Модный консалтинг


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Нужна ли помощь консультанта организации, которая успешно работает не один год? Какие ошибки можно совершить, принимая решение о внешнем консалтинге? Полина Филиппова, независимый эксперт, председатель ​​управляющего совета Благотворительного фонда развития филантропии, член советов фондов «Дети Марии», «Линия жизни» и ассоциации «Все вместе»,  отвечает на эти и другие вопросы в серии авторских колонок про консалтинг в некоммерческом секторе.

Unsplash

Один успешный бизнесмен однажды рассказал мне, что в начале своей карьеры создал с друзьями стартап. Они быстро стали расти и процветать, набирать клиентов и обороты. И в какой-то момент решили: все, пора взрослеть, будем как настоящий серьезный бизнес, пригласим бизнес-консультанта. Консультант дал много рекомендаций, рассказал, что бизнес-процессы у них построены неверно и как их настроить. После того, как партнеры учли все рекомендации и внедрили новые процессы, бизнес быстро зачах и сошел на нет. Как думаете, в чем причина? Консультант был плохой? Клиенты плохо сформулировали свой запрос? Не надо чинить то, что не сломано? Давайте посмотрим на эти вопросы внимательно, потому что ответы актуальны и для консалтинга в НКО.

Нужны ли НКО консультанты?

1. Ошибки в работе консультанта

Консультант, который навязывает «правильные» бизнес-процессы, конечно, вызывает подозрение. На ум сразу приходит цитата из А. Галича: «Бойтесь единственно только того, Кто скажет: «Я знаю, как надо!». Организации — как люди: они обладают индивидуальной историей, подходами к работе. Хороший консультант обязан их учитывать. Это не значит, что не должно быть базовых принципов работы — они обязательны для всех: это прозрачность, открытость, соблюдение законодательства и т.д. Соответствие этим принципам обязательно. А в остальном вариативность почти безгранична. Например, наличие формализованной системы эйчар, целевого капитала и даже активных соцсетей, несомненно, полезно, но не всегда строго обязательно для эффективной работы и устойчивости организации. Многие очень успешные организации, с которыми я работала, прекрасно обходятся без этих и других азбучных компонентов «правильной организации». Консультант, конечно, может и должен рассказать о теоретической идеальной модели, ее составляющих, но затем должен помочь организации оценить соответствие того или иного компонента ее потребностям и приоритетам, имеющимся ресурсам и текущей ситуации. 

Сейчас для консультанта особенно важно учитывать эту самую текущую ситуацию. Некоторые общие правила, справедливые в более спокойные времена, сейчас стали мало применимы.

Вот только один пример. Некоторое время назад я прочла у одного успешного консультанта утверждение, что наличие в бюджете НКО более 20 % грантовых средств говорит о ее неблагополучии. Подразумевалось, что средства гранта не дают ресурсов для развития НКО, а позволяют лишь реализовывать уже отработанные виды деятельности. По сути, это справедливо, особенно если грант получен на проект, а не на уставную деятельность. Но реальность нашей жизни сейчас такова, что грантовые деньги стали почти единственными доступным ресурсом. Бизнес медленно восстанавливается от шока и его пожертвование в сектор очень малы. Краудфандинг и частные пожертвования вряд ли могут обеспечить 80% бюджета крупной организации. Что же делать с правилом, упомянутым уважаемым экспертом? Мой совет — запомните его до лучших времен, а пока постарайтесь наполнить бюджет из тех источников, которые доступны. 

2. Плохо сформулирован запрос

Но вернемся к незадачливому бизнесмену из стартапа. Приглашение консультанта было для него и его партнеров умозрительным мероприятием, не вытекающим из реальных потребностей и проблем. Получив теоретический запрос, консультант дал теоретический ответ, основанный на учебниках по бизнесу.  Означает ли это, что консультанта не надо приглашать в благополучной ситуации, а стоит обращаться к внешней экспертизе только при наличии реальных проблем? Я так не думаю. Консультант может быть полезен и в тучные, и в тощие времена. Важно только осознавать цель и четко ее формулировать. Организация видит проблему, понимает необходимость изменений и для этого зовет эксперта. НКО работает успешно, проблем не видит, но хочет убедиться в надежности своего благополучия. В этом случае особенно важно точно сформулировать техническое задание.

Я наблюдала, как участие грамотного консультанта помогало НКО сэкономить четверть годового бюджета, разработать и запустить эффективную фанрайзинговую кампанию, существенно улучшить отношения с донорами.

В следующий раз я подробно расскажу о нескольких успешных примерах. Но важно подчеркнуть, что эти результаты достигались лишь при реальной включенности заказчика и конструктивном взаимодействии с консультантом.  

  1. Не надо чинить то, что работает

Если у организации есть временные и финансовые ресурсы, к консультанту стоит обращаться с определенной регулярность, как к врачам для профилактического осмотра. Такой культуры у нас пока нет, мы и на диспансеризацию редко ходим, а зря. Но и злоупотреблять этим не следует.

Каждая организация, как и человек, должна найти ту тонкую грань, где разумная забота о здоровье переходит в ипохондрию и поиск у себя несуществующих болезней, и не переступать за нее.

Трудно рекомендовать конкретные сроки для такого внешнего экспертного осмотра, но, вероятно, не чаще раза в год, но и не реже, чем раз в три года. 

Иногда наши ощущения обманчивы, и ситуация может оказаться не такой радужной, как представляется людям изнутри. И даже если внутренние процессы в организации отлажены, могут измениться внешние факторы, влияющие на эффективность работы НКО. В случае «профилактического осмотра» задача так и должна формулироваться для консультанта, который может оценить здоровье разных аспектов деятельности организации и дать обратную связь. Если в процессе обнаружится реальная проблема или возможность для существенного улучшения, организация может сформулировать к консультанту новый запрос, или пригласить другого профильного специалиста, или решить проблему своими силами. Важно помнить, что стоит вкладывать ресурсы и усилия в то, что действительно важно для организации. Не надо пытаться объять необъятное и соответствовать всем канонам и трендам. И даже если в этом сезоне все носят цвет маджента, помните, что он украшает далеко не всех. 

«Чрезвычайно важно осознать себя фантастически плохим управленцем»: Мария Климашкина

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий