Помощь в кризис: какие законодательные изменения ждут некоммерческий сектор


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Президент России 5 марта 2022 года объявил о необходимости максимальной экономической свободы для бизнеса. Правительством уже принят ряд мер для поддержки предпринимателей, в том числе анонсировано снятие многих ограничений на предпринимательскую деятельность.

Дойдет ли очередь до благотворительных организаций? Юрист благотворительного фонда «Нужна помощь» Константин Воробьев отвечает на главные вопросы о том, какие изменения могут произойти в сфере благотворительности в ближайшее время и как повлияют на работу НКО уже принятые изменения. 

Unsplash

Что уже принято?

На данный момент некоммерческих организаций коснулись лишь общие меры поддержки, распространяемые также на бизнес.

  1. Отменены плановые проверки

С 10 марта 2022 г. и до конца года отменены плановые проверки организаций, за исключением санитарно-эпидемиологического, пожарного  и иных видов надзора в отношении определенных объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска (деятельность детских лагерей на время каникул, родильные дома, общее образование, социальные услуги с обеспечением проживания и др.).

Помимо этого, допустимо проведение Минюстом России внеплановых проверок некоммерческих организаций при обязательном извещении органов прокуратуры в случае:

  • поступления информации о нарушении действующего законодательства либо положений устава;
  • поступления информации об осуществлении деятельности в качестве иностранного агента, если она не подала заявление о включении в реестр НКО — иностранных агентов;
  • поступления заявления об исключении её из указанного реестра в связи с прекращением ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

Остальные внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры лишь при наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью гражданина, угрозе обороне страны и безопасности государства.

2. Смягчена административная ответственность

С 6 апреля 2022 г. вступили в силу поправки в КоАП РФ, которые предусматривают особенности назначения административных штрафов для социально ориентированных некоммерческих организаций и малых предприятий.

Так, размер штрафа, налагаемого на СО НКО в качестве административной ответственности, будет равен санкции для индивидуальных предпринимателей, а не юридических лиц.

В случае отсутствия специальной ответственности для ИП, размер штрафа для таких организаций будет ограничен 50% штрафа для юридических лиц.

При этом на момент совершения правонарушения некоммерческая организация должна быть включена в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки.

Важно обратить внимание, что речь идет не о новом реестре СО НКО, который ведет Минэкономразвития России, а о давно существующих реестрах получателей поддержки, которые отдельно формируют федеральные, региональные и местные органы власти.

Помимо этого, НКО не привлекут к ответственности, если за то же нарушение наказали ее должностное лицо или работника. Также за несколько нарушений будут привлекать к ответственности как за одно, если они выявлены в рамках одной проверки и ответственность установлена в одной статье КоАП РФ или регионального закона.

Как НКО не нарушить закон и продолжить работу в новых условиях: советы юриста

3. Введены налоговые льготы

За неуплату налогов организациям до конца 2023 г. не будут начислять повышенные пени (прежде при просрочке более 30 дней размер пени удваивался).

Также продлен срок уплаты единого налога при УСН за 2021 г. и авансового платежа за I квартал 2022 г. на 6 месяцев. Продление распространяется на организации имеющие в том числе следующие коды основного вида деятельности: 

  • предоставление социальных услуг без обеспечения проживания; 
  • деятельность в области здравоохранения; 
  • деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений;
  • деятельность по уходу с обеспечением проживания;
  • деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений.

Уплата же сумм налога (авансового платежа) для таких организаций может производиться равными частями по 1/6 их суммы не позднее последнего числа каждого месяца, начиная с месяца, который следует за тем, в которой истек срок уплаты налога с учетом его продления.

Какие законопроекты находятся на рассмотрении?

В конце марта 2022 г. Комиссия СПЧ по развитию гражданского общества направила в Госдуму и Правительство 41 предложение по поддержке социально ориентированных НКО во время ограничений, введенных против России зарубежными странами. Кроме этого, Общественная палата подготовила и направила в Правительство восемь экстренных мер поддержки некоммерческого сектора.

Многие предложения повторяют те, что действовали в период помощи организациям, пострадавшим от распространения коронавирусной инфекции: дополнительная имущественная поддержка (гранты), кредитные каникулы, отсрочка по уплате налогов и страховых взносов, информационная поддержка, предоставление беспроцентных кредитов с последующим освобождением от выплат при сохранении той же численности сотрудников, субсидий на оплату труда сотрудников, аренду, услуг ЖКХ.

Однако есть оригинальные и необычные предложения: 

  • предусмотреть в законодательстве процедуру “временного приостановления” деятельности СО НКО до исчезновения обстоятельств, препятствующих ведению ее уставной деятельности (как именно будут “заморожены” проекты, сотрудники и руководитель организации не уточняется);
  • освободить фонды от обязательного аудита (в качестве обоснования указано, что остается непонятным, почему фонды должны проходить аудит, а другие НКО нет);
  • предоставлять льготные путевки в санатории и детские лагеря сотрудникам СО НКО и членам их семей.

Рассмотрим наиболее важные предлагаемые меры поддержки.

А) Увеличение размера налогового вычета для бизнеса при совершении пожертвований

С 2020 года существующая льгота предоставляет компаниям право включать пожертвования СО НКО в состав внереализационных расходов, но в размере, не превышающем 1% выручки (пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Предлагается увеличить размер налогового вычета для малого и среднего бизнеса при пожертвовании в пользу некоммерческих организаций до 2% от доходов донора.

Б) Распространение на СО НКО пониженных тарифов страховых взносов

Положениями пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ для некоторых видов некоммерческих организаций установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20%.

Для использования льготы необходимо:

  1. применять УСН;
  2. иметь статус благотворительной организации либо осуществлять деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта.

При этом по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по таким тарифам, не менее 70% суммы всех доходов организации за указанный период должны составлять доходы от целевых поступлений, грантов и/или приносящей доход деятельности в сфере научных исследований, образования, здравоохранения, предоставления социальных услуг.

Таким образом, предложено расширить льготу на все социально ориентированные некоммерческие организации, включенные в реестр.

В) Смягчение правил расходования государственных грантов и субсидий

НКО просят грантодающие организации и государственные органы разрешить свободно перераспределять денежные средства между статьями расходов, чтобы использовать их на кризисные нужды, оказание помощи пострадавшим группам населения.

Также государству предлагают не сокращать финансовую поддержку некоммерческих организаций в 2022 году.

Личные фонды, отчёты, проверки: главные изменения в законодательстве об НКО в 2022 году

Какие меры больше всего могут повлиять на развитие благотворительности?

К сожалению, большинство предложенных инициатив не направлены на кардинальное изменение деятельности благотворительных организаций. Можно ли в таком случае ожидать серьезных преобразований в случае их принятия? Скорее, нет.

Главным образом, они позволят удержаться на плаву и не закрыться многим некоммерческим организациям.

На существенное развитие благотворительной сферы могут оказать  влияние лишь решительные действия органов власти.

  • Изменение модели взаимодействия государства и благотворительных организаций

Министерство юстиции России осуществляет надзор за некоммерческими организациями — речь о регулярных проверках и отчетности.

Однако функция проверяющего органа в отношении деятельности благотворительных организаций вторична, поскольку: 

  • за целевым расходованием средств пожертвований (грантов) следит налоговая инспекция (лишь в таком случае они могут быть освобождены от налогообложения);
  • правоохранительные органы контролируют соблюдение организацией требований закона, отсутствие угрозы причинения вреда здоровью граждан, имуществу других лиц;
  • трудовая инспекция и налоговые органы отслеживают выплату заработной платы, начисление страховых взносов, условия труда сотрудников.

Схожая ситуация с отчетами — Минюст России имеет доступ к банковским операциям НКО, может получать информацию от налоговой инспекции о размере поступивших пожертвований, доходах от приносящей доход деятельности, лицах, которым выплачивается вознаграждение — и так в отношении любой НКО. Тем самым данные могут собираться и обрабатываться им самостоятельно.

При этом прохождение проверок, подготовка и сдача отчетности отнимают значимые как финансовые, так и временные ресурсы организаций. Исходя из чего, целесообразно полностью освободить благотворительные организации от плановых проверок и отчетности, сохранить за Министерством юстиции России лишь полномочия по экстренным мерам реагирования и контролю за иностранным финансированием.

Фокус взаимодействия благотворительных организаций и государства должен сместиться от ограничений и запретов к развитию, поддержке и реализации совместных проектов.

Главным государственным органом в благотворительности таким образом может стать Министерство экономического развития России, поскольку первоочередной задачей государственной политики станет создание инфраструктуры для развития благотворительных организаций, повышение устойчивости, поощрение прозрачности и публичности их деятельности, распространение эффективных и инновационных практик работы.

  • Налоговый вычет в пользу благотворительных организаций

Одной из мер, которая может способствовать развитию некоммерческого сектора, является предоставление возможности автоматически перечислять суммы налога на доходы физических лиц, подлежащего возврату в связи с социальным налоговым вычетом, некоммерческим организациям.

Реализация механизма передачи выплаты от налогового вычета напрямую некоммерческой организации позволяет сэкономить время и затраты на сбор и заполнение документов для донора. Это также увеличит размер целевых поступлений для НКО, что стимулирует их фандрайзинговую активность и станет основой для увеличения ресурсов, которые будут направлены некоммерческими организациями на решение социальных проблем.

Подробнее прочитать об этом налоговом инструменте поддержки благотворительных организаций можно в нашей статье.

Gift Aid в Великобритании и России. Как устроен прогрессивный налоговый инструмент поддержки благотворительных организаций

Альтернативой налоговому вычету может стать возможность гражданина  распорядиться частью уплаченного налога на доходы. Так, в Литве можно обратиться в налоговый орган с заявлением о направлении до 1,2% от налога в пользу конкретной благотворительной организации.

Какие из предложений станут реальностью, покажет время. Мы продолжаем следить и информировать вас обо всех изменениях в некоммерческом секторе.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий