Иностранное финансирование: возможности и риски для НКО


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Многие НКО получают или хотели бы получать деньги из-за границы — например, пожертвования с иностранных счетов от доноров или гранты международных организаций, но решиться на это в последнее время все сложнее. Юрист благотворительного фонда развития филантропии «КАФ» Воробьев Константин разобрался, можно ли российским НКО получать иностранное финансирование и к каким последствиям это может привести.

Константин Воробьев, юрист благотворительного фонда «КАФ»

Так можно ли получать пожертвования из-за границы?

Да, действующее законодательство не содержит запрета для некоммерческих организаций на получение денежных средств от иностранных источников, более того – в статье 20 закона о благотворительной деятельности гарантируется право благотворительных организаций на получение благотворительных пожертвований от иностранных граждан, лиц без гражданства, а также от иностранных и международных организаций.

Но при этом из-за него могут признать иностранным агентом?

Тоже верно! В соответствии с положением пункта 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» для признания некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, необходимо наличие следующих условий:

а) получение организацией имущества от иностранных источников;

б) участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Следовательно, для признания иностранным агентом, помимо иностранного финансирования, должен быть также подтвержден фактор осуществления политической деятельности.

При этом Конституционный суд в Постановлении от 8 апреля 2014 года № 10-П подтвердил, что само по себе получение некоммерческой организацией финансирования от иностранных источников и наличие у нее лишь потенциальной возможности заниматься политической деятельностью не являются основанием для признания ее выполняющей функции иностранного агента.

Должна ли в таком случае политическая деятельность осуществлять именно за иностранный счет?

К сожалению, нет. Некоммерческая организация может быть признана выполняющей функции иностранного агента вне зависимости от того, на какие цели и мероприятия расходуются денежные средства, полученные из иностранных источников.

Как отметил Конституционный суд в Определении от 29 мая 2019 г. № 1483-О, положения закона не требуют наличия обязательной связи между финансированием, полученным организацией от иностранных источников, и деятельностью, относимой к политической деятельности, что обусловлено обеспечением прозрачности (открытости) деятельности некоммерческих организаций.

А признать иностранным агентом могут любую НКО?

Нет! Некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, может быть только российская некоммерческая организация – международные и иностранные организации, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации, не могут быть признаны выполняющими функции иностранных агентов.

При этом нормы об иностранных агентах не распространяются на религиозные организации, государственные и муниципальные учреждения, госкорпорации, госкомпании, а также на созданные ими НКО, публично-правовые компании, торгово-промышленные палаты, международные фонды, потребительские кооперативы, а также на объединения работодателей.

Хорошо, первые делом разберемся с иностранным финансированием – что к нему относится?

Это денежные средства или иное имущество, которые получены от:

  • иностранных государств (или их государственных органов);
  • международных и иностранных организаций;
  • иностранных граждан, лиц без гражданства; 
  • уполномоченных указанными выше источниками лиц;
  • российских граждан и юридических лиц, получающих имущество от указанных выше источников либо действующих в качестве посредников при получении такого имущества;
  • российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства (норма вступит в силу 03.10.2021).

При этом в отношении российских юридических лиц есть исключение – правила не распространяются на имущество, полученное от открытых (публичных) акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ.

Как узнать, что юридическое лицо или гражданин получают имущество из иностранных источников?

Это сложный вопрос! Если это не получается установить путем поиска информации в открытых источниках, то лучше всего обратиться к организации или гражданину напрямую.

Сам по себе вопрос об источниках происхождения имущества донора может показаться неловким, но лишь в случае принятия достаточных мер для выяснения обстоятельств финансирования некоммерческие организации могут обезопасить себя и уменьшить риски признания иностранными агентами в силу действия презумпции добросовестности их деятельности.

Так, можно предположить, что если НКО не могла знать о получении донором денежных средств из иностранных источников, то у неё отсутствовала возможность предусмотрительно отказаться от принятия пожертвования.

А кто относится к посредникам?

Не очень понятно! Данный термин подробно не раскрывается в законе.

В гражданском праве классическими посредническими договорами считаются поручение, комиссия и агентирование. Также элементы посредничества могут предусматривать и другие договоры, например, доверительного управления имуществом или оказания услуг.

Вполне возможно, что указанием на посредников законодатель стремится расширить перечень иностранных источников так, чтобы в него входили не только те российские граждане и юридические лица, которые получают иностранное финансирование добровольно и безвозмездно, но и те, кто получают его на возмездной основе с целью последующей передачи в интересах другой стороны. 

Гражданин, который имеет второе гражданство – это иностранный источник?

Нет, в соответствии со статьей 6 закона о гражданстве, если российский гражданин имеет также иное гражданство, то он рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России, за исключением специальных случаев, предусмотренных международными договорами или иными законами. 

Таким образом, пожертвование, полученное от лица, имеющего двойное гражданство, не будет считаться иностранным финансированием.

А 1 гривна, полученная в виде премии, от украинского фонда – это иностранное финансирование?

Да! Конституционный суд в Постановлении от 08.04.2014 N 10-П обращает внимание, что ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников имущества юридического значения не имеют.

А если деньги от иностранного источника поступят на расчетный счет без ведома НКО?

Это не станет проблемой! Как разъясняет Конституционный суд, соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею.

 То есть если организация оперативно (не после начала проверки) отказывается от получения имущества и возвращает его назад иностранному источнику, то в таком случае нет оснований говорить о наличии фактора иностранного финансирования. 

Иной порядок противоречил бы презумпции законности и добросовестности деятельности некоммерческих организаций и не позволял бы им определять приемлемые источники получаемого имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии.

Перейдем к политической деятельности – что к ней относится?

По формулировке закона к политической деятельности относится фактическая деятельность НКО (вне зависимости от уставных целей) в сферах, связанных с конституционно значимыми интересами государства (защита основ конституционного строя, обеспечение законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и др.).

При этом формы деятельности могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, это может быть предвыборная агитация, публичные обращения к органам государственной власти, распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, финансирование указанной деятельности.

Однако есть принципиальное условие – указанная деятельность должна осуществляться в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Есть ли исключения?

Да! К политической деятельности не относится осуществление НКО деятельности, в частности, в таких областях, как наука, культура, искусство, здравоохранение, профилактика и охрана здоровья граждан, социальная поддержка и защита граждан, благотворительная деятельность.

При этом важно заметить, что Конституционный суд, рассматривая данный вопрос в Определении от 17.07.2018 N1689-О, подчеркивает, что деятельность в указанных областях, даже если она имеет целью воздействие на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, не относится к политической, но при условии, что эти цели не выходят за рамки соответствующей области деятельности.

То есть, к примеру, можно публично обращаться к органам власти с любыми призывами, связанными с благотворительной деятельностью?

Да, так это должно работать! 

Но пределы областей, в которых разрешена такая деятельность, довольно размыты, возможно, поэтому на данный момент в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, 12 благотворительных организаций.

А если члены органов организации, сотрудники участвуют в митингах, демонстрациях, шествиях без ведома/согласия организации?

Тоже сложный вопрос! 

С одной стороны, сотрудники некоммерческих организаций не являются их представителями по умолчанию вне рабочего времени, поэтому их участие в политических мероприятиях в личном качестве и по собственной инициативе не может быть подтверждением участия НКО в политической деятельности – и такой подход совпадает с позицией Конституционного суда, выраженной в приведенном выше постановлении.

С другой стороны, заявления, выступления, посты в социальных сетях, публикации в СМИ учредителей, директора, топ-менеджеров некоммерческой организации могут восприниматься как мнение (позиция) самого юридического лица. 

В результате чего при проведении проверки Минюст России повышенное внимание уделяет оценке обстоятельств участия сотрудников, членов высшего органа НКО в публичных мероприятиях, в том числе, с участием представителей государственных органов, органов местного самоуправления, которые направлены на привлечение внимания со стороны государственного аппарата или гражданского общества к вопросам деятельности государственных органов.

Учитывая все последствия, стоит ли сегодня принимать иностранное финансирование?

Это серьезный вопрос, который стоит перед каждой организацией и для ответа на него можно рекомендовать учитывать следующие обстоятельства.

На сегодняшний день в России действует порядка 200 тысяч некоммерческих организаций (причём около 140 тысяч из них Минэкономразвития относит к социально ориентированным). За три последних года некоммерческие организации получили более 214 млрд рублей иностранного финансирования, по оценке Минюста, причем только 2 млрд рублей – НКО, выполняющие функции иностранного агента.

Статистика свидетельствует о том, что риск быть включенным в реестр, главным образом, из-за иностранного финансирования довольно невысокий.

Для некоммерческой организации важно определить, насколько её деятельность связана с оказанием влияния на реализацию государственной политики, критикой действий государственных органов, стремлением воздействовать на государственные решения, и в результате чего оценить целесообразность участия в международных благотворительных конкурсах и получения денежных средств от иностранных источников.

 

2 Comments

Add yours
  1. Екатерина

    Совсем непонятно, как НКО должна определять наличие бенефициарных владельцев иностранного происхождения. Какие полномочия должны быть у НКО, чтобы владеть такой информацией! Это совсем не даст возможности работать с любыми крупными юридическими лицами на рынке в России.

    — российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства (норма вступит в силу 03.10.2021).

  2. Екатерина

    В исключениях по политической деятельности неточность — не указаны защита растительного и животного мира

Добавить комментарий