840 миллионов рублей за год: исследование платформ онлайн-пожертвований


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

БФ «КАФ» провёл ежегодный анализ динамики развития платформ онлайн-пожертвований в России за 2020 год. Прошедший год был непростым в связи с пандемией COVID-19. Изменения коснулись и НКО, и людей, помогающих им через платформы онлайн-пожертвований.

Публикуем основные выводы из этого исследования.

840 миллионов рублей собрано в 2020 году 

Не менее 840 миллионов рублей было собрано на платформах онлайн-пожертвований в 2020 году в поддержку некоммерческих организаций и нуждающихся в помощи. Все платформы демонстрируют устойчивый рост объёмов пожертвований, а на некоторых объёмы выросли в несколько раз.

По данным пяти крупнейших платформ, объём пожертвований в 2020 году вырос на 22%. Для сравнения: рост объёмов пожертвований в 2019 году по отношению к 2018-му составил всего 12%. По сравнению с 2018 годом рост объёмов пожертвований составил 55%.

10 сервисов для сбора онлайн-пожертвований

В России действуют не менее 10 сервисов для сбора онлайн-пожертвований: «Благо.ру», «Добро Mail.ru», «СберВместе» (Сбербанк), Фонд «Нужна помощь» и «Пользуясь случаем», Planeta.ru, «QIWI Всем»,  «Cделай!», приложения TOOBA (создано в 2019 году) и «Помощь» (запущено в декабре 2020 года), SolomonCharity.

Как россияне участвовали в благотворительности в год пандемии: результаты исследования

Сколько доноров жертвуют через платформы?

В 2020 году через платформы около 1,3 млн человек совершили 3,5 млн пожертвований.

По данным пяти платформ, число жертвователей и количество пожертвований выросло по сравнению с прошлым годом почти на 20%. В среднем доноры на платформах совершают 11 пожертвований за год, то есть жертвуют почти каждый месяц.

Платформы активно работают с аудиторией — 457 тысяч подписчиков получают рассылку от шести платформ онлайн-пожертвований. Реальными жертвователями становятся от 25% до 100% подписчиков, получающих рассылку.

В 2020 году платформы «Нужна помощь» и «Добро Mail.ru» увеличили число подписчиков более чем на 30%.

Феноменальный рост произошёл на платформе «СберВместе»: число жертвователей выросло за два года в 35 раз.

Сколько денег жертвуют на платформах?

Сумма среднего пожертвования, которое делают пользователи платформ, незначительно меняется из года в год и составляет от 100 до 1200 рублей в зависимости от платформы. Большинство платформ не ставят задачу по увеличению суммы пожертвования, считая важным привлекать больше регулярных пожертвований и развивать таким образом культуру благотворительности.

Наибольший средний чек получается на платформах «Сделай!» и Planeta.ru. У платформы «Сделай!» сбор идёт на акцию «Поступок», вовлекается круг друзей, поддерживающих конкретного человека, поэтому и суммы могут быть разные. На Planeta.ru более высокий чек получается за счёт краткосрочности и вознаграждений.

А сколько людей подписывается на рекуррентные платежи? 

Сумма пожертвований, поступивших от подписчиков на рекуррентные платежи, составила 310 млн рублей, это 61% от всех собранных средств на указанных платформах в 2020 году.

Средняя сумма пожертвования по рекуррентной подписке варьируется от 113 до 457 рублей на разных платформах.

Больше всего регулярных подписчиков у фонда «Нужна помощь», где доля пожертвований, поступающих от подписчиков, составляет 82%.

Возможность оформить подписку на рекуррентные (ежемесячные) платежи есть на платформах «Благо.ру», «Добро Mail. ru», «СберВместе», фонда «Нужна помощь», «Пользуясь случаем», в приложениях «Помощь» и TOOBA.

Успешные результаты на платформах в 2020 году 

  • «СберВместе»: за два года объём пожертвований увеличился в 7,4 раза;  
  • «Благо.ру»: пожертвования юридических лиц выросли более чем в два раза по сравнению со средними показателями 2017–2019 годов и почти в три раза по сравнению с 2019 годом; 
  • «Добро Mail.ru»: более чем в два раза выросли пожертвования на помощь тяжелобольным взрослым людям; 
  • Planeta.ru: запустила онлайн-курсы и мастер-классы на площадке краудпродюсер.рф;
  • «Нужна помощь» — на 40% больше НКО стали собирать деньги на платформе за последний год; 
  • Приложение TOOBA запустилось в 2019 году и совершило невероятный скачок роста в 2020 году: рост за два года — с нуля до 122 млн рублей. 

Почти полмиллиарда рублей пожертвовали через онлайн-платформы в 2019 году: новое исследование БФ «КАФ»

Как работает мэтчинг — партнёрство и софинансирование с бизнесом

На платформах регулярно появляются возможности для сотрудничества с юридическим лицами. Впервые акции софинансирования пожертвований (мэтчинга) появились ещё в 2015 году на Planeta.ru и на платформе «Благо.ру» в 2016 году.

«Благо.ру» продолжает развивать проекты мэтчинга (софинансирования) с различными партнёрами платформы. В 2020 году был запущен первый «Тотальный мэтчинг», при котором компания «Петролеум Трейдинг» удваивала все пожертвования, совершаемые на платформе (рекуррентные и разовые, в адрес НКО и в акции). 1 декабря, в «Щедрый вторник», за один день мэтча на платформе было собрано более 1 800 000 рублей. Это значит, что вместе с удвоением от партнёра НКО получили за этот день более 3 млн рублей.

Planeta.ru развивает направления партнёрских спецпроектов с элементом дофинансирования. В 2020 году был запущен проект с брендом Kotex по поддержке женских инициатив, с «Росбанком» — по поддержке малого бизнеса и социальных предпринимателей. С «Росбанком» и платформой «Все вместе» запустили предновогоднюю онлайн-ярмарку «Планета добрых подарков», которая стала хорошим фандрайзинговым подспорьем для многих фондов, учитывая то, что традиционные ярмарки были запрещены.

Платформа «Добро Mail.ru» в 2020 году начала активнее работать с юридическими лицами благодаря развитию фонда «Код добра», запустила направление социального маркетинга. В результате был реализован новогодний проект с Райффайзенбанком и проект социального маркетинга с брендом Purina. Райффайзенбанк направил 45 млн рублей на благотворительность, выбрав партнёром платформу «Добро Mail.ru». Из-за пандемии эти средства не были потрачены банком на проведение различных мероприятий, в том числе традиционных новогодних праздников для сотрудников по всей стране. Пожертвования банка будут целый год помогать 29 НКО по всей России.

Фонд «Нужна помощь» реализовал акцию героев улыбки с компанией «Колгейт». Можно было рассказать свою историю преодоления с хештегом и совершить пожертвование в пользу 12 НКО. За каждый пост «Колгейт» переводил пожертвование, а сделанное пожертвование удваивалось. Таким образом было собрано 1,5 млн рублей.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий