Новый закон об иноагентах: что меняется для НКО  


1 декабря 2022 года вступит в силу федеральный закон о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием. Закон 14 июля подписал президент России Владимир Путин. Нововведения установят единый статус иностранного агента с одинаковыми правилами и ограничениями для всех его носителей. До этого момента — всё остаётся по-прежнему.  

Юрист фонда «Нужна помощь» Константин Воробьев в материале для «Филантропа» разобрался, кого и за что могут признать иноагентом по новым правилам и как работать в новых условиях.  

Freepik

Кого смогут признать иностранным агентом  

Под действие закона попадают физические и юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы и гражданской принадлежности. Также — любые объединения, в том числе общественные, без образования юридического лица.  

Те, кто уже признан иноагентом, сохранят этот статус. Их также включат в новый реестр.  

При этом иноагентами не смогут признать:  

  • государственные органы, государственные корпорации и компании, а также подконтрольные им организации — нахождение под контролем выражается в обязанности выполнять распоряжения;  
  • религиозные организации;  
  • политические партии;  
  • должностных лиц международных организаций, дипломатов, въехавших в Россию в связи с исполнением служебных обязанностей, сотрудников представительств органов государственной власти иностранных государств;  
  • объединения работодателей, торгово-промышленные палаты.  

Применительно к НКО в этой части нет практически никаких изменений. Раньше в число исключений попадали международные фонды, потребительские кооперативы и иные виды организаций, на которых не распространялся закон о некоммерческих организациях.  

Для признания иноагентом, как и прежде, необходимо наличие двух признаков:  

— получение поддержки или нахождение под иным иностранным влиянием;  

— осуществление одного из следующих видов деятельности:  

  • политической деятельности;  
  • распространения предназначенных для неопределенного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов или участие в их создании;  
  • целенаправленного сбора сведений в области военной деятельности; 
  • финансирования перечисленных видов деятельности.

Положения закона не требуют наличия обязательной связи между иностранным влиянием и указанными видами деятельности. Как разъяснил Конституционный суд в 2014 году, такой подход направлен на обеспечение прозрачности (открытости) деятельности организаций.

Разберем каждый из признаков по порядку.  

Как НКО не нарушить закон и продолжить работу в новых условиях: советы юриста

Что значит иностранное влияние  

Раньше это означало, что НКО получает иностранное финансирование. Теперь определение дополнили еще несколькими видами, поэтому к нему будут относиться:  

  1. предоставление денежных средств и (или) иного имущества;  
  2. оказание организационно-методической, научно-технической и иной помощи;  
  3. оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами.  

Так, любая помощь и воздействие иностранных источников будут считаться одним из условий для признания НКО иноагентом. При этом мы не знаем, как именно Министерство юстиции будет применять эти нормы на практике.  

Например, будут ли считаться встреча руководителя НКО с иностранным коллегой, показ кинофильма иностранного производства, организованный организацией для работников, либо участие сотрудников в конференции с иностранными спикерами воздействием на некоммерческую организацию? А бесплатный доступ в корпоративные аккаунты иностранных приложений Microsoft, Canva, Notion — помощью от иностранных источников?  

Формально на каждый из вопросов можно ответить утвердительно, но будет ли так на практике прогнозировать сложно.  

Число иностранных источников тоже существенно увеличилось. Всё также это иностранные государства и их органы власти, международные, иностранные организации, иностранные структуры без образования юридического лица, иностранные граждане и лица без гражданства. При этом к ним еще относятся любые лица, уполномоченные перечисленными источниками.  

Российские граждане и юридические лица по-прежнему могут быть иностранными источниками, если они получали имущество от приведенных выше источников или были посредником при его получении, а также в случае, если их бенефициарными владельцами являются иностранные граждане и лица без гражданства. 

Исключение — публичные акционерные общества с государственным участием и их дочерние общества.  

Нововведение закона — отнесение к иностранным источникам лиц, находящихся под влиянием указанных выше источников. Тем самым, чтобы исключить потенциальное взаимодействие с российскими организациями — иностранными источниками, недостаточно будет убедиться в том, что они не получают иностранного финансирования, и их бенефициарами не были иностранные граждане. Нужно будет также подтвердить, что они не сотрудничают с такими организациями, в том числе российскими, — не получают от них никакой поддержки в любой форме, и на них не было оказано воздействие.  

Представим, вы решили организовать совместное мероприятие с российским университетом. При этом вуз проводит исследования — получает помощь в сборе данных — с отечественными научными организациями, получающими иностранное финансирование. Можно ли в таком случае утверждать, что он находится под иностранным влиянием, а значит, также относится к иностранным источникам? Пока совершенно не известно, как эти положения закона будут применяться на практике.  

Таким образом, если раньше лишь понятие политической деятельности считалось размытым и довольно широким применительно к иностранным агентам, то теперь также необходимы официальные разъяснения, что считать «влиянием», «воздействием», «помощью».  

Время собираться: афиша важных событий для НКО в октябре

Что относится к видам деятельности  

Мы уже привыкли, что для признания НКО иноагентом нужно установить факт политической деятельности, а для иностранных компаний — распространения сообщений для неопределенного круга лиц. Теперь же границы стерты, а значит, связь между формой организации и видом деятельности не имеет значения.  

Так, термин «политическая деятельность» стал еще шире. К политической деятельности относится фактическая деятельность организации — вне зависимости от целей и задач, указанных в уставе — в сферах, связанных с конституционно значимыми интересами государства. Её нужно вести для  оказания влияния на реализацию государственной политики, решений и действий государственных органов.  

При этом политической не считается деятельность в области науки, культуры, здравоохранения, социального обслуживания, защиты традиционных семейных ценностей и благотворительная деятельность. Однако появилось принципиальное условие — такая деятельность не должна противоречить национальным интересам России, основам публичного правопорядка, иным ценностям, защищаемым Конституцией.  

Национальные интересы России отражены в Указе Президента «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», к ним относятся, в частности, сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, поддержание согласия в стране, укрепление законности, защита конституционного строя, суверенитета, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. 

Поэтому если НКО проводит публичные мероприятия и исследования и хотя бы косвенно стремится повлиять на решения органов власти в сфере образования или культуры, но это противоречит приведённым выше интересам или конституционным ценностям, то такая деятельность может считаться политической.  

Форм политической деятельности изменения не коснулись. Помимо публичных дискуссий, дебатов, выступлений, это могут быть публичные обращения к органам государственной власти, проведение социологических исследований, распространение мнений о решениях и политике государственных органов, вовлечение в такую деятельность граждан либо её финансирование.  

Второй вид деятельности — распространение сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, и участие в их создании. Речь о текстовых, печатных, аудио-, видеоматериалах и иной информации, которые организация размещает в публичном поле, в том числе интернете. Интересный вопрос, будет ли наличие сайта, на котором публикуются новости НКО, или открытых страниц в соцсетях при наличии иностранного влияния — основанием для признания организации иноагентом?  

Тем самым, правила, ранее применяемые преимущественно в отношении иностранных юридических лиц, теперь охватывают всех, в том числе НКО. Раньше иностранным СМИ — иноагентом могли признать и российское юридическое лицо, но лишь в случае распространения или участия в подготовке материалов, созданных или распространяемых иностранным СМИ — иноагентом.  

Целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности России, которые при их получении могут быть использованы против безопасности государства. Перечень утвержден Приказом ФСБ России от 28.09.2021 № 379 и содержит 60 видов сведений, в частности, персональные данные военнослужащих и членов их семей, за исключением данных в открытом доступе. К ним относятся сведения о развитии вооружения, военной и специальной техники, о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках, о проблемах, сдерживающих развитие корпорации «Роскосмос».  

На положения приказа важно обратить внимание, главным образом, организациям, которые занимаются журналистской работой. Помимо этого, финансирование любого из перечисленных видов деятельности также может стать основанием для включения в реестр иноагентов.  

Россия поднялась на 30 место в Мировом индексе благотворительности

Сколько будет реестров иностранных агентов  

Только один. Помимо него будет существовать реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами. В него будут входить:  

  • учредители, участники, руководитель, работники иностранного агента — юридического лица или незарегистрированного объединения, а также члены его органов;  
  • лица, осуществляющие политическую деятельность и получающие имущество от иноагентов для осуществления такой деятельности.  

На таких лиц не будут распространяться требования и ограничения, установленные для иноагентов. При этом их правовое положение — ограничения в правах, отдельные требования — может регулироваться иными федеральными законами. В настоящий момент установлено, что лишь при участии в выборах кандидат обязан указывать в подписном листе, что он аффилирован с лицом, выполняющим функции иноагента. Для ведения реестра аффилированных лиц сведения о гражданах будут предоставлять МВД, Федеральная налоговая служба, Роскомнадзор, Пенсионный фонд и иные органы. Гражданин может быть исключен из реестра в случае отсутствия в течение более двух лет с момента включения в реестр перечисленных выше признаков.  

Какие обязанности предусмотрены для иноагентов  

Часть требований применяется лишь при осуществлении видов деятельности — оснований для признания организации иноагентом:  

  • сообщать о наличии статуса иностранного агента, в частности, при направлении обращений в органы власти, образовательные и иные организации;  
  • сопровождать материалы, производимые и/или распространяемые иноагентом в рамках такой деятельности, а также связанную с деятельностью информацию указанием на то, что они созданы и распространены иностранным агентом либо касаются его деятельности.  

Руководитель юридического лица — иностранного агента также обязан маркировать материалы, создаваемые/распространяемые в указанной деятельности пометкой, что он руководитель организации — иноагента. Таким образом, не придется делать пометку о статусе, если иноагент не осуществляет при этом политическую деятельность либо не распространяет материалы для неограниченного круга лиц.  

Остальные требования для юридических лиц имеют универсальный характер:  

  • ежегодное проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным;  
  • ведение раздельного учета доходов/расходов, полученных/произведенных при поступлениях от иностранных источников, и доходов/расходов от иных поступлений;  
  • регулярное предоставление отчетности по специальным формам в Минюст России;  
  • публичное размещение в интернете или предоставление СМИ для публикации отчета о своей деятельности один раз в полгода.  

Какие установлены ограничения и запреты  

Одно из наиболее важных — иноагент не может быть организатором любых публичных мероприятий. Также запрещается передача и получение имущества или денег от иноагента для организации и проведения таких мероприятий.

Иноагент не сможет получать государственную финансовую поддержку; вполне вероятно, это коснется и поддержки от Фонда президентских грантов.  

Не будет и возможности участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В части учёта и уплаты налогов иноагент не сможет применять упрощенную систему налогообложения и упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Помимо этого, не будут подлежать страхованию денежные средства, размещенные организациями — иноагентами.  

Введен запрет на производство (создание) иноагентом информационной продукции для несовершеннолетних.  

Физические лица — иноагенты не смогут работать в государственных органах, включая государственную гражданскую и муниципальную службы, быть членами избирательных комиссий, принимать участие в деятельности комитетов, консультативных, совещательных, экспертных комиссиях при органах власти.  

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий