Что нужно, чтобы стать успешным фандрайзером: выводы профессионалов


Какие компетенции нужны фандрайзеру в современных условиях? От чего зависит репутация фандрайзера? Где учиться и что читать тем, кто хочет развиваться в этой профессии? Об этом говорили эксперты на ежегодном Всероссийском форуме «Я – фандрайзер», который провела Ассоциация фандрайзеров. Главные выводы и идеи — в материале «Филантропа».

«Сегодня разговор о фандрайзинге очень актуален: необходимо рассказывать о деятельности фандрайзеров и их роли в развитии некоммерческого сектора, — сказал Дмитрий Буренко, эксперт по организационному развитию НКО, сооснователь и директор проекта «Эпоха Антропоцена», модератор одной из сессий, — Кажется, еще не все осознают, насколько она огромна и какое значение имеет такой специалист. Например, я проверил на HeadHunter: в российском сегменте всего 20 открытых вакансий. Для сравнения: в британском – 1467. Определенно нам есть куда расти и развиваться.

И во всех все же имеющихся вакансиях от фандрайзеров требуется такое количество скиллов, что создается впечатление, что  это суперлюди.

При этом стоит не забывать и о главной сложности фандрайзеров: работая в некоммерческом секторе, они должны не уступать по компетенциям специалистам из коммерческого сектора, не обладая такими же финансовыми ресурсами. И как быть в этой ситуации, тоже стоит разобраться».

Какими компетенциями должен обладать фандрайзер?

Светлана Горбачева, консультант по развитию НКО, директор по стратегическому развитию БФ «АиФ. Доброе сердце», член совета Ассоциации фандрайзеров: 

«Фандрайзеров сейчас много, и у них разные специализации: digital фандрайзинг, грантрайтинг, работа с крупными частными донорами, с корпоративными донорами – для всего этого необходимо разные компетенции. Но у всех фандрайзеров должна быть личностная зрелость, умение общаться с людьми для того, чтобы вдохновлять других участвовать в решении социальных проблем. 

Необходимо также понимать ценности, которые мы разделяем в некоммерческом секторе, уметь их транслировать.

Если у человека не хватает веры в то, что он говорит, и понимания повестки, ему будет сложно. Нужно отслеживать тренды и изменения в ландшафте благотворительности, например, быть в курсе исследований, которые делают сейчас лидеры сектора — БФ «КАФ», платформа «Если быть точным» фонда «Нужна помощь», Форум доноров и профессиональные исследовательские агентства ВШЭ, ФОММ и другие.

Что не так в отношениях НКО с донорами и как это исправить: выводы исследования

Софья Жукова, исполнительный директор БФ «Нужна помощь»: 

«Как я взяла в команду первого фандрайзера: я выступала на конференции, и она подошла ко мне, с энтузиазмом начала рассказывать, что хочет у нас работать, и стала презентовать себя так, как будто хотела продать. И я сразу поняла, что это наш человек: во-первых, девушка не побоялась подойти ко мне – значит, и не побоится к донорам; во-вторых, она очень вдохновенно рассказывала – что тоже пригодится при общении с партнерами. Считаю, что именно это главные компетенции, которыми должен обладать фандрайзер.

В целом фандрайзер – ключевой сотрудник НКО. Уверена, ему необходимо стоять рядом с руководителем и вместе с ним планировать деятельность организации, потому что он должен понимать все процессы, происходящие в НКО, видеть общую картину, куда организация двигается. 

Иван Копытов, директор по фандрайзингу, член Правления Московской школы управления «Сколково»: 

«Компетенция, необходимая в фондах целевого капитала, – уметь думать наперед, выстраивать стратегию. Тяжело, если ты сам не будешь верить, что твоя организация будет работать минимум 50 лет, и не будешь понимать, что с ней будет через 20. Фандрайзеры должны ставить срок, планировать бюджет и объяснять, зачем и почему вам нужны эти средства».

Секреты успеха движений Ice Bucket Challenge, MeToo и Щедрый Вторник: примеры из книги «Новая власть»

Социальный престиж профессии фандрайзера сегодня невысок: ответственность высокая, а признания нет. Как изменить эту ситуацию?

Светлана Горбачева«Фандрайзеры не существуют сами по себе отдельно, они часть некоммерческого сектора и филантропии, поэтому здесь мы можем говорить о престиже отрасли в целом. Важную роль в признании нашей отрасти имеет государство: на данный момент нас откатывает назад ситуация с законом об иностранных агентах. 

Хотелось бы, чтобы гражданское общество больше влияло на нашу повестку. Она, безусловно, меняется с каждым годом, и включенность людей растет: вокруг все больше говорят о благотворительности. Например, недавний интересный кейс: на обложке женского глянцевого журнала «Домашний очаг» оказалась Маргарита Грачева – девушка, пережившая домашнее насилие. Безусловно важный вклад в тему внесли правозащитные организации: центры «Анна», «Сестры», Насилию.нет и другие. Но не только. Важно, что общество становится более зрелым, обращает внимание на такие проблемы и начинает ценить деятельность НКО, в том числе и благодаря приходящим из-за рубежа гуманитарным ценностям, зарубежным кейсам, повлиявшим на нас – движение #metoo, превратившееся в России в #янебоюсьсказать, например». 

Павел Симаков, директор «Московского дома общественных организаций»: 

«Такая проблема есть, многие думают, что в нашем секторе все плохо. Мы стараемся доказать, что это не так: в секторе хорошо, и надо приходить сюда работать и делать еще лучше. Вся наша инфраструктура работает именно для развития некоммерческого сектора, мы стараемся популяризировать его. Например, в прошлом году вместе с сайтом мэра Москвы Mos.ru мы запустили благотворительный сервис, который помогает фондам появиться на этом сайте с огромным трафиком. Теперь пользователям высвечивается предложение сделать пожертвование для разных НКО, таким образом они узнают о различных организациях и своими пожертвованиями способствуют их успешному фандрайзингу». 

Где найти фандрайзера: опыт руководителей НКО

Иван Копытов«Я стал называться «директор по фандрайзингу» только в этом году, до этого мы 15 лет слово «фандрайзинг» вообще не использовали, боялись его произносить – беспокоились, что люди неправильно поймут идею. А сейчас мы поняли: нам надо перестать бояться говорить это слово: да, мы привлекаем деньги, и это работа, требующая знаний и компетенций, мы не стоим на паперти, тут нечего стыдиться.

Могу сказать, что и реакция общества на слово «фандрайзинг» тоже стала меняться: они больше не пугаются, слыша его, и это уже очень важный первый шаг».

Что надо прочитать, чтобы стать профессиональным фандрайзером?

Софья Жукова:

«Могу посоветовать книги издательства нашего фонда, например, «Капитализм в огне» (скоро будет в продаже), а из других издательств – книгу «Новая власть». Их стоит читать фандрайзерам и руководителям организаций: эти книги показывают, что ждет нас через несколько лет».

Иван Копытов

«Фандрайзеру нужно уметь слушать и задавать вопросы: правильно выстроенная коммуникация сделает больше половины дела. Хочу посоветовать книгу по переговорам «Сначала скажите «нет».

Секреты профессиональных переговорщиков» Джима Кэмпа. Она поменяла мое представление вообще о том, как надо говорить с донорами. Например, авторпишет, что не надо делать презентаций. И я никогда не делаю, вместо этого я ищу соответствия в наших ценностях и далее от них отталкиваюсь: если мы в чем-то сходимся, я рассказываю, почему ему будет интересно сотрудничать с нами и почему мне нужны его деньги».

Светлана Горбачева:

«Присоединюсь к рекомендации книги Генри Тиммса «Новая власть»– она меняет сознание. Генри один из основателей всемирного движения #ЩедрыйВторник, хорошо знакомого нам по российской ветви инициативы, за запуск которой я отвечала в 2016 году. Еще «Энциклопедия фандрайзинга», книга, которую я рецензировала – там ответы на миллион вопросов, и первая книга на русском языке про фандрайзинг «Собирай людей – деньги придут» Ирины Меньшениной».

Павел Симаков, директор «Московского дома общественных организаций»: 

«Сто друзей. Поведенческая экономика волонтерского фандрайзинга». Отличная книга, спасибо, что она есть на русском».

Бен Рассел: «Появится новая глобальная идея, которая многое поменяет в благотворительности»

Где учиться на фандрайзера?

Павел Симаков, директор «Московского дома общественных организаций»: 

Мы занимаемся поддержкой некоммерческого сектора в Москве, в том числе учим фандрайзеров. Наша задача вовремя реагировать на то, что происходит вокруг нас, рассказывать про тенденции фандрайзинга. Свои курсы мы постоянно обновляем, меняем под запрос НКО». 

Иван Копытов, директор по фандрайзингу, член Правления Московской школы управления «Сколково»: 

«К сожалению, программы высшего образования по фандрайзингу пока нет, но программы дополнительного образования есть. Можно учиться у нас эндаументу, стратегии НКО и фандрайзинга, осенью как раз будут стартовать новая программа. Еще можно учиться в Московской школе профессиональной филантропии».

Светлана Горбачева, консультант по развитию НКО, директор по стратегическому развитию БФ «АиФ. Доброе сердце», член совета Ассоциации фандрайзеров:

«Обязательно вступайте в российскую Ассоциацию фандрайзеров, если еще этого не сделали. Мы регулярно организуем обмен опытом и обучающие мероприятия. А совсем недавно запустили «Карьерный центр» – специальную платформу для поиска специалистов в области фандрайзинга. А в дальнейшем планируем консультации специалистов и образовательные курсы в этой тематике».


Всероссийский форум специалистов в области привлечения средств на благотворительные и социальные проекты «Я — фандрайзер» состоялся 26 мая 2021 г. в общественном центре и креативном пространстве «Благосфера». Событие завершилось церемонией награждения Ежегодной премии за достижения в привлечении средств на благотворительные и социальные проекты «Золотой кот»

Организатор – Ассоциация фандрайзеров. Мероприятие прошло при поддержке Фонда президентских грантов, Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы и «Сети коворкинг-центров НКО», компании «Шеврон Нефтегаз Инк.».

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий