экспертной оценки (действительно ли являются экспертами те, на чье мнение опираются при выборе победителя) до жалоб на несоблюдение сроков рассмотрения заявок и проведения конкурса.

После победы в конкурсе

Но победа в конкурсе и получение гранта — вовсе не финал для НКО, это начало. И не только собственно работы, но и борьбы за возможность выполнять ее на достойном уровне и оговоренных условиях. Треть опрошенных отметили, что уже после одобрения заявки им приходилось сталкиваться с урезанием бюджета проекта или/и сокращением зарплатной его части (при сохранении показателей KPI).

При этом для многих НКО самой важной частью расходов является зарплата людей, благодаря каждодневному труду которых меняется мир или жизнь конкретного человека. Гранты — это всегда деньги на какой-то проект и почти никогда на текущую деятельность организации, за него взявшейся. И с этим категорически не согласны 66% участников исследования.

Нежелание донора финансировать организационные расходы выглядит для сотрудников НКО особенно непонятным в том случае, если на администрирование гранта приходится тратить слишком много времени и сил (это происходит в 50% случаев).

Формальный подход, срочные запросы, необходимость заниматься пиаром грантодателя — все это приводит к тому, что ресурсы, которые могли бы быть потрачены на реализацию собственно проекта и реальные дела, уходят на бумажную работу.

Отчетность и НКО

Отчетность — отдельная головная боль всех НКО. 40% опрошенных сталкивались с тем, что для отчетности требуют слишком много документов, 26% — что требуют слишком часто, 16% — что слишком часто меняют требования. Больше трети респондентов признались, что вынуждены собирать для отчетности информацию, которая не нужна НКО, затрачивая на это дополнительные ресурсы. Каждый третий участник опроса отметил, что запрашиваемые донором показатели не всегда способны отразить реальные результаты работы.

Главные выводы

И все же выводы, к которым приходят авторы исследования, можно охарактеризовать как сдержано-оптимистические: непонимания между донорами и НКО в избытке, но так как главное, что объединяет грантодателей и грантополучателей — это желание помогать, значит, и для решения возникающих в процессе проблем нужно тоже объединиться.

Во-первых, необходимо наладить канал обратной связи

НКО должны понимать принципы отбора заявок и иметь возможность обсудить повестку конкурса до его объявления. 77% опрошенных авторами исследования, например, считают важным финансирование долгосрочных проектов; каждый второй полагает, что сроки реализации большинства объявляемых грантов слишком малы. Поэтому круглые столы, обмен опытом, обсуждение лучших кейсов и рациональная критика могли бы пойти на пользу обеим сторонам.

Во-вторых, стоит отказаться от формализма и проявить гибкость. 

В финансировании и формировании требований к показателям результативности проекта.

В-третьих, искать компромисс.

Всегда можно найти компромисс между желанием донора контролировать расходы и возможностью НКО тратить ресурсы на администрирование гранта.

Главное — доверие и уважение. 

И, наконец, самое главное, всем участникам сектора нужно постоянно работать над укреплением доверия и взаимного уважения между донорами и НКО, без чего невозможны по-настоящему партнерские отношения — даже при наличии общих целей и задач.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий