Оставить след


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Недавно я зашел на сайт одной благотворительной организации, с которой мы довольно долго сотрудничали, и обнаружил, что сайт закрыт. Фонда больше нет, сотрудники исчезли в неизвестном направлении. Причем, не было никакой официальной информации, что организация прекращает свою деятельность, она просто канула в Лету.

Фото: http://fahrmboy.deviantart.com

По моей информации, иностранцы, которые финансировали НКО, потерпели фиаско по сбору средств в своей стране и потому отказали в поддержке нашему фонду. Чем занимался фонд, писать не буду, не это главное. Его нет и, к сожалению, не осталось никаких сведений о том, что он делал: сайт перекуплен киберсквоттерами, информация об успехах и неудачах работы фонда пропала под обломками прошлого. Не осталось следов и в оффлайне: еще будучи живым фондом, никакой методической базы он не создал. Будто тот фонд и не работал вовсе. А межу тем сделал он многое.

Так часто бывает, многие НКО никак не описывают свой опыт, не оставляют никакого следа. А потому нельзя не только оценить вклад организации в развитие той или иной социальной технологии, но и на основе опыта НКО сделать замеры, провести мониторинг проблем, над решением которых работал фонд в определенное время. Между тем такой анализ важен не только для тех, кто придет завтра, но и для тех, кто работает сегодня.

Вот почему хотелось бы, чтобы создание методической базы на основе своей работы стало одним из направлений деятельности НКО. Эта база должна пополняться описанием того, что сделала та или иная организация. Сбор информации не должен быть особо затруднительным, пока организация функционирует: уж после закрытия это точно будет сложнее. Нужно просто собирать все, что делается, а потом информацию обработать, выделить нюансы, успехи или неуспехи и постараться изложить все это в читабельном формате.

Нужно выпускать методическую литературу и щедро делиться это информацией с коллегами. Если есть возможность, издавать свой журнал или дайджест, чтобы и там фиксировать все, что было сделано на благо той или иной социальной группы. Размещать свои наработки не только на своем сайте, но и сайтах партнеров. Больше делать записей на «вечных» проектах, таких как YouTube, Rutube. Форм и средств сохранения информации много. Главное — щедро дарить накопленное другим НКО, чтобы всё, чтобы было создано или реализовано легло в копилку всех, кто занимается общественной деятельностью.

Увы, мало кто оставляет заметные следы. А следы некоторых так и подмывает назвать ложными. Недавно наткнулся на такие, проводя в одном детском доме тренинг по адаптации детей-сирот. Одежда ребят была оформлена брендом одного фонда, который, наверное, и забыл про этих детей, потому что не появляется в учреждении уже несколько лет. Что это, подумал я, — желание «пометить» сирот своим брендом, как метят клеймом свое стадо, или превратить их в рекламные «сэндвичи» конкретного фонда? Можно сделать так, чтобы дети запомнили вас как тех, кто дал им путевку в жизнь и знания этой будущей жизни, а можно отметился на их одеждах и в их памяти таким вот странным способом.

Подводя итог всего выше сказанного, можно говорить о том, что в России пока не сформирована культура сохранения после себя того, что созидает организация. Нет такого посыла и задачи. А ведь формирование новых технологий работы с социальными группами возможно только тогда, когда кто-то, уже прошедший свой путь, транслирует этот опыт. Опыт, наполненный успехами и ошибками. Как у альпинистов: идущие следом за первопроходцем крайне редко отходят от намеченного курса и следа. Чтобы покорять вершины снова и снова. Давайте прокладывать эти курсы, оставлять следы.

2 Comments

Add yours
  1. Екатерина

    Согласна, а ведь фонд, превративший детей в рекламные «сэндвичи» включен в список 8 фондов, которым можно доверять.

Добавить комментарий