Увидеть будущее


Люди, недавно потерявшие зрение, часто замыкаются в себе, не хотят выходить из дома, не верят, что смогут жить сами. Нижегородская общественная организация «Камерата» собирает средства на проведение Школы самостоятельности — трехдневного интенсива, который поможет им освоить гаджеты и научиться ориентироваться в пространстве. А в конечном итоге — вновь поверить в себя.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Елене Сумароковой 43 года, она незрячая с рождения — есть только немного светоощущения. Елена работает медсестрой по массажу в поликлинике, преподает в музыкальной школе для незрячих детей, а в свободное время редактирует книги с шрифтом Брайля.

До семи лет Елена жила с родителями в Воркуте. «Мама с папой у меня нижегородские. Когда я родилась, мама немножко растерялась, но ей подсказали, что есть школа, можно учиться, все будет хорошо. Родители переехали обратно специально из-за меня и поселились в Боре Нижегородской области, а я пошла учиться», — рассказывает Елена.

В школе-интернате для слепых и слабовидящих детей на улице Юбилейной Елена жила пять дней в неделю — от выходных до выходных. «Поначалу было непросто, естественно, хотелось домой, но нас очень хорошо занимали, некогда было скучать. Я научилась читать по Брайлю, были книги, уже хорошо», — вспоминает она.

Первый теоретик

Когда Елене было 16, в школе открылась музыкальная школа — филиал музыкального училища им. Балакирева. Она пошла учиться игре на фортепиано, потом поступила на теоретическое отделение в училище. Так музыка стала профессией. «По-моему, я была первым незрячим теоретиком, а уже за мной другие стали поступать, — говорит Елена. — Некоторые преподаватели не понимали, что и как делать, а некоторым было, наоборот, очень интересно. Они даже свои теории выдвигали, как со мной работать».


Впрочем, музыкальное — уже второе образование Елены, первым было медицинское. Будучи студенткой музыкального училища, она подрабатывала массажем, а на курсах повышения квалификации познакомилась с будущим мужем. Их дочке Олесе 16 лет, и у нее стопроцентное зрение. Она ходила в обычную школу, а сейчас учится в колледже, будет специалистом по гостеприимству. Жизнь Олеси ничем не отличается от жизни любого подростка ее лет — однако если она видит незрячего человека в метро или на улице, она предлагает ему помощь. Так ее воспитала мама.

Сама Елена в возрасте Олеси самостоятельно ездила домой к родителям в Бор. «У нас в школе ориентировка была обязательным предметом, — говорит она. — Чем раньше начнешь учиться, тем проще потом. Мне самой хотелось передвигаться».

Спасибо, я сам

А вот человеку, которые недавно перестал видеть, взять в руки белую трость и пойти куда-то в общественное место психологически сложно и страшно. Чтобы помочь таким людям вернуть уверенность в себе, нижегородский центр «Камерата» периодически проводит Школу самостоятельности — выездной реабилитационный интенсив для 15-20 человек.

Он включает в себя тренинги и консультации с психологом, тифлопедагогом, инструктором по ориентированию и мобильности, тренером по цифровой грамотности и другими. Кроме того, на интенсив приезжают опытные незрячие, уже имеющие навыки самообслуживания и ориентирования в пространстве. Такие, как Елена. Они делятся опытом и стараются заразить своим энтузиазмом.

«До сих пор так получается, что к нам может прийти человек, который впервые слышит о том, что незрячий может быть самостоятельным, сам себе сварить суп, найти нужную информацию, заработать на хлеб, создать семью», — говорит менеджер социальных проектов «Камераты» Вячеслав Царегородцев.

Как здесь может помочь Школа самостоятельности? Конечно, за три дня, пусть и с очень насыщенной программой, научить человека самостоятельно ориентироваться в пространстве и виртуозно пользоваться гаджетами не получится. Но можно сделать так, чтобы он этого захотел.

Школа самостоятельности

Даже опытные незрячие говорят, что Школа самостоятельности для них очень полезна — начинаешь гораздо меньше бояться окружающего пространства, если нужно постоянно перемещаться по большому зданию с многочисленными поворотами и лестницами. В качестве помощника — рельефный план. А как полезно бывает послушать про новые приложения, облегчающие жизнь незрячего человека! Например, приложение Bustime, которое отслеживает автобусы.

«Гиперопека над незрячими, к сожалению, распространена. Родственники хотят водить за ручку. С помощью таких интенсивов человек может понять, что он в состоянии стать независимым. И тогда по возвращении домой он запишется на курсы ориентировки, на курсы по освоению смартфонов, компьютеров. А потом возможна и самореализация», — говорит Елена Сумарокова.

Если научиться ориентироваться и читать по Брайлю, можно поступить в медучилище, стать массажистом, сменить профессию. Надо смотреть трезво, экономистом или бухгалтером, потеряв зрение, никуда не устроишься», — добавляет Елена.

Кроме того, в Нижегородской области нет центра реабилитации для людей, недавно ставших инвалидами по зрению. То есть нет места, где человек может научиться элементарным вещам — обслуживать себя, вести домашнее хозяйство, пользоваться современными технологиями, ориентироваться с тростью. Школа самостоятельности «Камераты» призвана восполнить отсутствие такого центра.

«У нас уже год не было такого интенсива, и накопилось очень большое количество заявок от людей, которые недавно стали участвовать в наших мероприятиях и тоже хотят освоить навыки самостоятельности. Нам бы очень хотелось провести его в ближайшее время», — говорит Вячеслав Царегородцев.

Нужна площадка для обмена опытом, согласна с ним Елена. Опытные незрячие готовы советовать, чем заполнить досуг в новой жизни: фильмами с тифлокомментарием, настольными играми — существуют адаптированные для незрячих шахматы, шашки, карты, домино. Если человек умеет делать что-то по дому, менять кран или прибивать полки, этот навык тоже можно сохранить. В «Камерате» обязательно подскажут, как.

Поддержать организацию «Камерата» и помочь собрать средства на «Школу самостоятельности» можно на Благо.ру.


Этот материал — часть большого проекта про организации, которые помогают людям с сенсорными ограничениями «Понимать чувства». 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий