Продолжать работать, несмотря ни на что: 16 главных трендов некоммерческого сектора в 2023 году


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В последнее время весь мир живет в состоянии неопределённости. Чего ждать от 2023 года? Как в этих условиях продолжать работу и на что ориентироваться при планировании своей работы и формировании стратегии организации. Ответы на эти вопросы — профессиональная аналитика или гадание на кофейной гуще? Покажет время. А мы все же решили спросить экспертов, какие тренды будут актуальны в 2023 году в российском некоммерческом секторе.

Иллюстратор Лиза Перельман

1. Поменяются модели финансирования

Татьяна Задирако, исполнительный директор БФ поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор»: «Будет меньше денег у НКО, но не у всех (некоторые, как написано ниже, будут получать большие деньги от государства). Корпоративные деньги от иностранного бизнеса уже ушли, а российский бизнес находится на стадии перестройки. Частные деньги тоже просядут в связи с неопределенностью ситуации и эмиграцией части доноров, у которой теперь другие приоритеты.

Инга Моисеева, генеральный директор D-Group.Social: «Экономические сложности, на самом деле, на мой взгляд, в феврале-марте они только по-настоящему начнутся.

В связи с этим нас ждет переструктурирование сектора — появление новых лидеров, ослабевание влияния некоторых прежних, новые объединения, в том числе межсекторные».

Фаина Захарова, президент фонда «Линия жизни»: Тренды прежде всего зависят от общей экономической ситуации: в этом году, например, от месяца к месяцу была мало предсказуемая динамика пожертвований от частных доноров. С большой вероятностью доходы распределятся среди большего числа.

2. Вырастет роль государства 

Мария Черток, директор Благотворительного фонда развития филантропии (внесен в реестр организаций-иностранных агентов): 

«Повестка, задаваемая государством через финансовые и прочие стимулы, включая сильно расширенную недавно систему наказаний, будет все больше доминировать в общественном пространстве и в нашем секторе. Это, к сожалению, может еще больше углубить раскол сектора по линии лояльности государстовенной повестке, начало которому положил закон об иностранных агентах.

В частности, это может привести к массовому выходу продвинутых лидеров НКО из разного рода комиссий и других экспертных органов при правительстве или на уровне регионов, так что и влияние их прогрессивных идей на социальные реформы снизится.

Татьяна Задирако: «Появится еще больше государственных грантовых денег с фокусом на помощь беженцам и южным регионам России. Как результат — появятся новые НКО, работающие с этим деньгами. А у части тех НКО, что уже работают, будет размываться миссия и расширяться программное портфолио, так как это организации будут открывать новые программы, чтобы получать доступные государственные деньги».

Надежда, щедрость, взаимопомощь: некоммерческий сектор об итогах и уроках года

3. Начнется пересмотр фандрайзинговых стратегий

Татьяна Тульчинская, директор благотворительного фонда «Здесь и сейчас»: «Пересматривать свою стратегию будут очень многие организации. Причина — уход крупных доноров, сокращение грантового финансирования и объема частных пожертвований».

Елизавета Олескина, директор БФ Старость в радость: «Благотворительность в том виде, в котором она складывалась в последние годы, с осознанной помощью бизнеса, рекуррентными платежами людей с самым разным достатком, большими грантовыми проектами, уже в 2022 году претерпела изменения. Компании, которые раньше нас поддерживали, при всем понимании важности помощи, которую получают пожилые люди, решают сейчас вопросы сохранения бизнеса. Люди, которые спокойно подписывались на постоянные пожертвования, при всем сочувствии и сострадании, часто не могут себе позволить прежние траты на благотворительность. Это, так сказать, материальная сторона вопроса.

Если смотреть на человеческую сторону, то мы надеемся, на то, что сострадание и милосердие, сохранялись в любые даже самые тяжкие времена».

Анастасия Ложкина, ментор по фандрайзингу, сооснователь «Клуба фандрайзеров»

«Увы, но тренд будет на то, что поступления от грантов в «портфеле» НКО-координаты будет расти, будет меньше «свободных» денег. Зависимость от грантов будет расти, не только у региональных и маленьких НКО, но и крупных.

Этот год показал, что несмотря на развитие цифровых технологий, про традиционные каналы нельзя забывать. Благотворительные организации должны увеличить количество источников дохода. Достаточное разнообразие доходов означает, что, если основной источник дохода благотворительной организации уменьшается или исчезает, благотворительная организация может продолжать свою деятельность и по-прежнему удовлетворять потребности пользователей услуг. Кризис стоимости пожертвований демонстрирует важность разнообразия доходов, поскольку один источник дохода вполне может начать иссякать для многих благотворительных организаций.

Благотворительные организации должны начать с оценки своих текущих потоков доходов, изучения рисков, связанных с каждым из них, и принятия общего решения о необходимости диверсификации. Если диверсификация является срочной, существует множество потоков доходов, которые могут оказаться полезными для сбора средств».

Дополнительный инструмент и ориентир: итоги второго рэнкинга благотворительных организаций

4. Продолжит развиваться массовый фандрайзинг 

Мария Черток: «Прошедший 29 ноября #ЩедрыйВторник показал, что фандрайзинг на нормальные проекты и деятельность НКО не умер, люди готовы и рады помогать. Конечно, для этого стали хуже технологические и коммуникационные условия, да и денег у людей не прибавилось, и станет, видимо, еще меньше. Тем не менее, думаю, у большинства НКО сохранится возможность продолжить свою работу с опорой на массовые и корпоративные пожертвования».

5. Работа НКО станет менее прозрачной

Татьяна Задирако: «Это связано в целом с процессами, происходящими в российском обществе. Результаты и так уже на лицо, если рассматривать публичные данные, но дальше процесс будет развиваться еще больше.

6. Станет меньше системной помощи

Мария Черток: «Думаю, движение сектора в сторону системных долгосрочных решений сложных проблем как минимум замедлится, если не сказать, что наступит «архаизация» помощи: фокус на гуманитарку, удовлетворение базовых потребностей целевых групп, подкрепленный ростом числа нуждающихся, да и еще сниженный доступ к экспертизе и другим ресурсам мирового уровня.

Очень хочется в этом ошибаться, если честно».

Евгений Фонталин, управляющий партнер группы компаний Philin Philgood: «Один из трендов нового года — перемещение на первый план программ и проектов адресной помощи и поддержания текущей деятельности по сравнению с проектами развития».

7. Будет больше партнёрств и коллабораций  

Александра Болдырева, исполнительный директор Форума Доноров: «Нас ждут новые коллаборации по темам поддержки, партнерства в секторе.В первую очередь, речь идет о межрегиональных коллаборациях стейкхолдеров».

Юлиа Назарова, благотворительный фонд «Банк еды «Русь»: «Мы давно заметили тренд на консолидацию, когда люди и организации объединяются вокруг одного дела, идеи. Непростые события последних лет только усиливают эту тенденцию. Наш фонд активно взаимодействует с другими НКО, социальными службами, РПЦ, общественными организациями».

Фаина Захарова, президент фонда «Линия жизни»: «Главный тренд — прежде всего сохранение существующих партнёров и максимум усилий для выстраивания отношений с новым».

Как организовать работу бэк-офиса НКО: три эффективные модели

8. Будут появляться новые партнеры, в том числе в бизнесе

Анастасия Ложкина: «2023 год — год просвещения российских компаний, рост который начался именно в 2022 году, которые были не задействованы в благотворительности. Бизнес хочет поддерживать, но он не всегда знает кого и как, поэтому и ориентируется на адресную помощь (закупка коляски, лечение ребенка). Поэтому НКО важно рассказывать в СМИ, в бизнес-сообществах, конференциях не только о том, какие они прекрасные и хорошие. А какой эффект бизнес получит от сотрудничества с НКО, насколько важно, чтоб компании поддерживали системные проекты, а непросто вливали миллионы в подарки детям, коляски, закупки аппаратуры. 

Малый и средний бизнес тоже будут больше включаться в поддержку, но помощь будет ориентирована на адресную поддержку».

Евгений Фонталин: «Будут появляться новые партнёрства НКО и бизнеса, который переориентируется на новые рынки, собственно, на этих самых новых рынках. Ключом к партнерству здесь будет помощь от НКО бизнесу в выстраивании позиционирования, продумывании партнерских проектов с учетом задач брендов по освоению новых рынков.

9. Появятся новые программы во многих НКО

Татьяна Тульчинская: «За последнее время появились новые категории благополучателей, точнее, их стало очень много: беженцы, жители присоединенных территорий.

Много «благотворительных» сил будет брошено именно на это направление. Здесь задачи государства и сектора частично совпали». 

10. Станет более востребована неденежная помощь

Евгений Фонталин: «Вырастет ценность бартера и про-боно ресурсов. Зачастую крупные фонды фокусируются на поиске финансовой поддержки из-за логистических сложностей в работе с бартерным форматом. В условиях спада пожертвований подход может поменяться».

11. Продолжат развиваться технологии 

Ирина Меньшенина, исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров: «Технологии (в первую очередь IT) и их внедрение в работе некоммерческих организаций. Они должны стать инструментами взаимодействия НКО и аудитории».

Анастасия Ложкина: «Будут развиваться способы сделать пожертвования через СПБ, qr-коды. Надеюсь, что продолжиться тренд интеграции благотворительности в digital и бизнес площадки. Яркие примеры этого года — Тикокофф кэшбек, различные варианты поддержать НКО пользователям Ozon, ВК. Email-маркетинг будет продолжать быть одним из каналов коммуникаций со сторонниками».

Россия поднялась на 30 место в Мировом индексе благотворительности

12. Станет еще важнее эффективность проектов

Александра Болдырева: «2022 год поставил во главу угла тему эффективности проводимых программ и проектов, ведь понятно, что увеличения финансирования не предвидится, и необходимо максимально эффективно работать с тем, что есть».

13. Будет активнее развиваться социальное предпринимательство

Юлия Жигулина, исполнительный директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее»: «Главный тренд — развитие и укрепление нового сектора экономики – социального предпринимательства, утверждение важности темы социально-преобразующих проектов, не важно, в какой организационно-правовой форме они работают.

14. Поменяется кадровый состав НКО

Татьяна Задирако: «Изменится кадровый состав сотрудников НКО. На место тех, кто уехал, придут новые, но перестройка кадрового аппарата займет время».

15. Станет важен антикризисный опыт и гибкость команды

Мария Баландина, глава фонда «Друзья»: «Опыт переживания кризисов устойчивым команды дают большое поле развития.  Умение выстраивать равные партнерства внутри индустрии и за ее пределами, постоянный аудит процессов на предмет их эффективности, гибкое использование цифровых инструментов и понимание важности построения прочных связей с сообществом единомышленников».

Фатима Мухомеджан, директор благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт»:

«Тренды будут напрямую связаны с гибкостью, подвижностью и вариативностью организаций. Мы уже не можем оставаться людьми одной профессии и дела. Человек должен быть готов меняться в соответствии с меняющимся миром».

Евгений Фонталин: «Думаю, что в 2023 будут особенно востребованы программы и проекты, нацеленные на поддержку и восстановление психологического здоровья.

16. Работа будет продолжаться, несмотря ни на что

Дарья Милославская, председатель ассоциации «Юристы за гражданское общество»:

«Мы будем продолжать помогать творить #добропозакону — это важный тренд, даже если не будет слова «тренд». Ведь в настоящее время  на рассмотрении находится законопроект, который «предполагает недопустимость использования иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, перечень которых содержится в нормативных словарях», а это значит, что слово  станет тенденцией или вообще направлением изменений. Но на нас это не повлияет: мы будем продолжать помогать некоммерческим организациям ориентироваться в меняющемся правовом поле, как и делали это всегда. Но будем искать новые формы, чтобы правовые нормы легче запоминались».

4 миллиона пожертвований в НКО: исследование о работе онлайн-платформ

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий