Фандрайзинг по совести


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Сегодня в благотворительной сфере России конкуренция — очень болезненная тема. Само понятие часто отвергается как неуместное. Однако везде, где есть нехватка ресурсов, без конкуренции не обойтись. Между тем вряд ли найдется НКО, которое может похвастаться наличием финансирования в таких объемах, что уже не нужно дополнительное.

Именно в поиске дополнительного финансирования, фандрайзинге, и заключается конкурентная борьба. Она была, есть и будет, другое дело – она должна соответствовать высоким стандартам добросовестности и этики. А для этого существование конкуренции надо как минимум признать, что станет первым шагом к устранению болезненности вопроса.

Фандрайзинг в нашей стране понятие настолько же молодое, как и сама страна. Поэтому мы пока не можем похвастаться наличием большого количества квалифицированных специалистов в этой сфере. Найти опытного фандрайзера – проблема руководителя каждой благотворительной организации.

Сегодня уже существует ряд объединений, предлагающих курсы и тренинги в этой области. Есть надежда, что благодаря этой работе в будущем у нас будет больше людей, умеющих действительно профессионально выстраивать партнерские отношения с бизнесом.

Однако пока проблема стоит остро, поэтому потеря фандрайзера, профессионального фандрайзера, для НКО – сильный удар. Здесь и начинается борьба и, к сожалению, не всегда добросовестная. Руководители НКО настолько боятся, что их профессионалы, с наработанными связями в бизнесе, перейдут работать в другой фонд, что иногда забывают об этичном поведении.

Дошло до того, что когда мне говорят про своего бывшего фандрайзера «он ужасный работник», я просто в это не верю, при условии, что у него есть определенный стаж работы и портфолио реализованных проектов. Даже наоборот, заинтересовываюсь им как профессионалом. Есть и другие примеры нечистоплотного поведения…

Все бы ничего, в коммерческом секторе еще и не то бывает, в реалиях бизнеса дискредитировать коллегу, перешедшего к конкурентам, — это цветочки. Но мы говорим о благотворительности, здесь подобное поведение не то что недопустимо, а наносит прямой ущерб самому сектору. Я думаю, многие согласятся со мной в том, что одно из основных препятствий в развитии благотворительности в целом и фандрайзинга в частности – недоверие общества. Сегодня же достойные фонды ведут планомерную работу по восстановлению имиджа и культуры филантропии, а в такой ситуации лишь безупречное поведение может стать залогом успеха. НКО часто замыкаются в своем мире, в обществе других НКО, и забывают, что все это время за нами наблюдает «большой брат» — бизнес. Мы должны подавать пример ответственного и добросовестного поведения и вести конкуренцию достойно.

Порой опасения руководителей НКО в связи с переходом фандрайзера в другую организацию могут иметь рациональную основу. Если фандрайзер сам недобросовестен, то существует риск возникновения проблем – от переманивания доноров до клеветы. Но при сознательном подходе к делу многих проблем можно избежать. Лекарство простое: фандрайзер, который опустится до клеветы в адрес фонда, где работал ранее, дискредитирует себя сам. Ведь если принять на веру его слова, значит, он сам был до этого нечестен, или же нечестен сейчас. Фандрайзер, потерявший доверие доноров, успешным уже не будет.

И еще. Я твердо уверена в том, что поистине профессиональный фандрайзер – это человек, который искренне привержен миссии помощи нуждающимся, только личная убежденность в необходимости продвижения принципов грамотной благотворительности может сделать фандрайзера успешным. Такой человек не станет уводить источники финансирования для решения одних проблем в пользу решения других.

В общем, необходимо создать систему сознательного фандрайзинга — это когда руководители НКО и фандайзеры придерживаются принципов добросовестности. Я не открываю Америку – еще в 2006 году на саммите представителей 24 ассоциаций фандрайзеров мира была разработана Декларация этических принципов в фандрайзинге (сокращенный перевод можно прочитать здесь). Сегодня я призываю всех ратифицировать Декларацию, придерживаться ее принципов и прививать их будущим фандрайзерам при обучении.

Конкуренция в благотворительной сфере — не постыдно, если ведется честно, добросовестно и с уважением к коллегам. Приверженность этическим принципам – единственный путь к сознательному фандрайзингу, а значит к грамотной благотворительности.

18 Comments

Add yours
  1. Давно Cидим

    А интересно тут! Хотя — «слезы»…: Автор ставит правильные вопросы, но уж как-то мягко, полунамеками и далеко не все. Многие комментарии удивляют. Полноте, дамы и господа! Вы ведь не на каком-нибудь очередном «Форуме» пытаетесь «втюхать» про «социальное партнерство», корпоративную «филантропию» или (упаси Господи!) КСО…! Если тут профессионалы, давайте попробуем выражаться внятно и честно. Представления об этике и практика как корпоративной «филантропии», так и фандрайзинга даже не в зачаточном состоянии… Только фандрайзер, по своей специализации далекий от корпоративного «кошелька», может искренне считать, что конкуренции нет, остальные – лукавят. Другое дело, что собственно прямая конкуренция за конкретного донора – дело более редкое и менее важное стратегически, чем одна перманентная общая задача: превращать «колхозный базар», в мало-мальски цивилизованный бизнес (потому-что реальный, особенно корпоративный фандрайзинг – это, в основном, бизнес-процесс). Корпоративный сектор очень настойчиво борется за свои общие интересы, несмотря на «убийственную» (в прямом и переносном смысле) конкуренцию. Кто сказал, что этого не может профессиональное сообщество фандрайзеров…!?
    И наконец. Если вы хотите взять сотрудника, который приносит организации деньги, получили положительное впечатление от беседы и его records, а его бывший коллега, оставшись без него и являясь вашим, пусть потенциальным, конкурентом, поливает претендента грязью, что вам приходит в голову прежде всего? Первое, — коллега неэтичен (хотя вы, возможно, польщены его «доверительностью»), второе – а этот претендент, скорее всего, даже лучше, чем я о нем подумал…, надо присмотреться… И, любой в теме согласится, – в фандрайзинге, как в футболе — всегда известно, кто забивает голы, независимо от размера и исторического прошлого команды. Между прочим, именно подобный «совет бывшего начальника» в подобной ситуации помог мне в свое время сделать одно из весьма удачных кадровых решений! Очевидно, что подобные неэтичные эксцессы говорят и о существующей конкуренции, и о недостаточности воспитания одновременно!

  2. Sergey Mikhaylovsky

    Ознакомился с декларацией. Хорошие принципы. Подписываюсь :)
    Только все-таки от понятия «конкуренции» хотелось бы переходить больше к понятию «партнерства» и «сотрудничества».

  3. Борис Цирульников

    Согласен, что написание проектов и участия в конкурса это не фандрайзинг. А то , что касается ухода/перехода , так сказать специалистов » по привлечению средств», то не страшно их знания. котрые они получили предыдущей организации, а «противно», что они используют не только прошлые и не им принадлежащие технологии и еще начинают переманивать бизнес и настраивают его на изменения договоров с прошлыми организациями, где когда то работал «товарищ». Думаю , что это вопрос и возможно к тенденции.

    • Мария Ильина

      Борис, добрый вечер! Я все-таки более оптимистично смотрю на вопрос и надеюсь, что в тенденцию он не перейдет. В любом случае, мы можем попробовать повлиять на ситуацию. Декларация — не закон, за нарушение не накажешь, но, тем не менее, это официальный «кодекс чести». По крайней мере, подписав и нарушив его, человек \НКО будет осознавать, что поступает неэтично, а значит непрофессионально… Ведь сегодня уже коллеги комментировали, что иногда люди этого даже не осознают…Спасибо за комментарий. С уважением, Мария

      Жалко, что из статьи всех зацепила лишь тема ухода \перехода фандрайзеров, что было лишь примером, и никто не обратил внимания на декларацию… видимо, наболело именно это… С уважением,

  4. mchertok

    Я что-то не совсем поняла, а в чем предложение-то? Быть хорошими и добросовестными — это правильно вообще для всех, не только для фандрайзеров, как и остальные упомянутые автором вещи. Например, нехорошо плохо отзываться о предыдущем месте работы, это каждый знает.
    Что до конкуренции, многие бы поспорили — у нас такая малая плотность пространства, что до реальной конкуренции за доноров, особенно массы частных доноров, нам еще расти и расти до нее.

    • Dmitry Daushev

      Маш, предложение видимо — ознакомиться с переводом сокращенного перевода «Декларации…». :-)

      Что до темы статьи. Много тут неоднозначного имхо. Негативная рекомендация уволенного (или ушедшего добровольно) сотрудника бывшим работодателем — не всегда попытка ему отомстить, но и порой объективная констатация профнепригодности первого. Мне не раз попадались «фандрайзеры», которые активно «что-то делали» — притом не то, чего от них многократно требовало руководство. А потом страшно обижались, когда их увольняли.

      Есть и обратная сторона. Так же неэтично например «бывшему сотруднику» записывать в свой личный послужной список заслуги, большая часть которых являются следствием командной работы и грамотно выстроенного фандрайзинга в организации. Такие тоже попадались. Читаешь резюме: просто золото, а не человек. Берешь на работу — он даже испытательный срок не проходит.

      • araduga

        «бывшему сотруднику» записывать в свой личный послужной список заслуги, большая часть которых являются следствием командной работы и грамотно выстроенного фандрайзинга в организации. согласна с этим на все 100%. иногда до такого доходит, что просто страшно
        А главное люди считают, что они поступают верно.

        • Ddaush

          Ага. А особенно «смешно» получается, когда такие «специалисты» выходят с амбициями что они все знают и умеют, и даже пытаются учить других. А начнешь копать, интересуясь деталями, получаешь общие ответы… ни цифрр, ни фактов, ни конкретики. Т.е. вроде человек в процессе-то участвовал, но сам лично мало что освоил глубоко. :-)

      • Мария Ильина

        Дмитрий, спасибо Вам за комментарий! Приятно, что Вы соглашаетесь со мной в том, что проблема существует. Вы и комментатор Araduga справедливо отметили, что у медали две стороны!!! Это важное дополнение. Поэтому-то я и предлагаю Декларацию как вариант урегулирования этих и иных возможных сложностей, застраховать обе стороны, так скажем. А текст – да, сокращенный. С уважением,

    • Мария Ильина

      Мария, добрый день! Как раз признать существование конкуренции я и предлагаю как первый шаг, корень проблемы – в ее отрицании. В третьем секторе экономики, как и в первых двух, конкуренция – понятие естественное. Плотность насыщается довольном быстрыми темпами, а всем хочется сотрудничать с крупными компаниями, лидерами того или иного сегмента…Именно поэтому за фандрайзеров идет борьба и порой жесткая. Далее, я предлагаю не только фандрайзерам, а всем НКО, занимающимся так или иначе фандрайзингом ратифицировать Декларацию этических принципов. Даже намного важнее, чтобы НКО как работодатели ее ратифицировали, т.к. именно это, а не только личное признание «кодекса поведения» поможет нам избежать случаев недобросовестности…Надеюсь, ответила на Ваш вопрос! С уважением,

    • Андрей Никитин

      Малая плотность не мешает местным фондам (Красноярск) очень болезненно относиться к возможной конкуренции. И это беда, поскольку сподвигнуть их на взаимное содрудничество из-за этого очень трудно.
      А ещё, как может быть здоровая конкуренция на «нездоровом» пространстве?
      И как понимать конкуренцию в свете таких ситуаций http://lenagr.livejournal.com/63949.html ?

  5. Евгений Скворцов

    Государство исходит из принципа «сожрите друг друга», кидаю грантовую кость в толчею общественных организаций. В борьбе за гранты многие организации Екатеринбурга смотрят друг на друга с опаской. Нет сотрудничества, нет обмена опытом, нет …, так как никто не хочет менее конкурентно способным.

    • Ddaush

      Решение этой проблемы есть. Но оно сложное, болезненное, не быстрое и не дешевое. Нужно слезать с «грантовой иглы», диверсифицировать источники средств, уделяя большое внимание частным пожертвованиям. Это путь, которым идут большинство НКО во всем мире и все больше НКО в России.

      И вот тут, к сожалению, пока нет конкуренции (в отличие от фондового фандрайзинга). «К сожалению» — потому, что а) нет привычки любдей жертвовать, б) нет конкуренции — значит ниже качество фандрайзинга в НКО

    • Мария Ильина

      Евгений, очень грустно читать Ваш комментарий! Я, к сожалению (или к счастью?), никогда не работала с грантами от госструктур, я писала скорее про конкуренцию в корпоративном фандрайзинге. Хотя знаю, что своих проблем хватает везде… Мне остается лишь пожелать Вам не падать духом и, возможно, дифференцировать источники финансирования. Успехов в Вашей работе! С уважением,

Добавить комментарий