Как развивать телеграм-канал: опыт успешных НКО


Telegram за последние несколько месяцев стал основной социальной сетью, а его использование — одним из самых эффективных способов связи с аудиторией. И постепенно многие некоммерческие организации начинают (или планируют) продвигать свой канал в Telegram. А значит, советы опытных коллег будут полезны. «Филантроп» поговорил с авторами успешных каналов и SMM-экспертами о том, как развивать канал в Telegram, как общаться с аудиторией, оценивать эффективность продвижения, и о том, действительно ли все любят опросы. 

Unsplash

С чего начинать? 

Конечно, с контент-плана.

Егор Рафиков, автор телеграм-канала «Капитан грантов»: «Перед запуском канала посоветую создать медиа- и контент-планы, линейку аккаунтов в социальных сетях, чтобы отовсюду понемногу брать трафик. Важно также найти свой стиль, уникальность, то, чем хорош именно ваш канал, а может, проще будет пойти в другую социальную сеть на аналогичный ресурс. Но ключевым я все равно считаю контент. Если он нужен здесь и сейчас (как информация о грантах, мерах поддержки в целом), то этот контент сам даст аудиторию, а дальше дело за малым — придать контенту форму, сделать интересную подачу».

Татьяна Андриянова, SMM-менеджер Благотворительного фонда развития филантропии«Для начала нужно задать себе два вопроса: для чего мы создаём канал и что мы там будем публиковать. Сделайте мониторинг схожих по тематике каналов и попробуйте найти свои отличия. Когда определите цели и контент, опубликуйте несколько постов, из которых первый — приветственный. Пригласите коллег и друзей в свой канал. И только после этого расскажите о нём в своих других социальных сетях, добавьте значок на сайт. Тогда новые подписчики увидят, что канал живой и работает, пускай пока и не очень активно.

Попросите дружественные СМИ и каналы рассказать о вас. В последнее время вышло много подборок телеграм-каналов благотворительных организаций и социальных проектов. Можно рассказать о нём в своих личных социальных сетях. Определите частоту постинга и найдите золотую середину. Если вы будете редко публиковать контент, от вас могут отписаться или просто могут перестать вас читать, а если будете выкладывать новые посты слишком часто, ваш канал поставят на беззвучный режим и активность упадёт».

4 миллиона пожертвований в НКО: исследование о работе онлайн-платформ

Где искать аудиторию и как продвигать канал? 

С весны 2022 года у многих существующих телеграм-каналов выросла аудитория (из-за блокировки других социальных сетей), но новым каналам не так легко набрать подписчиков.

Егор Рафиков: «„Капитан Грантов“ пока что растёт органично. Изредка я настраиваю таргетированную рекламу во „ВКонтакте“ (у меня есть запасная группа „Капитана“ на случай блокировки Telegram). Изначально трафик, первые 200 подписчиков пришли из моего окружения: коллеги, друзья, знакомые, просто подписчики в личных аккаунтах. Они знали, что я начал активно побеждать в грантовых конкурсах. А затем я стал активно выступать на форумах, семинарах, вебинарах и тем самым собирал по крупицам нужную аудиторию.

Взаимопиар — размещение анонсов друг о друга на каналах — тема хорошая, важно подобрать равного партнёра по количеству подписчиков и аудитории, чтобы все были в профите.

Авторам каналов приходится очень внимательно бороться за свою аудиторию, 10 тысяч подписчиков телеграм-канала превосходят по ценности группу во „ВКонтакте“ с теми же 10 тысячами фолловеров».

Технологии и вдохновение: новые телеграм-каналы о социальных проектах

Елена Федулова, директор по коммуникациям Благотворительного Фонда Константина Хабенского

«Мы давно хотели открыть канал, но не знали, как к нему подступиться. Ограничение работы других соцсетей способствовали появлению канала Фонда в Telegram. Большая часть аудитории пришла из сообществ в других сетях. Разумеется, перешли не все, потому что функции Telegram не релевантны. Сейчас аудитория нашего канала насчитывает более 2200 подписчиков.

Способы продвижения? Во-первых, рассказывать о канале на других своих ресурсах. Во-вторых, договариваться о сотрудничестве с другими каналами — коллегами из НКО, например.

Мы обменялись постами с фондами „Вера“ и „Подари жизнь“. Наши партнёры также тегают нас, рассказывая о совместных историях.

Сейчас мы думаем о том, чтобы превратить канал в новостную ленту. То есть мы будем публиковать не только свои новости, но и новости в области нейроонкологии, онкологии, медицины, психологии — то есть по тем темам, которые имеют к нашей работе непосредственное отношение. Новостей в мире медицины довольно много, и Фонд Хабенского работает со многими экспертами. То есть мы хотели бы работать по принципу: появляется новость, которую комментируют эксперты. Таким образом, подписчики могут следить за событиями в этой области».

15 новых телеграм-каналов для НКО и активистов, на которые стоит подписаться

Стоит ли давать рекламу или договариваться о бартере?

Валерия Кибец, автор канала «Вакансии у Валеры»: «Наверное, главный плюс канала — он бесплатный! Рассматривайте эту площадку как плацдарм для тестирования ваших гипотез и для экспериментов. Начните с бартерной рекламы в схожих по теме каналах, собирайте обратную связь, ведите коммуникацию, шерьте канал в своих социальных сетях и аккаунтах близких друзей, найдите свой „голос“ и tone of voice.

Если есть бюджет, закладывайте на рекламу в каналах побольше, а лучше берите небольшой опт, например пять постов с определённой периодичностью.

Репосты не совсем моя история, в основном мои подписчики делятся вакансиями друг с другом или отправляют их своим знакомым в личных сообщениях. Я иду по пути бартера, если мы понимаем, что наши стартовые возможности равны (равное количество подписчиков, схожая тема, есть интерес по обмену аудиторией), но если я стучусь к крупным каналам, то в основном закладываю средства на рекламу».

Выход в онлайн: 11 советов, как провести успешное мероприятие

У Telegram есть полезные функции — комментарии, опросы, реакции. Чем лучше пользоваться?

Егор Рафиков: «Комментарии помогают держать связь с аудиторией плотнее. Например, я публикую грант, и у людей сразу возникают вопросы в комментариях: я пишу организатору конкурса и прошу ответить в комментах. Или же в комментариях мне отправляют ссылки на конкурсы и гранты, чтобы я о них рассказал.

Моя фишка — мемы. Я верю и вижу по статистике, что посты с нативными мемами заходят лучше, чем со стандартными шаблонными фотографиями с фотостока.

Но мемы — дело непростое, на создание интересной картинки может уйти и несколько часов. Главное — держать баланс: быть смешным и понятным основной целевой аудитории. Если я спущусь на уровень развлекательных пабликов типа MDK, хейта от подписчиков не избежать.

Опросы я делаю для интереса, основной опрос для меня — узнать, как много людей выиграли или не выиграли в конкурсе Фонда президентских грантов. Но на развитие опросы никак не влияли и не влияют. Скорее, для меня это просто добрая традиция.

Судя по количеству голосов, опросы люди любят. Так, в одном из последних опросов было 2292 голоса».

Валерия Кибец, основательница канала «Вакансии у Валеры»: «Моя любимая фишка — создание сообщества вокруг канала, где участники общаются и делятся рассказами о своих победах, помогают друг другу с трудоустройством, бесплатно оказывают консультации друг другу.

Второй моей находкой стало внедрение тематических рубрик, которые наполняют волонтёры — подписчики канала. Они делятся экспертизой, развивают личный бренд, а я, в свою очередь, разбавляю контент с вакансиями. Win-win — наше всё!»

Анна Доронина, руководитель диджитал-отдела «Гринпис» в России: «Сейчас в нашем канале в Telegram закрыты комментарии, но ещё раньше мы видели, что люди почти не комментируют наши посты. Зато у нас прижились реакции. Читатели таким образом выражают своё отношение к тому, что мы публикуем, и делают это довольно активно. Время от времени мы проводим опросы, чтобы ещё лучше понимать нашу аудиторию. Отдельно хочу отметить важность оформления текстов. Мы делим длинные тексты на абзацы, выделяем главное жирным шрифтом, что-то подчёркиваем и так далее — всё это позволяет читателям лучше воспринимать информацию. Ещё мы ставим хештеги (для систематизации контента) и в меру добавляем эмодзи».

Елена Федулова: «Опросы и стикеры — отличный инструмент. Наблюдая за другими телеграм-каналами (например, „Круги на полях“), мы решили попробовать видеосообщения. Этот формат прекрасно зашёл нашей аудитории. Мы постим видео с наших событий, мероприятий. Это рассказы от первого лица, своего рода лайфстайл-материалы.

Хорошо были восприняты и стикеры, которые мы сделали на основе рисунков наших подопечных. Мы запустили их к 1 июня».

Бренд НКО: как его создать и зачем он нужен

Как измерять эффективность канала?

Егор Рафиков: «Советую следить за ERR — это показатель заинтересованности: чем больше подписчиков определённого канала читают его посты, тем выше этот уровень. Его важно держать на уровне 30% или выше. Я также смотрю, насколько зашёл тот или иной пост, по тому, сколько репостов, публичных и непубличных, сделали подписчики (эта возможность есть в аналитике самого Telegram в мобильном приложении, в десктопе нет, в десктопе есть сторонний сервис tgstat.ru)».

Анна Доронина: «Опросы помогают лучше понять аудиторию, так что если их составлять с ориентиром на это и делать правильные выводы, то, конечно, они помогают улучшать канал. Мы нечасто проводим опросы, но когда проводим, то видим, что люди готовы отвечать и помогать нам становиться лучше, и мы им за это очень благодарны.

В глобальном смысле мы оцениваем работу через призму природоохранных проблем и того, удалось ли вовлечь в их решение достаточное количество людей. Как диджитал-специалисты мы ставим перед собой и цели по развитию каналов коммуникации, поэтому, безусловно, мониторим численные показатели. Для нас важно не столько количество подписчиков, сколько активность этих людей, их готовность разбираться в экологических проблемах и участвовать в их решении».

Елена Федулова: «Если после поста нас не замьютили, значит, мы всё делаем правильно. А вообще, мы смотрим на реакции и комментарии: если их много — значит, всё в порядке.

На канале мы публикуем новости Фонда, пишем о наших просветительских проектах. Комментарии под каждым постом открыты: так мы отслеживаем отклик на подачу информации. На реакции тоже обращаем внимание. А ещё, к примеру, был эфир, где принимали участие наши подопечные, которые уже долгое время находятся в ремиссии. И для этого эфира мы собирали у аудитории вопросы для ребят. Это позволило нам понять, какие темы и направления интересны нашим подписчикам в целом».

Есть какая-то особая интонация у Telegram? Как найти свой стиль? 

Главный совет от большинства экспертов — писать проще и короче.

Анна Доронина: «Если постараться кратко ответить, наш совет такой: слушайте свою аудиторию, изучайте крутые паблики (и не только в Telegram), берите на заметку идеи оттуда, адаптируйте их под себя, публикуйте контент постоянно и рассказывайте о своём канале на разных площадках».

Валерия Кибец: «Писать нужно максимально просто и доступно. Пощадите время своё и своих подписчиков. Если это вакансия, то коротко и по делу, а главное — „живые“ контакты в конце. Если это пост, ограничьтесь 1500–2000 символами. Пишите пост „через улыбку“, обычно это всегда срабатывает. А, ну и не жестите с эмоджи. Один-два — и всё на этом».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий