Правила общения: как сделать так, чтобы о вас чаще писали в СМИ
Как НКО общаться с журналистами, какие истории рассказывать и как все же получить публикацию в СМИ? Настя Жвик, редактор сайта «Филантроп», автор «Тинькофф-журнала» и сайта «Такие дела», рассказывает, как НКО найти общий язык с разными СМИ и журналистами.
НКО и журналисты — это, в первую очередь, друзья. И у тех, и у других одна цель: рассказать читателю историю понятным и увлекательным языком. Сегодня все СМИ заинтересованы в историях и в контенте, а НКО — просто кладезь разных инфоповодов. Обеим сторонам важно находить друг друга и предлагать друг другу помощь.
Вот лишь несколько примеров того, что сотрудники НКО могут предложить журналистам.
-
История фонда или его сотрудника
Поводом для публикации может быть история создания фонда или то, как его руководитель, сотрудники пришли в благотворительность, тут же может быть рассказ волонтера.
Пример: сразу две публикации об Инне Инюшкиной, основательнице благотворительного фонда «Спина бифида». Для сайта «Филантроп» она рассказала о помощи детям с патологией спинного мозга и работе своего фонда. А для «Тинькофф-журнала» — историю сына с подробной справкой о самом заболевании и информацией о том, как можно помочь. Личный рассказ о собственном опыте становится поводом поговорить и о благотворительной организации, и о самом заболевании, способах лечения и о том, почему важна поддержка и помощь.
«В жизни возможно все. Надо только протянуть руку»: Инна Инюшкина о помощи и Spina bifida
2. Истории подопечных
Конечно, стоит рассказывать о подопечных — их истории, их трудности и наоборот достижения. А также можно рассказывать, как именно им помогает НКО.
Пример: «Филантроп» писал о подопечном фонда «Дети-бабочки», которому помог фонд. Можно поделиться историей успеха — как благодаря работе НКО изменилась жизнь какого-то человека. Например, «Мел» писал о подопечном фонда «Константа», которого НКО помогла вернуть в приемную семью.
3. События
Безусловно, любые события, акции, мероприятия — повод для обращения в СМИ. Это можно делать по-разному: попросить журналистов опубликовать релиз, поставить анонс или предложить подготовить материал (репортаж с мероприятия или какой-то аналитический материал по итогам).
Пример: в культурном пространстве «Тверская 15» в декабре проводится Фестиваль инклюзивных ремесленных мастерских. Организаторы предложили для разных изданий разные форматы. Например, они составляют список участников фестиваля и рассказывают, что там можно купить, для читателей «Тинькофф-журнала». Во время предыдущего фестиваля StrelkaMag выпустила текст со о том, как устроены инклюзивные мастерские. Это хороший пример того, что даже дежурное мероприятие может стать поводом рассказать историю.
4. Цифры
А еще со СМИ можно делиться исследованиями или данными опросов. Все любят цифры. Например, в «Филантропе» мы опубликовали новость на основе опроса БФ «КАФ» и компании OMI (Online Market Intelligence) о том, как скандалы и конфликты в НКО влияют на отношение к благотворительности. Получилась интересная мини-заметка на важную тему. У сайта «Такие дела» есть специальная страница, где публикуются разные цифры, в том числе от фондов. Статистика может стать основой для большого материала на какую-либо тему.
Как скандалы и конфликты в НКО влияют на отношение к благотворительности: результаты опроса
5. Экспертиза
Сотрудники НКО часто выступают в СМИ в качестве экспертов. Например, директор благотворительного фонда «Дом с маяком» Лида Мониава написала в фейсбуке о том, как нашла родственников ребенка из интерната, над которым оформила опеку няня из ее организации. «Медуза» (издание признано иноагентом) узнала у руководителя фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской и юриста горячей линии по вопросам семейного устройства фонда Оксаны Хухлиной, можно ли так делать. Для этого можно написать журналисту и перечислить темы, которые сотрудники НКО готовы комментировать.
6. Инфоповод
В СМИ можно обратиться не только с интересными героями и историями, но и с инфоповодом: если происходит какая-то несправедливость или, наоборот, что-то хорошее. Например, выпускнику детского дома не дают жилье и юристы фонда обратились в прокуратуру. Или если полиция не приняла заявление от жертвы домашнего насилия и НКО обратилась в суд. Темы обращений в разные ведомства любят как федеральные, так и региональные СМИ. Инфоповоды могут быть, конечно, и хорошими. Например, положительные решения судов, сплочение местных жителей для помощи какому-то человеку, быстрый сбор денег на лекарство для ребенка.
Что еще важно?
Важно читать СМИ перед тем, как приносить туда историю. Так можно понять, на какие темы пишут журналисты и какие для этого форматы используют. Учитывая это, можно приносить свои истории.
Раз мы говорим про общение, то стоит проявить интерес с вашей стороны к редакции. Хорошо бы выяснить, кто работает в СМИ, узнать рабочий электронный адрес и написать личное письмо. Да, сотрудники редакций не всегда отвечают на письма с идеями и особенно пресс-релизами. Но если вы уверены, что история заслуживает внимания, лучше не бояться напомнить о себе. Возможно, предыдущее письмо попало в спам.
Некоторым медиа нравится, когда им присылают готовый текст с фотографиями. Но большинство СМИ не любят, когда им присылают готовый материал. Лучше всегда сначала написать в редакцию и спросить, в каком формате ей будет удобно работать. Это необходимо для того, чтобы текст был изначально подготовлен в стиле издания.
Простая история: 3 совета, как интересно рассказывать о своей работе
Кстати, а что с фотографиями?
По поводу фотографий тоже есть нюансы. Иногда у сотрудников НКО нет ресурсов, чтобы сделать качественные фотографии. В этих случаях можно найти волонтеров, которые могли бы поснимать саму организацию, его сотрудников, волонтеров, мероприятия или подопечных. Качество картинки сейчас не менее важно, чем качество текста, и сотрудникам фондов следует об этом помнить. Конечно, когда история эксклюзивная, любое фото лучше, чем его отсутствие.
Вместо вывода хочется напомнить, что в современном мире при наличии огромного количества информации достучаться до читателя не всегда просто. Сам по себе текст может не принести желаемого эффекта — нужно организовать продвижение в соцсетях или на поисковых сайтах. При этом фондам также стоит подключиться к распространению материала и не рассчитывать только на силы редакции. У НКО более лояльная аудитория, она активнее включена в тему благотворительности и публикация в хорошем издании — для многих будет поводом еще раз
6 советов, как общаться с журналистами и не оказаться обиженным
Куда писать?
- «Филантроп» — https://philanthropy.ru/.
- «Такие дела» — https://takiedela.ru/.
- Фонд «Нужна помощь» — https://nuzhnapomosh.ru/.
- «АСИ» — https://www.asi.org.ru/.
- «Правмир» — https://www.pravmir.ru/.
- «Милосердие» — https://www.miloserdie.ru/.
А еще в последнее время об НКО стали писать все крупные медиа. Это, например, программы MeduzaCare в издании «Медуза» и «О важном» в «Тинькофф-журнале». Глянцевые журналы «Домашний очаг», издания ForbesLife и ForbesWoman и многие другие регулярно пишут на тему благотворительности совершенно по-разному: все ищут свой голос, свой формат, чтобы сделать ваши истории интересными для своей аудитории.
«Самый верный способ что-то поменять – сделать это вместе»: правила #ЩедрогоВторника
Начинать писать можно уже сейчас
Международный день благотворительности #ЩедрыйВторник в 2021 году пройдет 30 ноября. Чтобы потренироваться в сторителлинге, вы можете поучаствовать в конкурсе «Щедрая история». Участники рассказывают истории, связанные с благотворительностью или добрым поступком. Кроме того, конкурс — возможность оказать реальную помощь. Три победителя получат денежный грант от #ЩедрогоВторника в 100 тысяч рублей и смогут передать эти деньги в организацию, которую поддерживают.
Победителей 2020 года можно найти на сайте #ЩедрогоВторника. Эти истории победили потому, что в них была личная история. Они рассказывали о работе НКО и благотворительности с разных сторон: семьи, сотрудника, волонтера. Истории вовлекали, показывали, что помогать может каждый, вызывали положительные эмоции.
Конкурс «Щедрая история» продлится до 30 ноября. Узнать больше о конкурсе и рассказать свою историю можно пройдя по ссылке.
Материал подготовлен по итогам воркшопа «Как написать так, чтобы читатель захотел пожертвовать деньги?» на Саммите #ЩедрыйВторник-2021.
+ There are no comments
Add yours