Импульс пандемии: как НКО в разных регионах справляются с кризисом


Мир изменился, и вместе с ним поменялись форматы работы некоммерческого сектора. Экономическая обстановка повлияла на размер среднего пожертвования: с 3 тысяч рублей в 2019 году он упал до 1911 рублей в 2020 году. По данным исследований БФ «КАФ», четверть НКО сократила расходы. И при этом почти половина организаций запустила новые программы и проекты, а всего в 2020 году более 50% россиян помогали благотворительным фондам.

В подборке «Филантропа» три важных принципа работы в кризисной ситуации от организаций-членов Содружества Добрых городов и поселков из разных регионов — от Ростова до Владивостока. 

Что помогает некоммерческим организациям противостоять кризису — на этот и многие другие вопросы можно будет найти ответы на конференции «Практики повседневной благотворительности и работы с сообществами в Добрых городах и поселках России», которая пройдет 27-29 октября в Санкт-Петербурге.

Содружество Добрых городов и поселков – объединение некоммерческих организаций. Все они проводят фестиваль «Добрый город» на своих территориях по технологии, разработанной благотворительным фондом «Добрый город Петербург». Содружество существует с 2006 года, включает более 200 городов и поселков в разных регионах страны.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Изучать прежде чем делать

Как показало исследование благотворительного фонда «КАФ», в год пандемии каждая пятая организация стала больше заниматься изучением потребностей своих благополучателей, это помогало действовать более осознанно и эффективно. Так, в Приморском крае автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования и консалтинга «Развитие» провела исследование и составила коллективный портрет лидеров неформальных групп. Команда изучала и опрашивала группы Дальневосточного федерального округа.

Так в организации получили полезную для работы и сотрудничества с партнерами информацию. Оказалось, что лишь 10% участников конкурса Фонда президентских грантов – жители малых территорий, 69 % участников – из административных центров субъектов. 18% из всех сообществ собираются не чаще раза в месяц. А личные средства активистов составляют аж 30 % от всех источников финансирования, грантовая поддержка – почти вдвое меньше – 14%. При этом любопытно, что лишь 16% опрошенных увидели главный толчок для успешной деятельности в финансировании и почти столько же – 14, 45% – в обучении. Это показало команде организации «Развитие», насколько высок запрос на образовательные программы для сектора.

Коллективный портрет лидера неформальных групп в Дальневосточном федеральном округе оказался вполне традиционным для страны в целом. Это женщина возраста от 24 до 60 лет, с высшим образованием, а иногда с двумя.

В инициативную деятельность ее привела не только неудовлетворенность качеством жизни в месте проживания, но и личные причины: например, ребенок с инвалидностью. Знание проблем изнутри и стремление их решить приводит к формированию активных сообществ.

«Мы работаем с некоторыми инициативными группами дальше. Учим их, передаем технологии развития местных сообществ, помогаем создавать НКО, теперь в том числе опираясь на результаты нашего исследования, лучше понимая свою аудиторию изнутри», подытожила Светлана Баженова, руководитель АНО «Развитие».

Меняться вместе с новыми цифровыми реалиями

Благотворительный фонд Николая Чудотворца, одна из крупнейших некоммерческих организаций Ростовской области, много лет собирала средства для тяжелобольных детей за счет ящиков для сбора пожертвований. Они устанавливались в аптеках сети «Социальная аптека».

«В 2019 году наши ящики были размещены в 97 аптеках Липецкой, Ростовской областей, а также Краснодарского края, а собранные суммы  достигали нескольких миллионов рублей в год. На тот момент собранные от пожертвований в ящики средства составляли до 8% от годового бюджета фонда», рассказала Виктория Мусиченко, исполнительный директор Благотворительного фонда Николая Чудотворца.

Но с началом пандемии, когда посетили магазинов и аптек стали отказываться от наличных денег в пользу безналичной оплаты, традиционно высокие сборы сократились в 10 раз. Бюджет организации лишился значительной финансовой поддержки.

«Сборы стали падать, хотя средний чек по аптекам становился выше. Мы были вынуждены сократить количество ящиков, оставив их лишь в наиболее проходимых и прибыльных точках», отметила Мусиченко.

Тогда фонд запустил активную фандрайзинговую кампанию, которая позволила перевести жертвователей в онлайн. Благодаря полученным грантам от компаний Google и Яндекс удалось запустить контекстную рекламу, которая в 1, 5 раза увеличила онлайн-пожертвования через сайт. В 2020 году онлайн-сборы организации составили 1 963 029 рублей

«Также большую роль сыграла поддержка от представителей аптек, понимание ими того, как сотрудничество с фондом сказывается на их репутации. Аптеки принимают участие в наших мероприятиях, фестивалях, акциях и информационных кампаниях. На сайте аптек можно найти вкладку, посвященную сотрудничеству с фондом», добавила Виктория Мусиченко.

Уже сейчас команда НКО совместно с партнерами разрабатывает новый проект. Сотрудники аптек будут предлагать посетителям округлить сумму в их чеке, чтобы остаток средств был направлен на поддержку подопечных фонда. Также в планах установить специальные интерактивные терминалы для сбора пожертвований.

«Сегодня мы понимаем, что нам необходимо подстраиваться под новые цифровые реалии – заменять ящики для сбора терминалами для безналичных пожертвований. Но стоимость одного аппарата превышает 18 тысяч рублей, так что пока совместно с аптеками мы просчитываем риски и стараемся оценить окупаемость с учетом обслуживания новых «ящиков»», рассказала Виктория Мусиченко.

Пробовать новые форматы

Общественный фонд развития города из Уфы во время пандемии реализовал проект «Конструктор сообществ». Задумывалась масштабная образовательная программа: 13 семинаров по 10 темам, Межрегиональная школа организаторов местных сообществ. И все это для 27 команд из 3 регионов и 2 федеральных округов. Но из-за коронавирусный ограничений большинство событий инициативы пришлось перенести в онлайн. 

Команде фонда удалось быстро перейти на дистанционную работу. Но, как оказалось, далеко не все районы были готовы к онлайн-обучению и восприятию информации через экран. 

«Было видно, что горожане сильно устали от самоизоляции, нуждались в живом общении. Тогда мы решили не отменять ключевое событие программы – ярмарки сообществ, которые мы должны были провести очно на 27 территориях», – рассказала Елена Засорина, и.о. исполнительного директора Общественного фонда развития города. 

Они разработали новые методы проведения массовых мероприятий в условиях карантина. Ежедневные консультации с командами помогали создать именно ту ярмарку, которая будет не только безопасной, но и полезной для горожан. 

«Каждый мог выбрать подходящий формат проведения ярмарок, а также удобную дату с июля по октябрь. Это давало больше возможностей командам», – отметила Елена Засорина. 

Условия в том числе диктовали ограничения в каждом из регионов. Поэтому одни ярмарки шли 1 день, другие – несколько, а некоторые одновременно разворачивались на разных площадках города. События, как правило, проводили на открытом воздухе, территорию делили на множество зон для разных сообществ. Утром могли собираться активные мамы, днем – спортсмены, а вечером – творческие центры. На одной только ярмарке города Октябрьского, которая проходила в парке, удалось собрать около 1000 человек. 

«Команда объединила большое количество жителей, имела большую социальную значимость: люди, которые никогда раньше не занимались благотворительностью, гуляя в парке, знакомились с сотрудниками приютов для животных, волонтерскими и экологическими объединениями, делали пожертвования. Ярмарка показала, какие активные люди есть на этой территории. Сообщества пополнились новыми участниками. Органы власти и представители бизнеса стали партнерами для инициативных групп», – добавила Елена Засорина. 

В конце действия проекта Общественный фонд развития города создал реестр и карту сообществ, выпустил сборник «Конструктор сообществ». А сами ярмарки благодаря гибким форматам стали самым массовым мероприятием в регионе во время пандемии.


Познакомиться с большим количеством успешных кейсов, реализованных в регионах во время пандемии, можно будет на конференции Содружества Добрых городов и поселков. 

«Неопределенность вынуждает становиться более гибкими, выстраивать более системные подходы, по-новому оценивать свое воздействие в масштабе проектов, программ и всего общества. Сейчас сложно говорить, стабилизируется ли ситуация и вернемся ли мы к тому, чтобы было раньше. Думаю, что уже нет. Очевидно одно – основные тенденции, которые годами двигали некоммерческий сектор, изменились. Объединение усилий, возможность делиться экспертизой и опытом поможет произвести ряд качественных изменений, которые положительно скажутся на всем социальном секторе. Какие точки соприкосновения могут быть между НКО из разных регионов? Что может объединить донорские и благотворительные организации? Мы будем вместе искать ответы и обсуждать совместные планы в рамках Конференции Содружества»,  – отметила Елена Пегушина, руководитель программы «Добрые города» благотворительного фонда «Добрый город Петербург»

Регистрация на онлайн-участие в событии открыта до 25 октября и доступна на сайте конференции.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий