«Я знаю, что не одна»: патронаж на дому для подопечных фонда «Артист»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Уже 13 лет благотворительный фонд «Артист» помогает старшему поколению деятелей культуры. Одна из задач — обеспечить ветеранов театра и кино профессиональным патронажным уходом. Это неоценимо для тех, кто одинок, болен и не может самостоятельно себя обслуживать. Такая помощь помогает пожилым людям сохранять самоуважение и жить достойно.

В 2008 году Фонд начинал с адресной помощи ветеранам сцены Москвы и Санкт-Петербурга, благодаря собранной картотеке Дома актера имени А. А. Яблочкиной. Эту важную миссию приняли на себя известные артисты Евгений Миронов, Мария Миронова, Игорь Верник, Леонид Ярмольник и продюсер Наталья Шагинян-Нидэм. Сегодня под опекой Фонда находится более 2 500 подопечных в 72 городах России, которые регулярно получают медицинскую, финансовую, социальную и моральную поддержку.

«Время безжалостно всегда, но как никогда остро это ощущается в наши дни, с появлением новой коронавирусной инфекции, превратившей возраст в фактор риска и сделавшей людей старше 65 лет наиболее уязвимыми. И не только в рисках развития болезни, но и в социальном плане, — рассказывает директор фонда «Артист» Ольга Каталина. — Поэтому все наши программы призваны  сохранить достойное качество жизни в любом возрасте».


Нужна не только забота, но и уход

Помощь на дому своим подопечным фонд «Артист» оказывает уже почти десять лет. «В какой-то момент стало понятно, что многие не справляются с самыми простыми бытовыми обязанностями. Не могут приготовить и разогреть еду, одеться или застегнуть пуговицы, помыться, подстричь ногти — боятся упасть или плохо видят, — рассказывает Мария Белова, исполнительный директор фонда. — Или бывает, что человек стал маломобилен после падения или операции. Оказалось, недостаточно, чтобы рядом просто был добрый и внимательный человек. Это должен быть профессионал с определенными знаниями о том, как правильно ухаживать: поднять, перевернуть человека, помочь одеться, измерить давление, как правильно общаться, оказать первую помощь и многое другое. Мы не говорим сейчас о наличии медицинского образования, хотя в некоторых случаях и оно необходимо».

О работе фонда «Артист»

Фонд работает по нескольким направлениям. Программа «S.O.S.» — это срочная медицинская, медико-социальная и бытовая помощь: оплата необходимого обследования и лечения, патронажа, обеспечение лекарствами, средствами реабилитации и продуктовыми наборами.

При поддержке Министерства труда РФ Фонд реализует масштабную региональную программу помощи деятелям культуры в 72 городах России, в том числе в малых городах, где театрам сегодня особенно сложно выжить.

Название другой программы — «Признание в любви» — говорит само за себя. Фонд старается не только повысить качество жизни пожилых артистов, но и подарить им внимание, тепло, чтобы они не чувствовали себя забытыми и одинокими.

В России есть профсоюзные организации деятелей культуры, и они решают множество вопросов, но материальная помощь ветеранам сцены — это не основное направление их деятельности. В итоге сейчас фонд «Артист» — единственная благотворительная организация, целью которой является материальная и моральная поддержка работников театра и кино старшего поколения.  

Обязанности сиделки зависят от того, что необходимо в каждом конкретном случае. Кому-то нужна временная помощь, кому-то патронаж 24/7, потому что человек без посторонней помощи не сможет выжить.  В среднем услуги патронажа стоят 1700 рублей за 4 часа работы, а с проживанием — около 55 тысяч рублей в месяц. 

«И это самое сложное для сбора пожертвований направление с большим бюджетом и постоянной необходимостью помогать. Мы не спасаем жизнь, но делаем ее до самого конца достойной. Все мы помним истории, когда известные артисты уходили из жизни в нищете и забвении. Для того, чтобы это никогда не повторялось, мы и работаем, и в том числе в направлении патронажа», — подчеркивает Ольга Каталина.

«Теперь я знаю, что не одна со своей бедой»

Роза Булытова, подопечная фонда «Артист», заслуженный работник культуры, лауреат российских и международных конкурсов, более 30 лет отдала своей творческой профессии. Роза родилась в Бурятии в 1944 году. Подрастая, девочка увлеклась искусством. «Иосифу Сталину нравились наши бурятские певцы, вокал наш особенный. И Сталин указал построить у нас оперный театр. Это был очень красивое здание, настоящий дворец, храм искусства. А еще в Улан-Удэ появилось очень много кружков для детей, художественной направленности. Я училась на виолончели, а моя сестра на скрипке в нашей Первой музыкальной школе».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Позже Роза Булытова поступила в Новосибирскую консерваторию. «Это было время шестидесятников, Новосибирск был притягательным центром, сюда приезжал и Галич, и другие барды, и зарубежные музыканты. Так прошла моя молодость», — вспоминает Роза Константиновна. Уже на 4 курсе девушка попала в Новосибирский симфонический оркестр, и это было большой удачей. «Мы выступали в здании оперного театра, наш зал был похож на зал дворянского собрания. Вспоминаю, и пробирает дрожь», — говорит Роза Булытова.

По распределению Роза вернулась в Бурятию. Много лет виолончелистка проработала в оперном театре Улан-Удэ, репертуар которого не уступал Большому театру, затем стала концертмейстером, и это был тяжелейший труд – но и большой опыт. Закончила аспирантуру, защитилась в Новосибирске по теме истории бурятской музыки.

Позже Роза Булытова работала в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко,  Большом театре,  Рижском театре, прекрасно знала репертуар и даже солировала. А сегодня ученики Розы Константиновны выступают на самых различных сценах.

На гастролях в Архангельской области Роза Константиновна поскользнулась и упала. Полгода в больнице с травмой спинного мозга, затем две операции. Рука стала плохо держать смычок, и в 1987 году ей пришлось уйти с работы по инвалидности. «Я не могла продолжать себя в профессии. Не могла играть, преподавать – в руках была сильная слабость. Для меня это был  шок».

Роза Булытова начала искать себя в других сферах — занятость и саморазвитие спасали от тоски по профессии.

Поступила в Эколого-политологический университет, защищала диплом по теме экологии Байкала. Затем поступила в ГИТИС и получила диплом профессора театрального искусства, сделала несколько проектов в Бурятии. 

Когда не стало супруга Розы Константиновны, который был для нее опорой и поддержкой, она осталась совсем одна. К этому времени к помощи семье уже подключился фонд «Артист» и поддерживает Булытову второй год. Теперь все бытовые заботы взяла на себя профессиональная сиделка.

«Это неоценимая помощь. Потрясающе, что есть фонд, который может поддержать в такой сложной ситуации , когда человек беспомощен, болен или совсем одинок, и делает это от души,, очень ненавязчиво.. Для меня с фондом «Артист» начался новый этап жизни. Теперь я знаю, что не одна со своей бедой», — говорит Роза Константиновна.

Чтобы настоящее было радостным

Кризис, вызванный распространением новой коронавирусной инфекции, закрыл возможность проведения акций и массовых мероприятий, направленных на сбор средств и реализацию благотворительных программ. Поэтому направление патронажа на дому для подопечных фонда «Артист» сегодня особенно нуждается в финансовой поддержке. Таким людям, как Роза Константиновна Булытова, очень важна помощь в уходе за собой,  бытовых делах и, конечно, душевное тепло и забота. 

Сегодня на патронаже находятся тридцать подопечных Фонда, многие из них лежачие. Нам необходимо собрать 220 тысяч рублей, которые закроют ежемесячную потребность в оплате сиделок с проживанием для четырех человек, либо компенсируют 4 месяца работы приходящей сиделки у одного ветерана.  

Организовывать адресную помощь Фонду довольно непросто. «Наши подопечные в силу профессии очень болезненно относятся к демонстрации немощи. И часто отвечают: «А в прошлом я был известный артист!» Мы строим коммуникацию с подопечными через благодарность и уважение к ним, — рассказывает Ольга Каталина.  Работа этих людей в кино и театре – это наша непреходящая радость. Мы делаем всё, чтобы их настоящее тоже было радостным, и бесконечно благодарны каждому за поддержку».

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий