Gift Aid в Великобритании и России. Как устроен прогрессивный налоговый инструмент поддержки благотворительных организаций


Мария Черток, директор БФ «КАФ», и Константин Воробьев, юрист БФ «КАФ», рассказывают о Gift Aid — уникальном налоговом инструменте поддержки некоммерческих организаций, одним из инициаторов которого был принц Филипп, герцог Эдинбургский. Как этот налоговый инструмент работает в Великобритании и может ли он появиться в России, — в материале «Филантропа».

Герцог Эдинбургский и благотворительность

Период национального траура в Великобритании в связи с кончиной супруга королевы Елизаветы принца Филиппа стал поводом вспомнить о роли герцога Эдинбургского в развитии благотворительности. Принц Филипп был инициатором Gift Aid — уникального и невероятно прогрессивного налогового инструмента поддержки благотворительных организаций. Кроме того, герцог был патроном, президентом или членом более, чем 780 благотворительных и других социальных организаций. Среди них, например, Лондонский зоопарк, British Heart Foundation и The Taxi Charity для ветеранов войн. Хотя реальный эффект от патронажа членов королевской семьи, как правило, не проявляется (на эту тему есть даже любопытное исследование организации Giving Evidence), потеря такого престижного патрона — удар для многих британских благотворительных обществ. Отдавая должное значительной роли принца Филиппа в развитии благотворительности, королевская семья обратилась с просьбой вместо покупки цветов, которые принято в таких случаях приносить к решетке Букингемского дворца, потратить эти деньги на пожертвования в те благотворительные организации, которые опекал покойный принц.

Принц Филипп был также патроном некоммерческой организации Charitie’s Aid Foundation (CAF), которая занимается поддержкой и развитием благотворительного сектора с момента ее создания в 1974 году. Когда в 2017 году принц в силу возраста официально отошел от своих общественных обязанностей, CAF стала одной из немногих организаций, сохранивших его патронаж.

Герцог Эдинбургский в офисе CAF, фото из архива пресс-службы CAF

История Gift Aid

По словам Нила Хеслопа, исполнительного директора CAF, принц Филипп войдет в историю британской благотворительности прежде всего как инициатор введения Gift Aid. В 1985 году принц Филипп председательствовал на встрече, целью которой было выработать идеи для умножения корпоративной благотворительности и общественной поддержки благотворительных организаций. По результатам была сформирована рабочая группа, которая разработала схему реализации Gift Aid, и он был законодательно введен в 1990 году. 

Идея Gift Aid оригинальна и выводит на принципиально новый уровень общепринятый подход к налоговым вычетам для частных доноров.

В традиционном понимании налоговый вычет — это возможность для донора получить назад те налоги, которые он уплатил при получении доходов, которые потом потратил на благотворительность. Например, в России доноры могут после подачи декларации получить назад 13% от сумм, перечисленных на благотворительность в пределах 25% своего общего дохода. Таким же образом устроены налоговые льготы в США и многих других странах. С введением Gift Aid британцы пошли принципиально дальше — они предложили жертвователям передать благотворительным организациям возможность получения налогового вычета с пожертвований, полученных от их сторонников. То есть, с одной стороны, это означало, что жертвователи должны были сознательно отказаться от этих выплат в пользу благотворительных организаций. С другой стороны, такая схема значительно (на 25%) увеличивала финансовую ценность частных пожертвований для благотворительных организаций, тем самым стимулируя их фандрайзинговую активность и повышая отдачу от нее. 

Джон Мейджор и Шэрон Дэвис на запуске инициативы Gift Aid. Фото с сайта

Изначально эта схема применялась только к пожертвованиям свыше 600 фунтов, а в 2000 году этот лимит был убран, и сейчас схема работает для всех пожертвований, сделанных британскими налогоплательщиками в пользу благотворительных организаций и клубов любительского спорта.

Таким образом, Gift Aid стал в полной мере демократическим инструментом, которым могут воспользоваться все без исключения частные доноры и даже самые маленькие благотворительные организации.

По данным государственной статистики, в 2020 году объем дополнительных средств, переданных в благотворительные организации благодаря Gift Aid, составил 1,4 миллиарда фунтов. Этой возможностью воспользовались более 70 тысяч организаций.  

Главные законодательные изменения для НКО в 2021 году

Gift Aid в России

Но все это не только далекая от нас прекрасная британская практика. Gift Aid может скоро стать реальностью и в России. В Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Правительством РФ 15.11.2019, в качестве мер содействия развитию благотворительности физических лиц и коммерческих организаций предусмотрено предоставление возможности перечисления по заявлению налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц, подлежащего возврату в связи с социальным налоговым вычетом по осуществляемым им благотворительным пожертвованиям, некоммерческим организациям — получателям пожертвований.

Более того, в Плане мероприятий по реализации в 2021 году концепции отражено, что Минэкономразвития Россия совместно с Минфином России к концу 2021 г. разработают проект федерального закона, направленного на включение механизма Gift Aid в отечественное законодательство.

Именно поэтому нам показалось важным начать разбираться в практике применения Gift Aid и возможностях внедрения ее в России.

Как работает Gift Aid в Великобритании

Положения о возможности передачи благотворительной организации выплаты, которая полагается налогоплательщику в результате налогового вычета, на данный момент содержатся в Законе о подоходном налоге Великобритании (2007 г.). В 19 статьях закона расположились определения, условия, требования и исключения, посвященные Gift Aid,— именно они и станут предметом нашего рассмотрения далее.

Прежде всего, правила о Gift Aid распространяются на пожертвования, которые представляют собой передачу денежных средств физическим лицом — британским налогоплательщиком благотворительной организации при следующих условиях:

  1. наличие у благотворительной организации заявления от донора в отношении передачи выплаты от налогового вычета на пожертвование;
  2. наличие у благотворительной организации доказательства (подтверждения) того, что донору были разъяснены налоговые последствия, связанные с передачей выплаты от налогового вычета на пожертвование;
  3. надлежащее ведение благотворительной организацией учета заявлений, устанавливающего связь между пожертвованием, донором и заявлением о передаче выплаты от налогового вычета на пожертвование.

Разберем по порядку каждый аспект.

  • Донор

Данная опция доступна всем физическим лицам вне зависимости от наличия статуса налогового резидента Великобритании. Главное – чтобы в том же году донором был уплачен подоходный налог (либо налог на прирост капитала) в размере, необходимом для покрытия выплаты от налогового вычета, перечисляемой благотворительной организации.

Доноры, которые не уплатили подоходный налог в достаточном размере, но при этом передали благотворительной организации заявление о предоставлении выплаты от налогового вычета, обязуются компенсировать недостающую разницу налоговому органу.

К примеру, проживающий в Великобритании Борис Иванов в 2020 г. (ставка подоходного налога 20%) выиграл в лотерею 10 тысяч фунтов (выигрыш не облагается налогом). Половину выигрыша Борис передал благотворительной организации вместе с заявлением о предоставлении выплаты от налогового вычета в ее пользу. Таким образом, организация, помимо пожертвования в размере 5 тысяч фунтов, может рассчитывать и на выплату 1250 фунтов. Однако Борис в 2020 г. уплатил подоходный налог лишь в размере 1 тысячи фунтов, поэтому разницу между уплаченным налогом и переданной выплатой от налогового вычета (250 фунтов) он будет обязан возместить налоговому органу.

  • Пожертвование

Главное требование, которое предъявляется к пожертвованию в целях передачи выплаты от налогового вычета – это должны быть деньги, причем в любой форме: наличные, чеки, почтовый перевод, оплата банковской картой или на основании платежного поручения.

Другими словами, пожертвование должно представлять собой выплату денежной суммы, то есть не может быть сделано в натуральной форме либо путем прощения долга (отказа от требований).

Пожертвования могут быть в фунтах стерлингов или любой иностранной валюте. При расчете требований о передаче выплаты от налогового вычета благотворительная организация должна конвертировать иностранную валюту в фунты стерлингов по курсу, действующему на день получения пожертвования.

Также важно отметить, что отсутствуют требования к размеру пожертвования.

  • Заявление донора

Прежде чем благотворительная организация сможет получить выплату от налогового вычета на полученное пожертвование, она должна иметь заявление от донора на предоставление соответствующей выплаты.

Специальная форма для заявления отсутствует, однако оно должно содержать:

  • полное имя и адрес проживания донора;
  • пожертвование, на которое распространяется заявление (может быть указание как на конкретное, так и на все пожертвования);
  • согласие донора на передачу выплаты от налогового вычета благотворительной организации.

Для того, чтобы заявление было действительно, благотворительная организация должна подтвердить, что она разъяснила донору налоговые последствия, связанные с подписанием заявления, включая ответственность за выплату любой разницы между уплаченным налогом и переданной выплатой от налогового вычета. Разъяснения могут быть включены в заявление, в ином случае ознакомление с ними придется зафиксировать отдельно.

Английское законодательство отличается особой гибкостью в отношении формы заявления. Так, оно может быть сделано в письменном виде (включая электронную почту, факс или СМС) или устно (лично или по телефону).

При этом доноры могут передать заявление благотворительной организации практически в любое время:

  • до совершения пожертвования;
  • в момент их пожертвования
  • после совершения пожертвования с учетом разумного срока, в течение которого налог может быть возвращен.

С 2017 г. подписать заявление от имени донора может также его представитель по доверенности.

Вместе с тем, донор вправе в любой момент отозвать заявление.

  • Учет и проверка заявлений доноров

Налоговый орган контролирует и проверяет наличие оснований и правильность расчета каждой выплаты, передаваемой в пользу благотворительной организации. 

Для этого благотворительная организация обязана вести надлежащий учет заявлений, чтобы иметь возможность доказать четкую связь между пожертвованием, донором и волеизъявлением донора на передачу выплаты от налогового вычета.

На практике доказательством наличия заявления донора являются:

  • письменное заявление, а также проставление донором галочки в специальном поле о согласии на передачу выплаты от налогового вычета благотворительной организации;
  • аудиозапись заявления;
  • электронная копия заявления;
  • электронная запись заполненного донором шаблона декларации, содержащая ссылку на банковские реквизиты донора;
  • скриншот заявления, направленного в электронной форме донором в благотворительную организацию;
  • скан заявления;
  • копия SMS-сообщения донора, подтверждающего заявление;
  • подтверждение того, что донору была выслана письменная запись, подтверждающая его устное заявление.

В случае, если благотворительная организация не ведет учет заявлений, не соблюдает требования к их оформлению, или имеющейся у нее информации недостаточно для того, чтобы установить донора и сделанное им заявление, оно будет считаться недействительным. Тогда организация должна вернуть полученные суммы выплат, проценты на них, а также в некоторых случаях – еще и уплатить штраф.

 

Получится ли реализовать Gift Aid в России?

Механизм налогообложения доходов граждан в России и Великобритании построен схожим образом. Поэтому и включение Gift Aid в российский налоговый кодекс принесет пользу как налогоплательщикам и некоммерческим организациям, так и государству.

При совершении пожертвования российский налогоплательщик может получить социальный налоговый вычет по расходам на благотворительность, но в размере не более 25% от суммы дохода, полученного за календарный год и подлежащего налогообложению.

По общему правилу, для этого необходимо выполнить следующие действия:

1. заполнить налоговую декларацию (по форме 3-НДФЛ) по окончании года, в котором производилось перечисление денежных средств на благотворительность;

2. получить справку из бухгалтерии по месту работы о суммах начисленных и удержанных налогов за соответствующий год по форме 2-НДФЛ;

3. подготовить копии документов, подтверждающих перечисление налогоплательщиком денежных средств на благотворительность, в частности: 

  • платежные документы (квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные поручения, банковские выписки и т.п.);
  • договоры (соглашения) на пожертвование, оказание благотворительной помощи и т.п.;

4. предоставить в налоговый орган по месту жительства заполненную налоговую декларацию с копиями документов, подтверждающих перечисление денежных средств на благотворительные цели.

В течение трех месяцев налоговый орган проведет проверку предоставленных документов, и, если будет принято положительное решение, сумма излишне уплаченного налога вернется к налогоплательщику.

Только после этого гражданин сможет при желании пожертвовать полученную выплату некоммерческой организации.

Таким образом, реализация механизма передачи выплаты от налогового вычета напрямую некоммерческой организации позволяет сэкономить время и затраты на сбор и заполнение документов для донора. Этот механизм также увеличит размер целевых поступлений для НКО, что стимулирует их фандрайзинговую активность и станет основой для увеличения ресурсов, которые будут направлены некоммерческими организациями на решение социальных проблем.

Важно отметить, что внедрение Gift Aid в России не потребует серьезных изменений в налоговом законодательстве.

Для его успеха преимущественное значение будет иметь выстраивание взаимодействия между налоговыми органами и некоммерческими организациями по поводу передачи выплаты от налогового вычета. Для этого, например, может быть предусмотрено создание специальной электронной платформы, предусматривающей подачу комплекта документов НКО и их оперативную проверку налоговым органом с последующим предоставлением выплаты. Но можно пойти и более консервативным путем – предусмотреть порядок предоставления НКО в инспекцию налоговых деклараций либо заявлений по специальной форме, содержащих общий расчет выплат от налоговых вычетов с приложением подтверждающих их документов.

Что касается положений Налогового кодекса РФ, посвященных социальному налоговому вычету по расходам на благотворительность, то они могут быть дополнены следующим указанием: “при наличии письменного согласия налогоплательщика некоммерческая организация может самостоятельно обратиться в налоговую инспекцию с целью передачи суммы, рассчитанной в результате применения социального налогового вычета, в ее пользу”. Остальные нюансы вполне оправданно регламентировать на подзаконном уровне – актами Правительства РФ.

Учитывая благотворительный характер выплат в рамках Gift Aid, целесообразно не вводить ограничения, связанные с их предельным размером, чтобы сделать такой механизм универсально доступным для всех доноров и НКО.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий