«Без заповедников завтрашний день немыслим»: руководитель экоцентра «Заповедники» о традициях, экотуризме и онлайне


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

«Мы до сих пор показываем и доказываем, что заповедники и парки, занимающие более 13% территории РФ — это уникальная ценность, без которой завтрашний день страны немыслим», — говорит руководитель Эколого-просветительский центра «Заповедники» Наталья Данилина. В апреле этого года центру исполнилось 25 лет. Наталья Данилина рассказала  «Филантропу» об экопросвещении в 21 веке и о том, чего добился центр за четверть века. 

Наталья Данилина, фото — Facebook экоцентра «Заповедники»

Закон об особо охраняемых природных территориях был принят в России 26 лет назад — в марте 1995 года. А год спустя, в 1996-м, ЭкоЦентр «Заповедники» начал свою работу по формированию общественной поддержки особо охраняемых территорий и развитию экологического просвещения. Несмотря на то, что и заповедники, и заповедное дело существовали в России достаточно давно, экологическое просвещение всегда было уделом немногих активистов, увлеченных ученых, популяризаторов. А вот системной работы по этому направлению не велось — просто потому, что такие задачи не ставились. Но как только экологическое просвещение оказалось «в законе», пришло время действовать.

Наталья Данилина на форуме «Первозданная Россия»

О работе, опыте и образовании

— Мы фактически начали с нуля, — вспоминает руководитель ЭкоЦентра Наталья Данилина, — у нас не было ничего: ни специалистов, ни методик. Мы изучали зарубежный опыт, изучали отечественный, тот, который существовал в нашей стране, в нашей системе образования, очень плотно работали с Институтом повышения квалификации учителей. И в итоге разработали программу подготовки специалистов по экологическому просвещению и начали систематически проводить обучающие семинары. По сути, мы готовили тренеров, которые потом могли бы сами обучать других и создавать просветительские программы, рассчитанные на разную аудиторию — школьники, семьи, туристы.

За пять лет через эти курсы ЭкоЦентра прошло столько специалистов, что в каждом национальном парке, в каждом заповеднике оказалось хотя бы по одному подготовленному человеку. Более того, по инициативе «Заповедников», на государственном уровне была официально утверждена специальность «Экологическое просвещение на ООПТ», а в тарифных сетках были предусмотрены должности для таких специалистов. 

— Признаться, мы одно время думали, — рассказывает Наталья Данилина, – что вот сейчас мы это все сделаем: разработаем методику обучения, создадим учебный центр, подготовим концепцию развития экопросвещения — и все, это дело подхватит государство, а мы будем заниматься чем-то другим.

Но нет, в полной мере этого не произошло, и мы до сих пор показываем и доказываем, что заповедники и парки, занимающие более 13% территории РФ — это уникальная ценность, без которой завтрашний день страны немыслим.

Продолжая готовить специалистов по экологическому просвещению, ЭкоЦентр разработал также пакет программ и стал проводить обучающие семинары для руководителей ООПТ, особое внимание уделяя взаимодействию заповедника с местным населением. Понятно, что когда создается заповедник или национальный парк, у людей, живущих на его территории или вокруг, возникают какие-то ограничения природопользования, это неизбежно. И значит, ограничения эти должны быть чем-то компенсированы, местные жители должны что-то получить взамен, чтобы не чувствовать себя ущемленными, а наоборот видеть преимущества своего соседства с ООПТ. 

— Одна из предложенных нами моделей работы с местным населением предусматривает развитие туризма, — объясняет Данилина. — Люди должны включаться в обслуживание турпотока: гостевые дома для проживания, изделия народных промыслов в качестве сувениров, питание для гостей. Вот у нас забавный случай был в Псковской области, в Полистовском заповеднике. Пригласили мы местную бабушку, спросили, получится ли у нее покормить участников нашего семинара. Она очень воодушевилась и говорит: «Конечно! Я сделаю им мясо по-французски!» Нет-нет, говорим, не надо по-французски, сделайте что-нибудь свое, сделайте что-то местное, с грибочками, с клюквой, сделайте рыбник, вот тогда наши гости будут счастливы. Да, это в какой-то степени и способ сохранения традиций тоже: жители часто утрачивают навыки работы с какими-то материалами, забывают рецепты.

Но если мы поможем им вспомнить, вытащим из них эти знания, то мы и культурное наследие сумеем сохранить, а параллельно создадим оригинальный и привлекательный туристический продукт. 

О движении волонтёров

Естественно, изучая зарубежный опыт при подготовке программ развития охраняемых территорий, специалисты ЭкоЦентра не могли пройти мимо темы волонтерства. Волонтеры — серьезное подспорье для заграничных парков, но в России далеко не сразу удалось наладить взаимодействие между теми, кто хочет помогать, и теми, кто нуждается в помощи. Первый волонтерский лагерь был организован в 2001 году, но только шесть лет спустя появились парки и заповедники, готовые самостоятельно принимать волонтеров и умеющие с ними работать.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

– Было очень непросто сделать так, чтобы результатом работы остались довольны и полные энтузиазма волонтеры, которые приезжают с горящими глазами, и заповедники, которым нужен результат, — говорит Наталья. — Но у нас получилось, и уже в 2011 году волонтерство официально стало частью концепции развития ООПТ, утвержденной тогдашним правительством. Система заработала: волонтеры востребованы, волонтеры едут. Ну а мы переключились на новое направление, очень интересное и перспективное — разработку программ для корпоративного волонтерства.

Действительно, в последнее время в бизнес-сообществе отчетливо сформировался запрос на экопросвещение и экововлечение — например, провести корпоратив не в формате привычного застолья, а поучаствовать всем коллективом в большом и добром деле. И тут важен не столько тим-билдинг сам по себе, сколько просветительский момент — людям должно быть интересно, люди должны видеть результат, люди должны понимать, что могут сделать мир (по крайней мере, малую его часть) лучше. Именно поэтому многие участники программ корпоративного волонтерства впоследствии становятся друзьями и заповедников, и парков, и ЭкоЦентра.

В 2021 году должен пройти уже восьмой по счету слет «Друзей заповедных островов» — движения, созданного ЭкоЦентром для объединения детских и юношеских команд, занимающихся экопроектами. Задача проекта — наладить обмен опытом между юными друзьями парков, между их наставниками, а, кроме того, показать представителям заповедников, что могут сделать неравнодушные дети и взрослые на благо природы. Несмотря на то, что слет (если, конечно, позволит эпидобстановка) пройдет «вживую», некоторые его мероприятия переедут в онлайн – такой формат общения поможет собрать гораздо больше участников, благо пользоваться современными коммуникационными инструментами за год «удаленки» научились все.

— Да, конечно, мы очень устали от этих бесконечных zoom-конференций и онлайн-семинаров, — рассказывает Наталья Данилина, — но в то же время я могу сказать, что за этот период мы очень многому научились , многое для себя открыли. 

Об итогах за 25 лет, планах и онлайне

Сейчас, подведя итоги двадцатипятилетнего существования «Заповедников», мы определили главные направления будущей работы. Первое и, наверно, самое главное — это созданный два года назад благотворительный просветительский фонд «Заповедное посольство». В «Заповедном посольстве» сразу несколько программ. «Заповедные люди» — это помощь сотрудникам ООПТ, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Многие, наверное, слышали историю инспектора с Байкала, которого задержанные им браконьеры обвинили в нападении, сделав фигурантом уголовного дела. Через «Кассу взаимопомощи», одного из проектов этой программы, мы собрали средства и наняли для него адвоката. Программа «Мы соседи по планете» — это защита редких видов через формирование в обществе понимания их ценности. «Здоровые парки и здоровые люди» помогает создавать на базе охраняемых территорий рекреационные зоны для восстановления и укрепления здоровья, в чем мы все сейчас особенно нуждаемся. 

Второе направление, которое мы планируем развивать и в будущем, это наша работа с корпоративным волонтерством. В компаниях работает много ответственных людей, которые хотят внести свой вклад в сохранение природы, им нужно помочь это делать.  Создавать программы помощи заповедным территориям, просвещать, объяснять, показывать, как можно действовать. Тем более, что многие работники бизнес-компаний реально хотят этому учиться!

Третье перспективное направление «Заповедников» — это экотуризм: экотропы, познавательные туры, визит-центры.

«Выросший из-за закрытых границ интерес к внутреннему рынку достопримечательностей моментально выявил все самые слабые места нашей туристической инфраструктуры, а порой и полное ее отсутствие, — комментирует Данилина. — Многие парки и заповедники оказались просто не готовы к наплыву туристов. Но хорошо, что мы увидели, сколько еще всего надо сделать, хорошо, что даже наши самые скептически настроенные к экотуризму коллеги поняли, что заниматься им необходимо. Наш первый проект по стратегии развития экотуризма в заповеднике мы сделали в 1998 году, за последующие годы мы выполнили 25 заказов на проекты, связанные с развитием туризма. А сейчас мы работаем над пятью проектами одновременно, что означает: увеличился спрос и он будет только расти». 

Еще одна тема, которой планирует активно заниматься ЭкоЦентр — развитие онлайн-взаимодействия. «Благодаря тому, что все мы вынуждено оказались лишены привычного общения, пришлось искать новые форматы, — рассказывает Наталья. — И мы их нашли, за что огромное спасибо моей креативной и неутомимой команде. Мы проводили вебинары и читали онлайн-курсы, мы организовывали по видеосвязи корпоративные мероприятия для бизнеса и выходили в прямой эфир с образовательной викториной. Мы даже смогли помочь людям полностью разработать свой новый туристический продукт — исключительно на базе виртуального общения. В конце концов, мы поняли, что, перейдя в онлайн, можем значительно расширить нашу аудиторию и повысить эффективность работы. Сегодня мы предлагаем потребителю возможность выбрать онлайн какой-нибудь из наших туров, записаться на семинар, заказать сувениры местных мастеров или просто сделать пожертвование. И мы будем и дальше работать над своим присутствием в интернете — это лучший способ стать ближе каждому неравнодушному человеку и до каждого донести наш девиз: «Сохраняем будущее вместе!»

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий