Душевная кухня


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В офисе благотворительного фонда «Апрель» в Санкт-Петербурге есть неожиданное для некоммерческой организации помещение — небольшая кухня, но именно здесь часто собираются подопечные фонда из детских домов. Здесь они учатся тому, чего часто лишены дети, которые растут без семьи: месить тесто, накрывать на стол, смотреть, как в духовке поднимается приготовленный их руками пирог, а на плите закипает вода для спагетти. Проводит кулинарные мастер-классы для детей волонтёр фонда, ведущая кулинарных курсов Татьяна Скворцова. Татьяна рассказала «Филантропу», что дети на этих курсах учатся не просто готовить, но и считать деньги, планировать покупку продуктов, а главное — становятся более самостоятельными и открытыми.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Душевная кухня

«Я долгое время была волонтёром в фонде «Апрель», который помогает детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детских домов, приёмных семей, содействует их социальной адаптации. Как-то мне случайно попался в ленте новостей призыв фонда — помочь собрать деньги на еду детям. А я подумала: «Почему бы не организовать для них мини-курсы по кулинарии?»

Ведь это так важно для реализации. В детских домах они живут на всём готовом, домоводству их почти не учат. 


Так по выходным я стала вести курсы. Ко мне приезжали ребята из разных детских домов Санкт-Петербурга и области, наведывались гости из Карелии в рамках культурной программы. Кухня у нас небольшая, едва вмещается человек десять, а желающих было очень много, была даже очередь из желающих.  

О вкусной и здоровой пище

На моих занятиях ребята готовят обычный обед. Я стараюсь учитывать их пожелания, хотя запросы у многих похожие: прежде всего это выпечка. Все дети любят пирожки, булочки, пирожные. Ещё многим хочется научиться готовить наваристый суп, например борщ, и что-то мясное, с ярким и насыщенным вкусом, вроде шавермы или бургеров. Ведь в детских домах особо не разгуляешься, там подают всё диетическое, «столовское», без изысков: каши, запеканки, гречку с котлетами. А это надоедает. 

У многих ребят сохранился ностальгический вкус: например, они ещё помнят, что ели когда-то дома.

Родители в неблагополучных семьях, откуда вышли большинство этих ребят, редко готовят. В основном этим занимаются бабушки. Поэтому, вспоминая заветный запах полузабытого домашнего уюта и тепла, дети часто просят научить их печь бабушкин пирог с капустой… Кстати, о пресловутой гречке: предложила как-то сварить гречневую кашу — сначала поморщились, но потом кастрюлю чуть ли не вылизали до блеска, потому что та каша, с мясом и подливкой, очень отличалась от детдомовской.  

Особенность таких ребят в том, что они не знают ничего сложного. Например, макароны с мясом или с котлетами всем известны, а что такое лазанья — не слышали, хотя это вроде бы одно и то же. Очень долго пришлось объяснять. Сначала сделала её сама и принесла им, но они есть не стали — непривычно. Я поняла, что дети боятся всего незнакомого. Поэтому, перед тем как что-нибудь сделать, стала рассказывать историю — откуда произошло блюдо, из какой страны. Эти рассказы вылились в занятия по национальным кухням мира: если говорим о культуре Грузии, то потом печём хачапури, о культуре Италии — готовим пасту или пиццу и так далее. К занятиям привлекались другие лекторы, которые знали историю разных стран, показывали картинки с видами городов. Так мы постепенно расширяли кулинарный кругозор. У детей загорались глаза, многие с нетерпением ждали занятий. Они потом мне признавались: «Хотим идти учиться на повара». Мне было приятно такое услышать, ведь я же не профессионал, просто люблю готовить и неплохо это делаю. 

«Мои курсы подарили мне семью»

Но всё-таки главной моей целью остаётся научить их чему-то обыденному, простому, чтобы они, выйдя из детдома, смогли готовить обеды себе или будущей семье. Заодно они учатся считать, сколько денег потрачено на продукты, какая еда самая экономичная, сколько человек можно накормить и сколько продуктов купить. После совместного приготовления пищи мы сервируем стол, во время еды подводим итоги, обсуждаем — вкусно ли получилось, каких ингредиентов не хватает. Иногда наши занятия превращаются в весёлые перформансы. Самым ярким зрелищем, которое запомнилось всем, было приготовление капкейков, маленьких пирожных с кремом и всякими затейливыми украшениями. 

Я стараюсь ориентироваться на возможности детей. Ведь у нас бывают и ребята с ментальными нарушениями, которым не нужно никаких изысков, они просто хотят поесть вкусного.

А кому-то достаточно даже посидеть на кухне и подышать запахами домашней еды, услышать ободряющие слова. 

Мои курсы и мне дали очень многое: прежде всего, я стала приёмной мамой. У меня четверо приёмных детей, три девочки и мальчик. Трое мальчишек приехали на каникулы в «Апрель» из детского дома в Сортавале, а девочка пришла ко мне на курсы из другого детского учреждения, я решила и её забрать. Все они пришли ко мне уже подростками. Дома я их тоже учу готовить, они увлеклись, но пока ничего особо замысловатого делать не пробовали. Может, с возрастом интерес проснётся… 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В наших планах — кулинарная студия

Сбор на «Благо.ру» очень нужен, чтобы открыть ещё одну кухню, как у нас, — в Олонецком центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Там дети живут постоянно и тоже хотят учиться готовить, но отдельно выделенного помещения для этого не оборудовано. Нашими общими усилиями мы можем собрать 150 тысяч рублей, чтобы приобрести кухонную мебель и бытовую технику. 

Ещё хотелось бы пригласить поваров-профессионалов из ресторанов, чтобы они пару раз в неделю рассказывали о своей работе, показывали приготовление более сложных блюд — суши, к примеру. В наших планах — организовать в дальнейшем кулинарную студию. Это был бы новый уровень приготовления блюд, совершенно другие горизонты, настоящая профориентация. 

А ещё мы мечтаем о новой кухонной утвари. Наши кастрюли и сковородки облупились и стёрлись из-за долгой и интенсивной работы. И особенно хочется красивой обстановки — посуды, скатертей, салфеток, чтобы ребята из детских домов ощутили себя в приятной, уютной атмосфере. Вроде бы мелочь, но как поднимает настроение! Своё место и условия для кулинарного творчества — это не только самореализация, но и шанс научиться самостоятельному выбору даже в таком обычном, повседневном деле, как приготовление пищи.  


Фонд «Апрель» начал кулинарную программу с небольшого помещения в своём офисе, где до сих пор проходят кулинарные мастер-классы. Но позже занятия стали проходить не только на маленькой тесной кухне «Апреля». Так, в Олонецком центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, администрация учреждения выделила для кухни просторное помещение. Администрация центра своими силами сделала косметический ремонт, но не хватило средств, чтобы оборудовать помещение кухонной мебелью, техникой и утварью. Именно на подготовку помещения идёт сбор средств на «Благо.ру». Чтобы дети начали делать вкусные блюда и готовиться к самостоятельной жизни, нужно 150 тысяч рублей. Кто-то научится готовить для себя и своей будущей семьи, а кто-то, возможно, сделает этот навык своей профессией.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий