Комьюнити на века: 5 правил построения сообщества от еврейских организаций 


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Пандемия COVID-19 показала, как сложно справиться с трудностями в одиночестве, как важна поддержка надёжных близких людей. По всему миру люди объединялись, помогали друг другу. Но что сделать, чтобы такие комьюнити существовали долго и развивались, а не возникали спонтанно время от времени, от беды к беде? Можно посмотреть на опыт построения сообществ еврейскими организациями. Да, взаимопомощь необходима, но этого недостаточно — нужны общие интересы, свободные площадки для дискуссий и возможности для развития каждого члена сообщества.  И всё это — не только в период кризисов, но и задолго до них, в «мирное время».

О том, какие приёмы и идеи можно позаимствовать у национальных общин для построения других сообществ — волонтёрских, предпринимательских или соседских — в совместном проекте «Филантропа» и фонда «Генезис»

Справка

Благотворительный фонд Genesis Philanthropy Group / фонд «Генезис» создан в 2007 году группой бизнесменов еврейского происхождения — Михаилом Фридманом, Германом Ханом, Петром Авеном и Александром Кнастером — для развития и укрепления еврейской самоидентификации русскоязычных евреев во всём мире.

Основные усилия фонда направлены на работу в странах бывшего СССР, Израиле, Северной Америке, а также в Германии и Великобритании. В регионах деятельности фонда в общей сложности проживают около трёх миллионов русскоязычных евреев. 

Основными направлениями грантовой деятельности фонда «Генезис» являются детские и семейные еврейские лагеря, высшее образование и академические программы, образовательные поездки для молодёжи, а также поддержка еврейских неформальных сообществ и общин. 

 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

1. Сформулировать общие цели и интересы

В основе любого сообщества лежат общие интересы и цели. Еврейская община неоднородна — существует много фондов, благотворительных организаций, международных доноров, религиозных общин. У всех собственные приоритеты и подходы, они действуют самостоятельно и независимо друг от друга. При этом все они сходятся в одном: главная цель их работы — возрождение и поддержание еврейского сообщества, формирование чувства сопричастности к еврейскому народу. 

То, что сообщество развивается силами разных игроков, позволяет охватить все целевые аудитории — каждый человек может найти что-то именно для себя, оставаясь при этом частью большого комьюнити с тысячелетней историей.

Если взять для примера аудиторию по возрастам, то для самых маленьких есть программа «Пижамная библиотечка»: детям дарят детские книги на иврите, английском, испанском, украинском и русском языках. Ежегодно книги получают 600 тысяч детей в 30 странах мира. 

«Хорошая книга и добрый поступок остаются в памяти надолго»

Школьники и подростки могут проехать в детский лагерь — их на территории бывшего СССР ежегодно проводится несколько десятков. Есть выездные программы для всей семьи. Для молодёжи существуют программа «Таглит» (десятидневная поездка в Израиль для людей 18–32 лет, имеющих еврейские корни), студенческая организация «Гилель», молодёжное еврейское сообщество Moishe House, образовательные фестивали «Лимуд», а также большое количество социальных и волонтёрских проектов, многие из которых поддерживает фонд «Генезис». 

«Для нас очень важна преемственность проектов. Как пример: ребёнок, который в три года познакомился с еврейскими сказками в «Пижамной библиотечке», в школьные годы найдёт друзей и интересные занятия в летнем еврейском лагере или подростковом клубе своего города, сможет играть и побеждать в интеллектуальных играх проекта Jerudaiсa. В студенчестве для него будут открыты двери восьми российских «Гилелей». Дальше он сможет заниматься волонтёрством, социальным предпринимательством или вести самостоятельный проект. Нам важно, чтобы новое поколение еврейской молодёжи имело все возможности для самореализации и самоидентификации в общине», — говорит Натали Шнайдерман, директор по грантовой деятельности фонда «Генезис».

2. Помогать и поддерживать членов сообщества 

Сильное сообщество невозможно без взаимопомощи. В еврейской культуре есть два ключевых понятия, цдака и тиккун олам. 

«Цдака» дословно переводится как «справедливость». Цдака — это пожертвование, но не обязательно материальное или денежное, можно дать человеку, например, работу.  Еврейский философ и богослов Маймонид обозначил восемь ступеней цдаки. Выше всего ценится непрозрачная, анонимная и безадресная помощь, когда дающий и принимающий не знают друг друга. Поэтому еврейская община играет важную роль, соединяя тех, кто вносит цдаку, и тех, кому нужна помощь. Во время пандемии COVID-19 сообщество организовало сбор для нуждающихся (продукты, вещи, деньги, средства индивидуальной защиты и так далее). 

«Еврейская община — далеко не такое закрытое сообщество, как может показаться»

Тиккун олам (tikkun olam — «улучшение мира») — это идея о том, что евреи несут ответственность не только за своё собственное моральное, духовное и материальное благополучие, но и за благополучие общества в целом. Такое созидательное жизненное кредо изначально формируется внутри общины, но может быть применено и значительно шире. 

В том числе поэтому у всех еврейских организаций есть социальные и волонтёрские проекты, которые помогают членам общины. Так, одна из крупнейших волонтёрских организации на территории бывшего СССР — Volunteer Community, которую поддерживают фонды «Генезис» и «Джойнт». У Volunteer Community 57 волонтёрских центров в 7 странах, в том числе более чем в 30 городах России, в организации около 6000 активных волонтёров, за время работы они провели свыше 1000 благотворительных акций. 

В 2020 году помощь в первую очередь нужна была самым уязвимым — пожилым и людям из группы риска, которые оказались заперты в изоляции в своих домах. Волонтёры доставляли им еду, особые субботние трапезы, чтобы они могли встретить Шабат. Молодежь помогала старикам научиться пользоваться компьютером и zoom, чтобы они могли продолжить общение онлайн, потому что общение не менее важно для людей, чем лекарства и еда.

3. Создать площадки для общения 

Евреев часто называют «люди книги», имея в виду Тору и Талмуд. Но сами евреи в шутку называют себя «люди споров». В еврейской традиции принято всё подвергать сомнению, осмысливать, обдумывать, иметь своё мнение и видение. Поэтому очень важны площадки, где люди могут встретиться, обсудить интересные им темы, рассмотреть их под разными углами, поспорить. 

Одна из таких площадок — конференция «Лимуд». Она появилась в конце 1970-х как волонтёрское движение, когда 40 человек собрались вместе в Ноттингеме (Великобритания), чтобы провести время в кругу единомышленников, поделиться друг с другом знаниями и опытом. Из небольшого фестиваля «Лимуд» превратился в главное событие года для еврейского сообщества. Сейчас это глобальная конференция, которая проходит в городах 40 стран мира. Все «Лимуды» полностью независимы — сами определяют программу и решают, когда, как и где будет проходить конференция.

В России «Лимуды» проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и один раз в Биробиджане. Организаторы подчёркивают, что для участия в конференции социальный статус и наличие еврейского образования не имеют значения. 

«В программу входят 230 различных мероприятий для взрослых и 70 для детей. Главный критерий отбора выступающих — уместна и интересна ли лекция, — рассказывает Михаил Либкин, директор ОРТ в России, один из волонтёров — организаторов «Лимуд Москва». — Например, мы хотим пригласить лингвиста, которая исследует прообразы Остапа Бендера. А есть и такие серьёзные темы, как роль женщины в еврейской семье, переводы Торы, рассказы о других национальных сообществах — ассирийском, китайском, а также выступления религиозных деятелей из других конфессий, история, наука, культура, кино, экономика. Да что угодно».

«Мы начали создавать инклюзивную модель более 20 лет назад, когда этого не делал никто»

В 2020 году из-за пандемии коронавируса «Лимуды» пришлось отменить. Было несколько онлайн-встреч, но они не были полноценной заменой конференции. «Контент — это лишь  инструмент. Важнее всего атмосфера, возможность собраться вместе людям разных возрастов и интересов, а в онлайне так не получится. Онлайн — это только содержание без погружения», — объясняет Михаил. В 2021 году «Лимуд», скорее всего, пройдёт в формате однодневного фестиваля, а большая многодневная конференция планируется в Москве на 2022 год.  

Ещё один пример площадки для общения — детские лагеря. Ежегодно на территории бывшего СССР при поддержке фонда «Генезис» проводится от 13 до 17 лагерей. В программе лагеря отдых и обучение —  светские образовательные программы, где рассказывают про еврейскую историю, культуру, традиции и философию. 

Часто именно через детские лагеря в сообщество приходят новые люди. Так, по данным «Генезис» и БФ «КАФ», после каждого такого события к общине присоединяется 5–10% новых участников лагерей.  

Кроме «Генезиса» лагеря и выездные фестивали организует также еврейское агентство «Сохнут» и благотворительный фонд «Джойнт» (крупная международная организация, которая более ста лет помогает евреям всего мира). 

В 2020 году, в это трудное для всех время, сообществу было важно сохранить связь с детьми и их родителями. Поэтому лагеря не отменили. Всего было проведено девять лагерей, в которых участвовали около 880 детей. Выезды состоялись только в тех регионах, где позволяла эпидемиологическая обстановка. Конечно, с соблюдением всех санитарных норм. Большинство событий прошло в онлайне, но это были не просто групповые звонки в zoom. Например, лагерь семейного еврейского центра «Адин Ло» «Порто Франко»  — это сайт, платформа для общения, которая сохраняет атмосферу загородного лагеря. Дети могли участвовать в онлайн-встречах, квестах и челленджах или просто побродить по виртуальному городу в поисках новых интересных мест. 

 4. Быть актуальными и щедро делиться информацией 

Информация и storytelling — как пища для тела сообщества. Если членам сообщества не о чем говорить друг с другом, то становится скучно и комьюнити разваливается. Информация — это не только слова и тексты, истории могут быть рассказаны всеми доступными средствами: кино, живопись, музыка и так далее. Еврейское сообщество, с одной стороны, щедро делится информацией об истории и традициях, а с другой — остаётся актуальным, поддерживает современное искусство и обсуждает вызовы времени.

В Москве с 2015 года ежегодно проходит еврейский кинофестиваль (МЕКФ), где показывают самые громкие картины еврейских режиссёров. Центральное событие фестиваля — конкурс игровых полнометражных фильмов. «Вокруг каждого фильма мы выстраиваем образовательную программу, чтобы помочь зрителям осмыслить еврейский контекст: организуем лекции, проводим дискуссии, мастер-классы», —  рассказывает Егор Одинцов, основатель Московского еврейского кинофестиваля.

В прошлом году фестиваль впервые прошёл не только в Москве, но и ещё в двух городах. Из-за коронавирусных ограничений их даты несколько раз переносили. В итоге МЕКФ состоялся в ноябре, а фестивали в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге прошли одновременно 12–17 октября, хотя программы их во многом различались. В Москве залы можно было заполнять только на четверть, в других городах — наполовину. 

«В прошлом году мы запустили первый русскоязычный онлайн-кинотеатр еврейского кино zerem.tv. В дни фестиваля его посетили около 9000 человек. Впрочем, я уверен, что онлайн не должен заменять поход в кинотеатр. Поэтому мы продолжим развивать zerem.tv как самостоятельный проект: соберём полноценную синематеку из тех фильмов, которые были на предыдущих кинофестивалях, что-то из иклассики и из архивов. А фестивали, я надеюсь, снова вернутся в обычные кинотеатры», — говорит Егор Одинцов.

«Наша глобальная задача — показать еврейский мир таким, какой он есть»

Фестиваль современной еврейской культуры в прошлом году в пятый раз прошёл в Екатеринбурге. Фестиваль состоялся осенью, его удалось провести офлайн, потому что в тот период были ослаблены карантинные ограничения в регионе. Но все события транслировались онлайн. «Онлайн стал дополнительной возможностью для тех, кто находился в изоляции, не выпадать из жизни сообщества, увидеть, как мы делаем всё, чтобы оставаться вместе, — говорит директор Екатеринбургского еврейского культурного центра «Менора» Ирина Гуткина. —  Фестиваль расширяет знания уральцев о еврейской культуре, которые, увы, пока остаются в пределах стереотипов. На самом деле современное еврейское искусство многогранно и исследует как вечные проблемы, так и новые глобальные вызовы». В программе фестиваля 2020 года были экскурсии, концерты, семейный праздник в «Ельцин Центре». 

В 2021 году фестиваль состоится в двадцатых числах сентября. Благодаря прошлогоднему опыту сохранятся онлайн-трансляция и новые форматы взаимодействия со зрителями. 

«Сообщество — это живой организм со множеством взаимосвязей, интересов, характеров и целей»

5. Дать возможность каждому проявить себя

Очень важно, чтобы человек не растворился в сообществе, а сохранил и реализовал себя. Развиваясь и проявляя свою индивидуальность, каждый тем самым развивает общину, делает её сильнее, наполняет новыми смыслами и возможностями. 

«Так и работает еврейское образование: из поколения в поколение»

«Я осознанно выросла из «культурного потребителя» в носителя знаний, который может ими делиться, — рассказывает Юлия Ковалёва, координатор лагеря и общины «Иерусалимская сказка», координатор проекта J Events, выпускница Лидерской программы КНАФАИМ (Джойнт). — Каждый из этих проектов сформировал меня как личность, я стала задумываться о будущем еврейской общины. Моя национальная культура стала огромной и неотъемлемой частью меня и моей жизни». 

«Мне очень нравится заниматься еврейским образованием, — говорит Ксения Мазаева, выпускница еврейской школы «Эц Хайм», психолог и руководитель школы вожатых в школе ОРТ. — Благодаря сообществу я получала и до сих пор получаю новые знания, ресурсы для самореализации и самоидентификации, но теперь я выросла и могу отдавать что-то своей общине. Ведь так и работает еврейское образование: из поколения в поколение».   

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий