Безвозмездно, но не даром: когда и как обращаться к специалистам pro bono


К pro bono — оказанию профессиональной помощи НКО на безвозмездной основе — в секторе относятся неоднозначно. Кто-то не доверяет качеству услуг pro bono специалистов, а кто-то наоборот — в любом непростом случае рассчитывает на их поддержку. Светлана Горбачева,  консультант по развитию НКО, директор по стратегическому развитию БФ «АиФ. Доброе сердце», рассказала «Филантропу» об особенностях работы с pro bono специалистами и о том, как подготовиться к ней.

Что такое pro bono и точно ли это бесплатно?

Услуги pro bono НКО может получать в самых разных областях: коммуникации, маркетинг, аудит, IT, стратегия, планирование, исследования и операционные процессы. И у такой помощи есть неоспоримые преимущества. Во-первых, некоммерческие организации получают доступ к ресурсам, которых обычно у них нет. Во-вторых, привлечениев нешнего , не из третьего сектора — это возможность взглянуть на себя со стороны. В-третьих, pro bono — это инструмент для того, чтобы построить отношения с компанией-партнером, наладить контакты с ее сотрудниками, которые в будущем могут стать вашими амбассадорами.

Внешний консультант по-новому может посмотреть на вашу деятельность и какие пути развития открыть. Например, в моей практике был такой случай: фонд проделал большую фандрайзинговую работу, привлекал довольно серьезные социальные инвестиции,  но при этом считал себя недостаточно большим и влиятельным.  При подробном анализе выяснилось, что часто финансирование не проходило непосредственно через НКО, вместо этого доноры напрямую оплачивали расходы или покупали дорогостоящее оборудование медицинским клиникам — партнерам фонда.  В результате руководитель принял решения пересмотреть принципы работы с медицинскими учреждениями и внести изменения в действующую благотворительную программу для того, чтобы иметь возможность помогать более системно.

Но не все бесплатное на самом деле бесплатно. И при работе с pro bono надо быть готовым к определенным тратам:

Человекочасы. Сотрудничество со сторонним специалистом требует серьезных временных ресурсов. Нужно быть готовым вкладываться и трудиться порой и в нерабочее время, совмещая общение с pro bono консультантом и выполнение текущих задач.

Деньги. На некоторых pro bono платформах вас попросят оплатить взнос. Если вы сотрудничаете напрямую с компанией, то вы не должны будете ничего платить им за их услуги, но вас тоже ждут определенные траты. Например, если это информационная кампания, вам надо будет оплатить производство фото и видео.

Как подготовиться к работе с pro bono и что сделать, чтобы проект состоялся?

Pro bono проект: тут важен план и подготовка. В НКО часто не учитывают это и совершают типичные ошибки:  не рассчитывают ресурсы (люди, деньги, время), неверно составляют бриф команде, не планируют бюджет и недостаточно координируют работу, не следят за таймингом.

Чтобы избежать этих ошибок, заранее подготовьте нужные данные. От того, как у вас ведется мониторинг и аналитика, зависит успех проекта. Помните: специалисты будут обращаться к вам за разными данными, материалами, и надо будет вовремя предоставлять их. Обязательно назначайте ответственного человека — именно он будет заниматься координацией и четким соблюдением дедлайнов. А главное, решите для себя, к какому результату вы стремитесь. Цель необходимо прописать заранее и не отступать от нее, не подменять другой. Пропишите, какие конкретно результаты вас интересуют, каковы индикаторы успеха.

Pro bono дает возможность значительного рывка вперед, но необходимо помнить и о завершении проекта, успешном использовании его результатов потом.

Распишите как дорожную карту, что вы будете делать после завершения проекта. Важно продумать внедрение продукта: решите, как вы будете его использовать. У вас должен быть план дальнейших действий.

Не забывайте и про благодарность. По завершении проекта дайте обратную связь pro bono специалистам, замотивируйте их и дальше помогать НКО.

Когда лучше обращаться к платным консультантам, а когда к pro bono?

Важно не оставлять обращение к pro bono консультантам единственным вариантом и при необходимости обращаться к платным консультантам. Отталкивайтесь от актуальной задачи, оценивайте, что вам нужно и что приоритетнее сейчас.

Pro bono может обойтись дешевле, но такие проекты иногда делаются по остаточному принципу, и специалисты не уделяют НКО достаточно времени. Платный же консультант нацелен именно на выполнение поставленных вами задач и вашу пользу. Изначально с таким специалистом выстроены другие отношения: более четкие задачи, дедлайны и промежуточные реперные точки. Помимо мотивации у него есть и юридическая ответственность, прописанная в договоре. Учтите и тот факт, что за деньги вы можете нанять консультанта, у которого есть опыт работы с НКО или смежный опыт, pro bono же специалист может не обладать таким опытом. А значит, не всегда сможет верно оценить поставленную перед ним задачу.

К тому же часто pro bono консультанты хотят опробовать определенную идею или инструмент, и НКО выступает для них в роли тренировочной площадки. Это не плохо, просто нужно иметь это в виду и соблюдать четкое соответствие  проекта вашим интересам. Если вы изначально нечетко понимаете свою цель, вы отойдете от нее в сторону выполнения задачи этой компании, воплощения их идеи.

Совмещайте несколько инструментов: и платные, и pro bono консультации. Когда вам нужно что-то узкоспециализированное, специфичное — лучше обращаться к платному консультанту, когда нечто более потоковое и не имеющее жестких дедлайнов — к pro bono. При этом к последним будьте достаточно требовательны, следите, чтобы проект был полезен для вас, достигались важные для вашей НКО цели.

Куда обратиться за pro bono помощью?

Если вы уже сотрудничаете с крупной компании, вы можете попросить их о pro bono поддержке. Другой вариант — начать с этой просьбы общение с новым потенциальным партнером. Среди компаний, которые часто сотрудничают с НКО на условиях pro bono: Delloitte, Билайн, IBM, BBDO Group и многие другие. Такая инициатива может быть в руках у КСО-менеджеров, могут поступать предложения и от HR или PR департамента.

У крупных компаний свой интерес в помощи НКО. В частности, их интересует повышение лояльности персонала от участия в социальных проектах. Ведь часто в подобных компаниях строгие брифы, а подобные проекты — возможность для свежих идей и креатива.

Pro bono помощь также открывает PR-возможности для коммерческих компаний, позволяет тестировать инновационные подходы, помогает сотрудникам профессионально вырасти, улучшает взаимодействие между ними, если это командный проект.

Другой вариант получения pro bono помощи — обращение к pro bono-хабам. Это посредники, которые помогают вам найти нужных специалистов. Например, платформа социальных изменений Todogood — вы платите организационный взнос, а сотрудники платформы собирают команду под ваш проект. А на ProCharity вы не платите взнос, самостоятельно формулируете задачу, оставляете заявку, и кто-то из волонтеров откликается. Сообщество «Пасека» придумано для взаимодействия с рекламными агентствами, решения задач, связанных с коммуникацией, PILnet — для оказания юридических услуги.

Преимущество работы с хабами в том, что они берут на себя структурообразующую функцию. То есть помогают вам на разных этапах, находят подходящих под вашу задачу специалистов. Иногда сотрудничество с pro bono-хабами выгоднее и удобнее, чем самостоятельный поиск экспертов-волонтеров.


Вебинар прошел при поддержке Фонда президентских грантов.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий