Как скандалы и конфликты в НКО влияют на отношение к благотворительности: результаты опроса


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В некоммерческом секторе, как и в любых других сферах, происходят громкие конфликты, скандалы и неприятные истории. Правда, только 5% россиян отметили, что хорошо знают про скандалы с участием благотворительных фондов, 42% опрошенных лишь отчасти осведомлены о них, а меньше половины (46%) ничего не слышали о конфликтах. Об этом говорится в опросе БФ «КАФ» и компании OMI (Online Market Intelligence), подготовленном для издания «Филантроп».

Однако на этом хорошие новости заканчиваются. Негативная информация о фондах, о мошенничестве и скандалах подрывает доверие россиян к НКО и к благотворительности в целом. Так говорит почти половина респондентов (46%). При этом треть россиян в принципе не доверяет фондам и НКО. Но все же почти каждый пятый (33%) россиянин поддерживает идеи и ценности благотворительности и продолжает доверять фондам, несмотря на случаи мошенничества.

Исследование проводилось методом онлайн-опроса россиян. В опросе участвовали больше 16 тысяч человек.

О каких скандалах идет речь

Летом в благотворительном секторе произошло несколько неприятны конфликтов. Вот два самых заметных из них.

  • Фонд «Подарок ангелу» обвинил агентство «Сметана» в присвоении проекта «Доброшрифт». После публикаций в СМИ агентство перевело НКО 2,3 миллиона рублей, а после вернуло права на торговую марку «Доброшрифт».
  • Другой конфликт затронул фонд «Птицы», который помогает жертвам домашнего насилия. В июле в паблике во «Вконтакте» «Благотворительность на костях» был опубликован пост, в котором сообщалось, что в апреле руководительницу НКО Наталью Никифорову «поймали на злоупотреблении финансами фонда, в том числе на нецелесообразном использовании средств». Против Никифоровой подали заявления в Минюст, налоговую, пенсионный фонд, государственную инспекцию труда, СК и Генпрокуратуру. Сейчас некоторые из этих ведомств проводят проверки.
  • Рэпер Моргенштерн заявил, что организовал сбор денег для ребенка со СМА из-за угроз полиции.

Что думают общественники о скандалах в благотворительной сфере

«Конечно, первая мысль про скандалы — не надо выносить сор из избы, это плохо говорит о секторе в целом и подрывает доверие. И да, действительно, доверие это нарабатывалось годами, и может быть легко разрушено, — говорит Мария Черток, директор БФ «КАФ».

Но в то же время, мне кажется важным, что в последнее время эти скандальные ситуации довольно подробно разбираются и обсуждаются в соцсетях и СМИ, и это может стать возможностью для того, чтобы лучше объяснить людям, которые мало разбираются в наших цеховых тонкостях, какие-то правильные вещи.

Например, важно говорить про то, что онлайн-платежи работают определенным образом, что у НКО не всегда хватает ресурсов на какие-то сложные профессиональные сервисы, что система госгарантий устроена не так, как кажется… Нам надо, чтобы люди больше разбирались в жизни сектора, тогда и доверия, и поддержки будет больше».

«Сор из избы выносить не стоит, поскольку любой конфликт создает негативный фон сектору. Надо найти механизмы урегулирования, при этом понимая, что информация в общество просочиться через соцсети, другие каналы коммуникации. Избежать утечки невозможно, мы можем только минимизировать вред, нанесенный публичным скандалом.

Повторюсь, необходимо выработать механизм поиска компромиссов и разрешения конфликтных ситуаций.

Пока что этого нет. Кодекс этики сам по себе конфликты не отменяет, он оговаривает лишь нормы поведения. Этические комиссии разрешают проблемные ситуации, но они, как правило, создаются при конкретных организациях. Но в масштабах сектора наличие такой комиссии мне представляется нереалистичным», — считает правозащитник и сопредседатель Московской Хельсинкской группы Вячеслав Бахмин.

«Не могу сказать, что скандалы внутри сектора приводят только к негативным последствиям. Недавняя история с фондом «Подарок ангелу» показала торжество справедливости. Конечно, осадок всегда остается, с этим ничего нельзя сделать. Мы можем только работать с осознанностью участия людей в благотворительности, то есть повышать ее. Скандал может отвернуть от благотворительности только слабо вовлеченного в работу человека. Необходимо больше работать над вовлеченностью, тогда никакой скандал никому помешать не сможет. Я против любых этических кодексов по одной причине: этика у всех разная», — подчеркнул директор благотворительного фонда «Нужна помощь» Митя Алешковский.

«Конфликты стали следствием стремительного развития некоммерческого сектора не потому, что пришло некое количество плохих или конфликтных людей, сектор вырос, это болезнь роста. Количество конфликтов пропорционально размерам той сферы, в которой они происходят.

Беда состоит в том, что мы пока не научились решать проблемные ситуации: нет инструментария, площадок.

Ситуацию усугубляет предмет конфликта: благотворительность. Если в бизнесе и научной среде конфликтные ситуации воспринимаются как данность, то в некоммерческом секторе они переходят в этическую область, и стороны конфликта обвиняют друг друга в нарушении этических норм. Сор, вынесенный из избы, конечно, влияет на лояльность жертвователей. Нам еще повезло, что граждане в курсе малой части того, что происходит в секторе», — отметила директор БФ помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас» Татьяна Тульчинская.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий