О конференциях в секторе. Размышления


Татьяна Задирако, исполнительный директор БФ поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор», о конференциях в секторе, кризисе идей и о том, почему важно поменять формат дискуссии.

Татьяна Задирако, фото из личного архива

На днях я была на одной конференции — выступала, как водится. Давно собиралась написать о наших профессиональных конференциях. И сейчас — самое время. А то все читающие забудут конференции Forbes и «Благотворительность в России» в начале марта, которые прошли одна за другой в одной и той же гостинице и с пересекающимися спикерами процентов так на 85%.

Есть целый ряд конференций, на которые я уже давно не хожу. Это в основном конференции про КСО и благотворительности, куда бы следовало ходить по долгу службы. Но они уже давно неинтересны.

Кризис идей

Начну издалека: в каких случаях человек из нашего сектора должен ходить на конференции? Самых главных — два:

  1. Первый — когда ты в начале пути и тебя ещё никто не знает. И ты идёшь на конференцию знакомиться — на мир посмотреть и себя показать.
  2. Второй — когда на мероприятии будет что-то новое и интересное с профессиональной точки зрения, и ты идёшь учиться.

Есть ещё третий и четвёртый. Но эти случаи вполне себе комплиментарны: когда надо напомнить о себе. И если нужно поддержать кого-то из организаторов по-приятельски, например.

Что я вижу на всех конференциях последних лет: кризис идей, кризис форм и усталость от того, что на всех конференциях выступают одни и те же люди. И в зале сидят одни и те же люди.  Есть такое ощущение, что на профильные форумные мероприятия приходят одни и те же коллеги из сектора. Понятно, что лидеры сектора формируют общий фон, влияют на ситуацию, лоббируют интересы, отслеживают и развивают тренды, но этого уже недостаточно.

Как формируется конференция и из чего она состоит

Во всех книжках (преимущественно американских, но не только) по ивент-менеджменту пишут, что есть две движущие силы, вокруг которых формируется успешное публичное мероприятие типа конференции. Это темы конференции (topic driven agenda) как основной «крючок» для участников. И люди (person driven agenda), посмотреть на которых и придут участники.

Часто вы, уважаемые читатели этой колонки, видели выступающими вживую, например, Владимира Потанина или Алишера Усманова, да хоть Михаила Прохорова или Олега Дерипаску?

Вот и я никогда не видела. И узнала я, что у господина Потанина великолепное чувство юмора, случайно, только на праздновании двадцатилетия фонда Потанина. И господина Дерипаску я услышала живьём тоже, знаете ли, не на конференции про КСО. И тоже оказалось, что выступать он умеет, и украсил бы своим присутствием любую из наших отраслевых конференций. Помнится мне, что живого собственника бизнеса на конференции по благотворительности я видела, кажется, году в 2006-м. И это был господин Чичваркин, когда у него ещё был бизнес. И одно с нами гражданство.

Хотят ли организаторы менять формат? Нет. Почему? Главный ответ — потому что всех всё устраивает.

Формат и содержание

Конференций по разным поводам в благотворительности и КСО предостаточно. Конференции про КСО прекрасны сами по себе: это тусовка для избранных, где люди друг друга радуют. Там все друг друга знают, любят и уважают. Корпоративный сектор гордится своими успехами и меряется ими с другими корпоративными коллегами и конкурентами. Я помню конференцию по КСО года два назад, где обсуждался «портрет менеджера по КСО» и то, как его люди воспринимают со стороны. И представьте на минутку — в панели не было ни одного человека из сектора НКО. Только представители бизнеса — они рассказывали друг другу и участникам конференции, как им кажется, мы, стейкхолдеры, их видим.

Если же говорить о содержательной части конференций, то формат выступления — это отдельная тема для размышлений. Очень редко формат дискуссии соблюдается на самом деле. Чаще всего это отчётные выступления в стиле: «А сейчас я расскажу о себе»!

В то время как основной задачей такого рода мероприятий  должна быть именно дискуссия, важно назвать проблему и обсудить её с разных сторон.

На практике очень не хватает действительно смелых и острых тем и спикеров. Тех, кто возбуждает общественность и будоражит спокойствие, единицы.

Обсуждают ли на этих конференциях проблемы развития социального блока и человеческого капитала? Если да, то очень безопасно. Причин для этого две: людей, которые хотят ссориться с КСО-сектором, нет, а вторая причина — экспертов именно в гуманитарных областях в бизнесе тоже почти нет. За редким исключением: в частности, это сфера культуры, например.

Был случай на одном из корпоративных светских мероприятий, когда я спросила Глеба Прозорова, почему формат конференции «Ведомости» не меняется 18 лет. Или сколько там уже конференция проводится? Глеб, как галантный кавалер и царедворец по мироощущению, ответил буквально следующее: нелегко настаивать на смене формата, когда и старый приносит существенные финансовые дивиденды. Вот так мы и упираемся в замкнутый круг.

Поэтому то, что мы видим на конференциях, это отражение нашей действительности. Пока не изменится она, конференции сохранят своё отчётно-радостное настроение для узкого круга участников.

К чему стремиться

По законам жанра надо бы написать о том, что мне, как автору колонки, понравилось и куда, как мне кажется, можно было бы стремиться.

«Их есть у меня». Последняя конференция, которая мне была по-настоящему интересной, это Ethics Day 2019 в «Сколкове». Она была первой по теме этики в бизнесе и очень содержательной по качеству. На конференции выступали привычные представители компаний типа EY и Accenture, а также менее привычные, но содержательные люди типа Антона Белова. А ещё там выступали такие экзотичные персонажи, как директора по «комплайенс», например ОАО «РЖД» или ПАО «Сбербанк», которых было интересно послушать просто по определению.

Мир продемонстрировал в тот день большее разнообразие, чем можно было себе представить.

Ну а если называть «пять шагов к идеальной конференции», они могут быть такими:

— бороться за качество и темы, а не только за деньги участников;

— ротировать выступающих и искать новых лидеров для сектора;

— приглашать экспертов из регионов для выступлений, а не только для слушания;

— несмотря ни на что, знакомить участников с международным опытом и международной повесткой. Проще говоря, приглашать иностранных спикеров, как это с успехом делает последние пять лет форум доноров на своих ежегодных конференциях.

Нам всем нужны новые люди, новые темы, новые идеи и новые подходы.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий