Спорт как инструмент для решения социальных задач


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Спорт — основа устойчивого развития общества. По крайней мере, так говорится в Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года. Что такое социальный спорт, как он меняет жизнь в регионах, формирует «позитивные комьюнити» и обеспечивает инклюзию — в материале «Филантропа»

Источник: unsplash.com

Спортивный интерес

В конце прошлого года правительство утвердило Стратегию развития физической культуры и спорта на период до 2030 года. В ней ценность здорового образа жизни признается «основой устойчивого развития общества», от которой напрямую зависит качество жизни населения. 

К 2030 году, согласно Стратегии, спортом и физкультурой в России регулярно будут заниматься более 70% от общего числа населения, включая дошкольников, пожилых, людей с особенностями развития и т.д. Сегодня, по данным Росстата, процент людей, тренирующихся на систематической основе, уже составляет 43%. Повысить этот процент предполагается за счет вовлечения в спортивные инициативы людей старшего возраста, а также представителей социально незащищенных слоев общества. 

Иными словами, сейчас в России спортом уже занимаются все, кто действительно этого хочет. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Фондом общественного мнения (ФОМ) в мае 2020 года: спорт оказался вторым по популярности увлечением россиян, после садоводства. Таким образом, задача, которую ставят перед собой спортивные чиновники, заключается в том, чтобы привлечь к занятиям спортом тех, кто вообще не увлечен физической культурой. И здесь им на помощь может прийти социальный спорт.

Любой спорт по определению имеет общественное измерение. Однако социальный спортивный проект отличается от исключительно спортивного наличием у проекта общественно значимой миссии, социальной декларации. К области социального спорта могут быть отнесены любые проекты, цель которых — инициирование позитивных изменений в жизни общества с помощью спорта.

В 2020 году Благотворительный фонд Владимира Потанина совместно с центром социального проектирования «Платформа» провели первое в России масштабное исследование феномена социального спорта. Его результаты показывают, что для подавляющего большинства россиян спорт – это в первую очередь здоровье и хорошее настроение (так ответили 70% опрошенных), удовольствие (этот ответ выбрали 62% респондентов), радость от достижения цели (52%). В то же время с соревнованием, борьбой за победу спорт ассоциируют меньше трети опрошенных (28%). 

 

Занятия горными лыжами в проекте «Лига мечты». Источник: www.facebook.com/dreamski.ru

Схожие ценности провозглашают и лидеры социально-спортивных проектов. На первый план здесь выходят не состязание и воля к победе, а дружеское общение, взаимопомощь, преодоление самых разных форм социальной депривации. Социальный спорт «человечнее»: возможно, в этом его главный секрет.

Для социальных проектов в области спорта сами по себе спортивные достижения самоцелью не являются. Спорт используется в таких проектах как средство для решения тех или иных социальных задач. Миссия спортивных общественных инициатив порой может быть облечена основателями объединений в форму своего рода программного заявления, манифеста, в котором четко обозначается, ради чего и для кого был создан и работает проект. 

Наиболее часто целевой аудиторией социально-спортивных проектов становятся либо люди с особенностями физического или ментального развития, либо люди, принадлежащие к социально незащищенным слоям общества. 

«Вирус» спорта

К первой категории относятся, например, «Лига мечты» Сергея и Натальи Белоголовцевых. Проект специализируется на реабилитации и социализации детей и подростков с инвалидностью. Или «Марафон в темноте» Юлии Толкачевой и Анастасии Плетминцевой, в рамках которого незрячие и слабовидящие спортсмены открывают для себя бег с помощью зрячих бегунов-партнеров. 

Подобные инициативы существуют не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах – например, проект «Нет недосягаемых высот» по социальной адаптации людей с инвалидностью был разработан под эгидой Федерации скалолазания Нижегородской области. 

Зачастую инклюзивная составляющая дополняет какие-либо иные социальные мотивации основателей проектов. В частности, Игорь Колесов из фонда «Лидер», который развивает дворовые виды спорта, рассказывает: «Мы хотим привнести в дворовый спорт лучшие практики, в том числе возможности для инклюзии. Цель не в том, чтобы просто играть, а в том, чтобы через спорт запустить цепочку позитивных социальных эффектов»

Спорт способен сближать и объединять людей, несмотря на их различия. Именно поэтому спорт прекрасно работает в целях укрепления толерантности и добрососедских отношений. 

Возможности спорта для адаптации мигрантов и снижения ксенофобии используют активисты Центра развития межнационального сотрудничества. 20 лет назад Ашот Айрапетян и его коллеги решил организовать футбольный турнир для представителей разных национальных групп. Выяснилось, что такие соревнования не только не провоцируют разногласия, но, напротив, дают возможность людям, принадлежащим к разным этносам и разным культурам, подружиться. Сегодня центр проводит и соревнования для взрослых, и детские турниры. Кроме того, в Екатеринбурге прошел матч «Национальные лидеры и местная полиция». «Я лично играл за национальных лидеров, – вспоминает Айрапетян. – Мы позорно проиграли, но важен был сам процесс».

Спорт позволяет формировать так называемые «позитивные комьюнити» —то есть сообщества людей, объединенных некой общей страстью, увлеченных, «горящих» — в противовес «деструктивным», объединенным вокруг негативных социальных практик употребления алкоголя или наркотиков.

Пример такого проекта – общественное движение Offbeats, занятое преображением неблагополучных городских районов через уличный спорт. По словам лидера движения Валентина Работенко, нередко самые опасные районы города в итоге превращались в площадки проведения спортивных фестивалей «Очень часто в тусовке “под мостом” находились отдельные люди, уже занимающиеся паркуром, брейкдансом, – рассказывает Работенко. – Они и заносили “вирус” спорта на неблагополучные территории, и изменения становились необратимыми».

Слов нет, а миссия есть 

Говоря о том, каким бывает социальный спорт, необходимо иметь в виду, что социальная составляющая спортивного проекта может оставаться недосказанной или не высказанной вовсе. Однако тот факт, что основатели проекта не сформулировали социальную декларацию, вовсе не означает, что общественно значимой составляющей у проекта нет. 

Спортивная школа GirlPower Football School Источник фото: www.facebook.com/girlpowerfc

К примеру, Юлия Енькова, представляющая платформу коммуникации для девушек, занимающихся единоборствами Fight and Roll Girls, так объясняет причину появления объединения: «У нас, в бразильском джиу-джитсу, очень мало девочек. И, допустим, я приезжаю на соревнования, и у меня может не оказаться категории: то есть я хочу побороться за медали, за призы, а соревноваться мне не с кем. Поэтому мы с девчонками из других команд создали женское объединение любительниц джиу-джитсу. Уже потом мы начали рассказывать о наших девочках, агитировать идти на соревнования» 

Так вполне понятное желание найти себе партнера на турнире привело к появлению одного из крупнейших в России сообществ девушек, занимающихся единоборствами, которое одним только фактом своего существования в публичном пространстве создает прецедент противостояния стереотипному разделению видов спорта на сугубо мужские или женские.

Человечный бизнес

Социальная миссия может реализовываться не только в некоммерческих или государственных объединениях, но и в рамках бизнес-проектов. Таков, например, кейс создания школы футбола для девочек и женщин GirlPower.

Проект начался более восьми лет назад с открытия небольшой футбольной секции для мальчиков #tagsport. Еще через два года по просьбам мам в #tagsport появилась женская футбольная школа. 

«Я понял, что в России нет места, куда бы девочка восьми лет и старше могла прийти и научиться играть в футбол, – объясняет Владимир Долгий-Раппопорт, основатель #tagsport. – И пять лет назад мы сделали такое место – GirlPower. И сейчас это крупнейшая в России женская школа футбола» 

Спорт и общество. Открытый разговор

Социальные спортивные проекты, существующие сегодня в России, очень разные – с точки зрения целей, истории, формы собственности, размеров организации и т.д. Возможно, проэкты эти даже настолько разные, что записывать их в одну и ту же категорию чересчур безосновательно и смело. Исследование Фонда Потанина и «Платформы» среди главных проблем общественных инициатив в сфере спорта называет разрозненность социально-спортивных проектов в целом: основатели редко общаются между собой, и часто не слишком стремятся объединяться, видя друг в друге конкурентов. 

Кроме того, ни самим лидерам, ни бизнесу, ни государству, ни СМИ, кажется, пока не удалось найти единого языка, на котором мы смогли бы говорить о социальном спорте. Такого языка, который был бы понятен не только основателям проектов, чиновникам, НКО и журналистам, но и людям, для которых социальный спорт, собственно, и существует.

Поиску этого языка, а также другим актуальным проблемам сферы социального спорта, будет посвящена онлайн-конференция «Спорт и общество. Открытый разговор», которую проведет Фонд Потанина при поддержке Министерства спорта РФ 6-7 апреля. Зарегистрироваться на мероприятие можно здесь (участие в конференции бесплатное). 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий