Новые люди, развитие и готовность учиться: главные выводы конференции «Белых ночей фандрайзинга»


На прошлой неделе в Санкт-Петербурге прошла Международная практическая конференция «Белые ночи фандрайзинга» — главное событие в области фандрайзинга для некоммерческого сектора. Специально для «Филантропа» участники и спикеры конференции рассказали об основных впечатлениях и выводах после конференции. 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Развитие цифровых технологий

Директор «Теплицы социальных технологий» Алексей Сидоренко:

«Роль высоких технологий с каждым годом возрастает и для мира в целом и для третьего сектора, в частности – этот тезис подтвердили результаты нашего мини-опроса участников БНФ, который мы провели во время пленарной сессии в последний день конференции. Напомню, что «Теплица социальных технологий» в 2020 году презентовала сборник «Сканирование горизонтов» про влияние технологий на гражданское общество. Вероятно в связи с этим, нас пригласили на этот БНФ поговорить про будущее. В целом, мы рекомендуем использовать эту методику для планирования будущего и своей организации, и сектора в целом.

Также в рамках нашей интерактивной сессии выяснилось, что многие некоммерческие организации задумываются о найме маркетологов и таргетологов, но при этом не так много людей задумываются о найме специалистов по кибербезопасности. Создать продукт – это одна история, а вот защитить свои сервисы – это другая история. Защищенность персональных данных жертвователей, благополучателей находится на периферии сознания у представителей третьего сектора. В коммерческом секторе мы можем наблюдать огромное количество утечек информации, в то время как эта напасть пока обходит стороной третий сектор. Один из важных выводов дискуссионной панели – обращать внимание на безопасность данных».

 Работа с донорами: анализ, внимание, интерес

Анастасия Ложкина, сооснователь «Клуба фандрайзеров» и конференции «Фандрайзинг нового времени»:

«Фандрайзеры (преимущественно на Западе) сейчас делают ставку не на привлечение новых доноров, а удержание. Задача новых систем коммуникаций направлена на то, чтобы доноры оставались с организацией. Благотворительность стремительно переходит в мобильные устройства, и больше 60% пожертвований делается через смартфоны. Сайты, е-мэйл фонда должны быть максимально адаптированы под мобильные устройства. Сайт может быть красивым, но в отсутствии мобильной версии конверсия аудитории будет снижаться. 

Следующий шаг: анализ данных. К примеру, у организации есть база доноров, которую нужно сегментировать. Человек может жертвовать деньги на определенную благотворительную программу, значит, фандрайзеру нужно работать с жертвователем в контексте его филантропических интересов. Сейчас бизнес очень активно вкладывается в таргетинг, анализирует предпочтения клиентов, их поведение, исходя из этого делает коммерческое предложение. Фандрайзинг заимствует эти подходы и внимательно изучает интересы донора.

Система, при которой все деньги собираются в один котел с помощью смс или почтовой рассылки, теряет свою актуальность. Благотворительные организации должны работать с донором, понимать его интересы.

Пандемия научила нас тому, что людям нужно внимание. Имэйл рассылка должна начинаться, условно говоря, «Здравствуйте, Анастасия». Человеку нужна забота, ощущение особого отношения. Не фонд в центре внимания, а донор. Мы не должны гнать потенциального донора на сайт, а интегрироваться с сервисами: это интернет-магазины, службы доставки и так далее. Человек, который захотел сделать покупку параллельно может сделать пожертвование. НКО необходима коллаборация с бизнесом не в контексте «дайте нам денег», а в использовании технологий и ресурсов компании для вовлечения клиентов и сотрудников в решении социальной проблемы. Мы должны быть экологичными по отношению к нашим донорам». 

Новые люди в НКО и готовность учиться

Мария Черток, директор благотворительного фонда «КАФ»:

«На конференции не могло не броситься в глаза участие очень многих новых молодых людей и организаций, в первую очередь из регионов, которые с огромным энтузиазмом осваивают практику фандрайзинга. Мне кажется, в первую очередь всех интересуют премудрости диджитал-сборов пожертвований от частных лиц, хотя объективно мы видим, что НКО стали гораздо активнее и в привлечении, например, грантового финансирования. «КАФ» привез на БНФ новых грантополучателей программы «Обними цифру», и по их восторженной реакции понятно, что для НКО из регионов конференция очень важна и полезна. 

Еще одно наблюдение — это рост и диверсификация инфраструктуры фандрайзинга. Помимо платформ для сбора пожертвований появились и другие онлайн-решения, сформировался пул консультантов в сфере фандрайзинга, появились клубы и другие неформальные группы и т.д.

Это говорит о серьезной профессионализации сферы фандрайзинга и развитии платежеспособного спроса на подобные услуги.  

И третье наблюдение, которое обсуждалось и на конференции: в фандайзинг приходят все новые игроки, которые используют НКОшные технологии и инфраструктуру для своих целей. Это и малый бизнес, страдающий от пандемии, и авторы культурных проектов, и просто группы людей с идеей. Можно воспринимать их как конкурентов, а можно в контексте развития культуры фандрайзинга в России, совместной работы над улучшением технологий, регулирования».

Олег Шарипков, исполнительный директор фонда «Гражданский союз»:

«Первое впечатление от форума: неужели это случилось? Еще год назад сложно себе было представить, что можно собраться оффлайн, обсудить. Команде ЦРНО это удалось с соблюдением всех мер предосторожностей. 

Главный инсайтом для меня стала цифра, озвученная ЦРНО: 60% участников – это новые люди, прежде не работавшие в третьем секторе. Люди с горящими глазами, с желанием учиться, предлагать новые идеи. Я обратил внимание, что повестка нынешнего форума перешла от государственных грантов к частным пожертвованиям, рекуррентным, к целевому капиталу. Акцент с грантов уходит, что говорит о повышении устойчивости некоммерческого сектора.  

Вернусь к теме целевых капиталов. Мы видим статистику: в последние 3 года процент целевых капиталов в регионах вырос в 2 раза. Лично меня эта цифра впечатляет».

Стратегическое планирование, развитие и внимание к цифрам

Светлана Горбачева, консультант по развитию социальных инициатив и НКО, директор по стратегическому развитию БФ «АиФ. Доброе сердце», член совета Ассоциации фандрайзеров

На конференцию традиционно приехало много новичков, тех, кто только делает свои первые шаги в профессии, однако даже для более опытных коллег было чему поучиться. На мой взгляд, самое важное в конференции – это то общение, которое происходит неформально. Например, на секциях во время интерактивной работы в малых группах или во время перерывов и вечернего нетворка.

Я бы выделила несколько трендов, которые намечались уже в прошлом году, но в этом только усилились и стали нашей реальностью.

Стратегическое планирование

Стало понятно, что работу придется перестраивать всерьез и надолго, поэтому нужно основательно подойти к вопросу. Запрос на экспертизу в этой сфере вырос – я вижу это по своей консалтинговой практике, а также по отзывам других экспертов и консультантов. Для того, чтобы остаться на плаву в сложные времена, приходиться искать не только новые методы работы с донорами и благополучателями, но часто и переосмысливать миссию, цели и задачи фонда. А уже после этого — инструменты, которыми эти цели достигаются.

Организационное развитие и цифровизация

В продолжение этого тренда заметен фокус и усиление внимания руководителей НКО к организационному развитию и устойчивости. Этот тренд подтверждает и исследование сектора в период второй волны пандемии 2020 года, которое провел БФ “КАФ”, которое говорит, что каждая третья НКО начала заниматься организационным развитием.

Цифровизация стала востребована не только с точки зрения работы с частными массовыми донорами. Организации стремятся соответствовать современным стандартам в сфере автоматизации процессов, внедряют электронный документооборот, приводят свою работу в соответствие с законом о защите персональных данных.

Фандрайзинг

Если говорить про фандрайзинг, то кажется, уже становиться понятнее, что ни один человек, даже самый профессиональный, не спасет организацию от безденежья и прекращения деятельности. Такое под силу только целой системе, инфраструктуре фандрайзинга, построенной в отдельно взятой организации.

Прошлый год стал переломных для многих НКО с точки зрения необходимости внедрения онлайн-фандрайзинга.

По данным того же самого исследования сектора в период второй волны пандемии 2020 года, которое провел БФ “КАФ”, 44% НКО не имели опыта сбора онлайн пожертвований. Сейчас это задача номер один, крайне востребовано обучение и консалтинг в сфере внедрения онлайн фанрайзинга в работу НКО.

Что касается найма профессионалов – в секторе нет достаточного количества хорошо подготовленных фандрайзеров. Именно поэтому НКО применяют гибкий подход к поиску сотрудника: гибридный график или частичная занятость, обучение за счет работодателя, привлечение внешнего консультанта, который сопровождает штатного сотрудника, передает ему опыт.

Опора на данные

За последние несколько месяцев было опубликовано несколько отчетов, которые обсуждались на конференции: отчет БФ “КАФ” и Ассоциации “Все вместе” “Конкурсы, отчеты, гранты: как улучшить отношения НКО и доноров?”, доклад Фонда В.Потанина «Какие знания нужны сегодня некоммерческому сектору» и сборник, подготовленный Теплицей социальных технологий “Сканирование горизонтов: роль информационных технологий в будущем гражданского общества”. Я рекомендую изучить полные тексты этих докладов, все они рассказывают о текущих трендах в разных сферах работы некоммерческого сектора.

Новые инструменты и готовность учиться

Григорий Свердлин, директор благотворительной организации «Ночлежка»:

«Я обратил внимание на большое количество новых лиц на конференции. Преимущественно, это люди, которые создают собственные организации или приходят в существующие фонды. В последние годы НКО активно вкладываются в собственных сотрудников, в их обучение и отправляют на такие вот мероприятия. Сектор давно встал на профессиональную основу, и фонда создают уже целые отделы фандрайзеров. Да и сами инструменты меняются каждый год: появляются новые платформы, акции по сбору средств. Экономический кризис набирает обороты, что приведет к снижению среднего размера пожертвований, сложнее будет привлекать пожертвования со стороны бизнеса и даже грантодателей. С другой стороны, год от года число людей, вовлеченных в благотворительность, растет: больше жертвователей, волонтеров. Это то немногое, что вселяет оптимизм». 

Стремительное развитие сектора

Соучредитель благотворительного фонда «Нужна помощь», создатель и директор медиапортала «Такие дела» Дмитрий Алешковский: 

«Для меня нынешняя конференция пятая по счету, и я могу наблюдать стремительное развитие сектора. Пять лет назад мы были в состоянии зародыша, по сравнению с тем, как сейчас. Сектор стремительно учится фандрайзингу, становится профессиональнее. Что касается смещения акцента с грантов в сторону частных пожертвований, то, на мой взгляд, бюджет организации должен быть сбалансирован. Он не должен зависеть от какого-то одного источника, в этом смысл устойчивости». 

     

1 comment

Add yours

Добавить комментарий