Игры без правил


Представьте себе грантовый конкурс, который проводит какой-нибудь фонд (может быть, даже международный), условия которого таковы: подавайте заявку немалого объема и сложности к такому-то числу, результат вы узнаете неизвестно когда, а что вам за это будет (или вообще ничего кроме почетной грамоты), станет понятно вообще через полгода. Очень сомневаюсь, что такой конкурс был бы популярен среди целевой аудитории. А Фонд, думаю, за такие дела подвергся бы публичной анафеме и был бы с позором выдворен из страны.

Между тем абсолютно аналогичный процесс разворачивается в невероятном масштабе на пространстве нашей родины. Учащиеся 11 классов, желающие поступить в престижные и самые обычные вузы, в бешеном темпе участвуют в разнообразных олимпиадах, которые проходят точно по описанной схеме. Доподлинно известно только то, что победа (диплом) нескольких олимпиад может давать преимущество при поступлении в вуз, но какое? А вот это станет ясно только 1 июня, когда дети уже вовсю буду сдавать ЕГЭ. Далее: понятно, что в принципе может быть достаточно победы в одной из «правильных» олимпиад, и можно не тратить время на последующие (а времени и сил, поверьте, уходит колоссальное количество). Вот только одна загвоздка: результаты прошедших олимпиад объявят неизвестно когда. То есть бегают наши дети, стараются изо всех сил, переживают, а каков результат этих усилий – неизвестно. Это ж какую нервную систему надо иметь -не только детям, но и родителям! Почище, чем у заявителей в программу ТАСИС!

Вот я и думаю: может, Министерству Образования нужна помощь в отработке конкурсной системы? Чтобы она стала прозрачной и последовательной, условия были понятными и доступными даже школьнику, и нервная система не страдала? Так мы готовы, у нас и опыт есть – с грантовыми конкурсами…

  1. ipagava

    вот здесь мне слышится эхо заметки про экономику благотвроительности: как сделать так, чтобы государство позаимствовало хорошие практики НКО-сектора? конечно, спасибо большой машине, что она проводит олимпиады (и за многое другое тоже спасибо), но можно ли как-то по-другому? или строго small is beautiful, а все большое — ugly? или государство у нас слишком большое, чтоб порядок в нем навести (а элите легко потеряться-растеряться)?

  2. Матвей Масальцев

    Я не большой знаток системы образования, ни нашей, ни «ихней». Но вроде есть такая практика: олимпиады, конкурсы, проекты — все это складывается в некое «портфолио» ученика. И качество этого портфолио играет роль при прохождении конкурса в вуз — как резюме при приеме на работу.

    По-моему, у нас поговаривали несколько лет назад о введении такой системы. Однако разговоры, разумеется, так и остались только разговорами.

    • Мизантроп

      У нас контора на каждого собирает некое «портфолио». У кое-кого оно такое, что не только в ВУЗ, а на работу дворникам устроиться не дадут.

Leave a Reply