Максимум пользы: 4 главных тренда в оценке социального воздействия


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Юлия Ромащенко, директор по программной деятельности Благотворительного фонда развития филантропии, аккредитованный специалист и тренер по оценке воздействия, с 2014 года профессионально занимается оценкой воздействия некоммерческих программ и проектов, — рассказывает «Филантропу» о трендах в оценке социального воздействия.

Юлия Ромащенко

Оценка социального воздействия – это анализ изменений, которые происходят в жизни людей и в состоянии окружающей среды в связи с самой разной деятельностью, но особенно часто оценка воздействия используется для социальных проектов и программ. Сегодня, когда доступные некоммерческому сектору ресурсы ограничены, а потребность самых разных уязвимых групп в поддержке только растет, оценка воздействия может помочь НКО и донорам использовать эти ограниченные ресурсы с максимальной пользой.

  1. Воздействие есть всегда

Есть точка зрения среди аналитиков, что воздействие — это только какие-то глобальные, системные изменения, в которые мы вносим вклад, и которые может быть наступят через много лет, а может, и не наступят. Сегодня эта точка зрения звучит реже, потому что при таком понимании воздействием очень сложно управлять: мы не можем напрямую повлиять на большие системные изменения силами одной организации или проекта.

И что же, получается, мы не можем ничего в нашем воздействии изменить? 

Некоммерческие организации и доноры, которые их поддерживают, совершенно точно влияют на людей, которые взаимодействуют с ними: благополучателей и их близких, специалистов в своей и смежных областях, волонтеров, которые приходят в проекты и т.д. У этих людей в жизни происходят разные изменения, эти изменения зависят от нас, и с ними можно работать, ими можно управлять: делать так, чтобы опыт людей в наших проектах был как можно более положительным, и минимизировать возможные отрицательные последствия наших проектов.

В мире много социальных программ и проектов с очевидно положительным воздействием, но мы пока не можем сказать, что в целом ситуация улучшается: неравенство растет, окружающая среда истощается, а конфликты не всегда разрешаются мирным путем. Возможно, это значит, что-то мы делаем не так и надо по-другому принимать решения.

  1. Слушать аудиторию и помнить про принцип «Ничего о нас без нас»

Оценка воздействия представляется неточной и субъективной областью исследований. Да, это действительно так: мы часто оцениваем воздействие, основываясь на субъективном опыте участников социальных проектов, и пытаемся решить, как можно сделать проекты для них еще лучше, какие направления деятельности развивать, какие проекты поддерживать. В нашем распоряжении почти всегда неполные и не очень точные данные, тогда зачем это все?

Это нужно потому, что решения-то все равно принимать нужно, и чем больше у нас будет данных для этого, тем больше вероятность того, что наше решение будет верным. Очень важно вовлечь в организацию процесса помощи не только экспертов и специалистов-профессионалов, но и самих людей, которые эту помощь получают.

«Ничего о нас без нас!» — этот ключевой принцип в области прав людей с инвалидностью актуален и для других сфер. 

Главная задача оценки воздействия социальных проектов — не показать в очередной раз, как замечательно работает проект или организация, а дать право голоса тем, про кого мы часто забываем, потому что отчитываемся не перед ними. Да, эти люди могут говорить совсем не теми словами, которыми говорим мы, и у них могут быть ограниченные представления о том, как выглядит человеческое благополучие, но именно они могут рассказать нам о том, как на самом деле меняется их жизнь в наших проектах. В конце концов, если мы решили, что хотим помочь именно им, их мнение и опыт важны и ценны для нас. Сегодня и доноры, и НКО это понимают и знают, как важно регулярно собирать и анализировать обратную связь от благополучателей и других важных стейкхолдеров.  

  1. Анализировать результаты — как положительные, так и отрицательные

Основной тренд в области воздействия — не просто оценивать воздействие, а управлять им. Для этого бывает важно сосредоточиться не на том хорошем, что мы делаем, а на тех моментах, где мы не достигли запланированного результата, чтобы выяснить, почему это произошло, или выяснить, почему решение не сработало или сработало не на пользу, а во вред.

Редко бывают проекты, которые работают для всех идеально. Всегда найдется кто-то, например, кто не прошел программу сопровождения или образовательный проект до конца, выпал из проекта, перестал пользоваться услугами и т.д. Эти люди часто теряются — мы не знаем, что дальше с ними происходит.

Когда вы собираете обратную связь, обязательно остановитесь на тех ответах, где люди недовольны. Обычно таких ответов бывает немного, и они могут остаться незамеченными.

Почему, допустим, у 80% участников проекта есть положительные изменения, 15% говорят, что ничего не изменилось, а еще 5% говорят, что стало хуже? Для этих людей нет услуги, которая нужна? Может, формат не тот? Может, им неудобно до нас добираться? Это всегда очень полезно выяснить. Иначе люди остаются в серой зоне, а мы не знаем, как улучшить свою работу. 

Мы склонны концентрироваться на успешных участниках проектов, но, возможно, это ошибка. А вдруг успешные благополучатели настолько активные, что и без нашей помощи решили бы свои проблемы? Конечно, в большинстве случаев это не так, но тогда почему мы считаем, что те, кто не достиг успеха в нашем проекте, просто не поняли его ценность или не были достаточно активны? 

Это не значит, что благополучатель всегда прав, но стоит разобраться подробнее в том, как и на кого влияют социальные проекты. Прежде всего, потому, что именно такой анализ поможет нам понять, как работать лучше, что нужно изменить, куда расти и развиваться дальше. 

Вообще, такой подход к принятию решений, с учетом воздействия, универсален и касается не только социальной сферы, но и бизнеса. Сегодня ESG-факторы уже учитывают социальную и экологическую составляющую в виде рисков для бизнеса и инвестиций. 

Следующий шаг — анализ и управление потенциальным воздействием на окружающую среду или людей, в первую очередь отрицательным воздействием. Крупные международные компании, например, Юнилевер, ИКЕА, Kering Group уже понимают это и делают раскрытие своего отрицательного воздействия, а главное — планирование шагов по его снижению — частью своей публичной отчетности и используют эту информацию не только при планировании корпоративной благотворительной политики, но и при принятии бизнес-решений, которые влияют на финансовые результаты.

  1. Изучать мировые стандарты 

Сейчас появляются новые мировые стандарты в области анализа социального воздействия и раскрытия информации о нем. Так, в 2021 году Фонд Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS Foundation — Фонд МСФО) учредил отдельный орган — Совет по международным стандартам отчетности в области устойчивого развития (ISSB — International Sustaianbility Standards Board), который будет заниматься нефинансовой отчетностью. Задача совета — удовлетворить запрос международных инвесторов на качественную, надежную и сопоставимую информацию в отчетности компаний по вопросам ESG. Для этого будет разработан стандарт, который позволит дать инвесторам такую информацию о возможностях и рисках компаний в области устойчивого развития. Здесь речь о стандартах отчетности инвесторам, но если стандартизацией требований к нефинансовой отчетности занимается такая влиятельная организация, как Фонд МСФО, значит, такая отчетность со временем будет приобретать все большее значение.

Мы живем в парадигме Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН, для которых на уровне стран существует достаточно богатая система показателей, но не всегда понятно, как можно применить эти показатели к отдельной организации и тем более проекту.

Как нам на своем уровне убедиться, что мы действительно вносим положительный вклад в достижение тех ЦУР, которые являются для нас приоритетными?

Сегодня в рамках Программы развития ООН появилась новая инициатива по выработке стандартов управления воздействием в области ЦУР для НКО, бизнеса, а также для инвесторов и отдельно для ценных бумаг. Участники инициативы говорят не только о новых стандартах (некоторые уже опубликованы на сайте инициативы SDG Impact в разделе «Ресурсы»), но и о верификации того, что стандарты соблюдаются, и сертификации организаций в соответствии с новыми стандартами.

Итак, происходит глобальное изменение политики учета разных видов ценностей и отчетности об этих ценностях. Конечно, даже в западных странах процесс идет медленно, но постепенно фокус будет меняться. Сегодня бизнес в области устойчивого развития смотрит снаружи внутрь — как различные социальные и экологические факторы в экосистеме могут влиять на его работу и финансовый результат.

В перспективе взгляд нужно направить изнутри наружу: как бизнес или его отдельные направления и проекты влияют на сотрудников, местные сообщества, окружающую среду.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий